Слайд 1М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы
Александрова С.В.,
учитель русского языка и
литературы МОУ «СШ №8»
Слайд 2«Рукописи не горят»
Михаил Афанасьевич Булгаков
(1891-1940)
Слайд 3Слово о писателе
Место и время рождения. Благотворное влияние семьи на воспитание
и формирование главных черт личности
Медицинское образование. Служба земским врачом
Булгаков – свидетель и участник социальных катастроф ХХ века
Ранний талант. Первые рассказы
Влияние творчества великих мастеров слова
Слайд 4Слово о писателе
Драматургическая и театральная деятельность
Сатирические повести
Роман «Мастер и Маргарита» –
главный труд жизни Булгакова
Ранняя смерть писателя и долгое забвение его произведений
Возвращение имени Булгакова в историю русской литературы ХХ века
Слайд 5
Проверка знания содержания
«Собачье сердце» – социально-философская сатира на современное общество
Слайд 6Проверка знания содержания
Сколько рассказчиков в повести?
Перечислите главных героев (ФИО). Есть ли
среди них говорящие?
Где и когда происходит действие повести?
Перескажите сюжет. Назовите его элементы
Какие события можно считать фантастическими? Почему?
Слайд 7Главные герои повести
Филипп Филиппович Преображенский - профессор
Иван Арнольдович Борменталь - доктор,
ассистент профессора
Существо / Полиграф Полиграфович Шариков
Второстепенные герои
Дарья Петровна Иванова - кухарка в доме профессора
Зинаида Прокофьевна Бунина - горничная в доме профессора
Фёдор – дворник
Швондер – председатель домкома
Слайд 8У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека» (фантастическое
событие).
Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством в Москве на Пречистенке (Богородица) в квартире из семи (!!!) комнат. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях.
Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.
Слайд 9Что побудило писателя создать такое произведение?
Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана
в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.
В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.
Слайд 10Жанровые особенности
Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы.
Сюжет повести
напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса.
Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.
Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.
Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.
Слайд 11Сюжет и композиция
Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается
на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.
Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?
Слайд 12Повесть состоит из 9 частей и эпилога
Первая часть написана от имени
пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку.
Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.
Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.
Слайд 13Повесть состоит из 9 частей и эпилога
В четвёртой части Шарик знакомится
с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.
Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».
Слайд 14Повесть состоит из 9 частей и эпилога
Главы 6-9 – это история
короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.
Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.
Слайд 15Герои повести
Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный
врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.
Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.
«Стержень личности Преображенского — чувство собственного достоинства на грани аристократизма, проистекающее не из пошлого самолюбия, а из сверхличного ощущения важности собственной миссии».
Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.
Слайд 16Шарик и Шариков
Шарик - вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник
– всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».
У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне.
Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.
Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.
Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».
Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».
Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.
Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой
Шариков – люмпен, хам и тунеядец
Слайд 17Швондер
Швондер – второстепенный персонаж, пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл
немаловажную роль во внедрении Шариковаа в общество.
Автор не дает ему развернутой характеристики. Это – не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата.
Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос.
Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Преображенского, и всячески это демонстрирует.
Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента.
Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине. Для него Шариков – это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет
Слайд 18Шариковщина - это безрассудное поведение, которое выявляет отсутствие
воспитания и марали.
Швондерство – бездумная и слепая исполнительность, а также отсутствие деликатности и понимания сути.
Слайд 19Проблематика
Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность
править миром шариковым и швондерам.
Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.
Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.
Слайд 20Стилистические особенности
Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями:
«Не читайте до обеда
советских газет»,
«Разруха не в клозетах, а в головах»,
«Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский),
«Не в калошах счастье»,
«Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов...» (Шарик),
«ДокУмент – самая важная вещь на свете» (Швондер),
«Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).
«Какая гадина, а еще пролетарий»
«Нигде, кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме»
Слайд 21Стилистические особенности
Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по
себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.
Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.
Слайд 22Итоговые вопросы
В чем смысл названия повести?
Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что
у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Современна ли проблематика произведения в наши дни?