Презентация, доклад на тему Козицина С.В.Формирование читательской компетентности школьников

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Районное методическое объединение
учителей начальных классов

Руководитель РМО _Козицина С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ   Районное методическое объединениеучителей начальных классовРуководитель РМО _Козицина С.В.

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо

пристального внимания.

Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Сегодняшний мир — другой.

Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Большинство развитых стран,

Слайд 3ПРОБЛЕМА
Противоречия:
между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью

поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

между количеством часов по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

ПРОБЛЕМА Противоречия: между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к

Слайд 4ЦЕЛЬ
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской

компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
ЦЕЛЬПриоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как

Слайд 5ЗАДАЧИ
· изучить новые образовательные технологии и использовать их на практике;

· развивать

потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

· развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

· стимулировать творчество детей.

ЗАДАЧИ· изучить новые образовательные технологии и использовать их на практике;· развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством

Слайд 6ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;

изучение

лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;

выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;

читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;

личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной

Слайд 7ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей

способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению

Слайд 8ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием

книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ владением техникой чтения;приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;сформированностью

Слайд 9ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1.Формирование навыка чтения:
умение читать

вслух и про себя,
владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ  ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:1.Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение

Слайд 10ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
2. Начитанность.
Эта компетенция включает

в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ  ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание

Слайд 11ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
3. Умения работать с книгой


(определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

В работе по данному направлению используют опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ  ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по

Слайд 12ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
4. Навыки и умения собственно

читательской деятельности,

обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ  ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию

Слайд 13ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
общекультурная литературная компетентность –
восприятие

литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова;

знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения;

представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ: общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной

Слайд 14ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
ценностно-мировоззренческая компетентность-
понимание нравственных ценностей

и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе,

умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям,

отстаивать гуманистические нравственные позиции.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:ценностно-мировоззренческая компетентность- понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе,

Слайд 15ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
читательская компетентность –
способность к

творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;

умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев;

понимание специфики языка художественного произведения.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на

Слайд 16ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
речевая компетентность –

знание норм

русского литературного языка;

владение основными видами речевой деятельности;

способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами

Слайд 17В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЕВ ИНТЕРЕСА БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ:
активную познавательную направленность ребенка на тот

или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЕВ ИНТЕРЕСА БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ: активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление

Слайд 18ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
положительное отношение к

самой читательской деятельности ("люблю читать");

заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ: положительное отношение к самой читательской деятельности (

Слайд 19"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет

читателя.

Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение.
Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.


Слайд 20 ПОД УМЕНИЕМ ЧИТАТЬ ПОНИМАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:
- Умение вычитывать информацию.

- Умение размышлять

о прочитанном.

- Умение давать оценку прочитанному.

ПОД УМЕНИЕМ ЧИТАТЬ ПОНИМАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:  - Умение вычитывать информацию.- Умение размышлять о прочитанном.- Умение давать

Слайд 21ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОМПЕТЕНТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий

для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Формирование читательской компетентности школьников с помощью:
Технологии обучения в сотрудничестве,
Информационно-коммуникационной технологии,
Приёмов театрализации,
Использования мотивирующей модели «поощрения»,
Доступности книг с художественными произведениями,
Наличия индивидуальных заданий по текстам произведений,
Информирования родителей,
Активизации внимания на успешном опыте чтения.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОМПЕТЕНТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта

Слайд 22ЛЮБИТЕЛЬ КНИГ БАСНЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
К приятелю, чтоб скоротать досуг, Зашёл незваный гость. «Ты

стал читать, мой друг?» — Воскликнул он от удивленья И посмотрел восторженно вокруг На новые тома собраний сочинений — Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака, Что полки заняли почти до потолка… «Ты что молчишь? Смущён моим вопросом? В коллекции такой, бесспорно, прок велик! Но как ты достаёшь до самых верхних книг?» — «А очень просто, братец! Пылесосом!» *** Известно мне: в домах иных Стирают только пыль с изданий подписных.
ЛЮБИТЕЛЬ КНИГ БАСНЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА К приятелю, чтоб скоротать досуг, Зашёл незваный гость. «Ты стал читать, мой

Слайд 23«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в

несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...»
Марк Тулий Цицерон

Дети редко слушают взрослых,
но всегда берут с них пример.

«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть