Слайд 1Литературоведческий анализ рассказа А. П. Чехова «Событие». Дидактико-педагогический потенциал произведения.
Выполнила: преподаватель
русского языка и литературы
Новичихина Елена Александровна
Слайд 2Психоанализ как основа методологии изучения литературного произведения.
Психоанализ (нем. psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце
XIX начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Психоанализ произведения связан с поиском знаков-символов, свидетельствующих о психическом комплексе автора, он имеет отношение к психобиографии и психологии творчества писателя.
Слайд 3При литературоведческом анализе рассказа А. П. Чехова «Событие» целесообразнее всего использовать
метод психоанализа, так как писатель здесь сосредоточил внимание на идейно-нравственном состоянии человека. А.П. Чехова интересовало духовное, нравственное развитие, которое было погружено в поток повседневной материальной жизни.
Слайд 4Рассказ А. П. Чехова «Событие».
Слайд 5«В человеке должно все быть прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли».
А.П. Чехов.
Слайд 6 История создания.
Рассказ «Событие» Чехов Антон Павлович (1860 - 1904) написал в 1886
году. Впервые он был напечатан в «Петербургской газете», 1886, № 323, 24 ноября, стр. 3, отдел «Летучие заметки». Подпись: А. Чехонте.
Смысл названия.
Животные входят в рассказы А.П.Чехова под тем же знамением, что и дети. Писатель говорит о животных как о нравственных , чутких и верных друзьях. В рассказе «Событие» говорится о том, как у кошки появились котята, которым очень обрадовались главные герои (Нина и Ваня). Также Чехов показывает и отношение взрослых к маленьким существам.
Слайд 7Тема и проблема рассказа
А. П.Чехова «Событие».
Тема рассказа – рождение в
доме маленьких котят .
Идея: реакция детей и взрослых на появление питомцев.
В рассказе поднимаются проблемы:
нравственного воспитания детей;
отношение детей к животным, отсутствие жалости и сострадания к только что родившей кошке;
неумение детей обращаться с маленькими питомцами;
реакция взрослых на недостойное поведение детей.
Слайд 8Психологизм в рассказе.
Чехов не стремится сконцентрировать все штрихи, так или
иначе он характеризует внутренний мир персонажей. Психологическое состояние героев выясняется постепенно и незаметно для читателя, у которого не остается впечатления пристального авторского внимания к его внутреннему миру.
Слайд 9Отношение героев к животным.
Нина и Ваня – счастливы, они трогают их,
радуются, смеются.
Мать не смотрит на котят, только лишь просит налить кошке молока.
Отец не любит животных, постоянно ругает детей, что те подходят к ним и берут их в руки.
Гувернантка вообще не обращает на них внимания, а только ходит за детьми и пытается их успокоить.
Слайд 10С точки зрения психологии, родители делают грубые ошибки в воспитании своих
детей.
У матери и гувернантки – попустительский тип воспитания (они совершенно не смотрят, когда дети бегают по дому с новорожденными котятами).
У отца – авторитарный тип, он ругает детей за каждую шалость, причем не объясняя ничего.
Дети же, в силу возраста, не до конца понимают, за что их наказывают.
Слайд 11
В рассказе «Событие» А.П. Чехов не ставит все точки над «i»,
общее эмоциональное состояние обозначено так, что оно дает возможность читателю «идти в ту сторону», не ошибаться в своих доводах и мыслях. При этом читателю вовсе не надо прикладывать какие-то особые усилия, для того чтобы проникнуться настроением персонажей, – это получается как бы само собой.
Слайд 12Дидактико-педагогический потенциал рассказа А. П. Чехова «Событие».
Рассказ А. П. Чехова «Событие»
изучается в 5 классе на внеклассном чтении.
Рассказ можно использовать в целях нравственного и психологического воспитания детей.
Слайд 13Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
Начнем с определения жанра данного
произведения. (Рассказ)
Что такое рассказ? (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком –либо эпизоде из жизни героя).
Какие признаки имеет рассказ? (Повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного эпизода или кратковременность)
О каком событии идет речь в рассказе? ( О рождении маленьких котят) .
Как реагируют на это дети и взрослые? (Дети искреннее рады, а взрослым все равно).
Можно сказать, как человек относится к животным, так он относится и к людям.
Слайд 14
В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны.
Льдяные
– ледяные.
Ворчит – сердито бормочет.
Шалят – играют.
Подол – нижний край платья.
Таскает – носит.
Сентиментально – мечтательно, задумчиво.
Рожа – мордочка кошки.
Беззаветно – жертвенно, ни о чем не думая.
Разглагольствовать – говорить многословно и бессодержательно, «широко» и важно.
Польщенная – приятное расположение духа.
Конфузиться – смущаться.
Томятся – мучаются.
Помойка – место для выбрасывания мусора.
Игра в Винт – карточная игра.
Хлопочет – суетится по хозяйству.
Всполошатся – начнут действовать.
Лакей – слуга в господском доме.
Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
Слайд 15Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
Помимо детей в рассказе присутствуют и
взрослые, а кто именно? (Мама, папа, Степан, дядя Петруша, гувернантка, лакей).
Как дети ведут себя, когда увидели первый раз котят? Ответ найдите в тексте (Ваня и Нина вытягивают физиономии и с недоумением глядят друг на друга, потом оба разом вскрикивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.— Кошка ощенилась! — кричат они. — Кошка ощенилась).
Как кошка может ощениться? Почему взрослые слышат это, но не поправляют детей, они же говорят неправильно. (Может быть, что они не расслышали. Может не любили эту кошку, и им все равно, что говорят о ней дети).
Как реагирует мама, когда узнала, что кошка произвела на свет потомство? (Мама просит детей, чтобы они налили ей молока, так как у нее маленькие котята).
Слайд 16Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
Что делают дети с котятами? (Они
берут их в руки, начинают мять, пытаются открыть глаза).
Как реагирует кошка? И почему она не защищает своих котят? (Она видит, что Нина и Ваня - дети, они не до конца понимают, что делают).
В данной ситуации кошка оказалась умнее людей, а ведь могла бы оцарапать детей или укусить, дети же в силу возраста не понимают, что тем самым причиняют боль котятам и «душевную боль кошке». Но почему взрослые молчат? (Наверное, им все равно, кажется, у них нет душевного тепла).
А как вы думаете, почему детям запретили брать в руки котят? Их стало жалко родителям? (Наверное, дети мешали родителям, когда «бегали» по дому с котятами. ).
Как реагирует на это все папа? (Предлагает выбросить котят на помойку)
Слайд 17Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
В итоге, детям запретили приближаться к
котятам, но почему они не слушают родителей? И в каком тоне им был сказан запрет? (Детям был поставлен ультиматум: либо они не трогают котят, либо котят выбросят на помойку).
Дети ослушались папу, что они сделали? (На кухню запустили большую собаку, которая поела котят).
Зачем они запустили собаку? (Хотели найти папу котятам).
Когда котята были съедены, что сказали родители? (Мама занималась привычными делами, папа был спокоен, все смеялись и удивлялись аппетиту собаки).
Как реагируют на это дети? (Они начинают плакать, а потом их отправляют спать).
Слайд 18Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».
Как вы думаете, правильно ли в
данной ситуации поступили взрослые?
Осознали ли дети свой поступок?
Как вы думаете, когда Нина и Ваня вырастут, то они станут такими же или «пронесут» это событие через всю жизнь?
Слайд 19Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-рассуждение на поставленный вопрос.
Как вы думаете,
как должны были поступить взрослые в данной ситуации?