Слайд 1«Чудовищная нелепица войны»
в изображении М. А. Шолохова.
Слайд 2Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны
и влияния её на человека.
Слайд 3Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни.
«Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.
Слайд 4— Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части
романа?
— Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?
Слайд 5Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами II
части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года...». Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застаёт казаков за привычной работой — косили жито. И на сходе у людей одна тревога — мобилизация, одна мысль — «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя... говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).
Слайд 6— Как влияет война на людей, участвующих в боях?
Первые смерти —
нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не даёт жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».
Слайд 7Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в
изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):
«А было так: столкнулись на поле смерти люди, ещё не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».
Слайд 8— Как ведёт себя в полку Листницкий?
Листницкий пишет отцу: «Хочется живого
дела и... если хотите — подвига... Еду на фронт» (ч. 3, гл. 14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч. 3, гл. 15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.
Слайд 9— Охарактеризуйте образ Чубатого.
Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый («Убивай,
руби, не думай!» — ч. 3, гл. 12). Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него волчиное сердце».
Слайд 10— Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с
немцами?
Григорий спасает человеческую жизнь. (См. ч. 3, гл. 20).
— С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?
Слайд 11Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое —
что война делает с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности бесчеловечности войны.
«Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым — четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил» (ч. 4, гл. 4).
Слайд 12— Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т.
1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?
Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя.
Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего- то честолюбия) — вот о чём задумывается герой.
Слайд 13— Какие изобразительные средства использует автор?
Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает,
как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра — казаки поют «Поехал казак на чужбину далёку...»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»)
Слайд 14— Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале?
Гордость, независимость,
злость за всё, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).
Слайд 15— Как отражается война на жизни мирных жителей?
«Чудовищная нелепица войны не
щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» — «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.
Слайд 16Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев,
через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
Слайд 17Домашнее задание (по книге второй)
1. Как отразились события мировой войны на
мирной жизни казаков?
2. Новая власть и отношение к ней казаков.
3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).