Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Районное методическое объединение
учителей начальных классов
Руководитель РМО _Козицина С.В.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо
пристального внимания.
Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Сегодняшний мир — другой.
Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Слайд 3ПРОБЛЕМА
Противоречия:
между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью
поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
между количеством часов по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Слайд 4ЦЕЛЬ
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской
компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Слайд 5ЗАДАЧИ
· изучить новые образовательные технологии и использовать их на практике;
· развивать
потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
· развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
· стимулировать творчество детей.
Слайд 6ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;
изучение
лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Слайд 7ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей
способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Слайд 8ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Слайд 9ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1.Формирование навыка чтения:
умение читать
вслух и про себя,
владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
Слайд 10ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
2. Начитанность.
Эта компетенция включает
в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
3. Умения работать с книгой
(определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
В работе по данному направлению используют опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.
Слайд 12ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
4. Навыки и умения собственно
читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
общекультурная литературная компетентность –
восприятие
литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова;
знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения;
представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
ценностно-мировоззренческая компетентность-
понимание нравственных ценностей
и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе,
умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям,
отстаивать гуманистические нравственные позиции.
Слайд 15ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
читательская компетентность –
способность к
творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;
умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев;
понимание специфики языка художественного произведения.
Слайд 16ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СФЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКУ:
речевая компетентность –
знание норм
русского литературного языка;
владение основными видами речевой деятельности;
способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Слайд 17В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЕВ ИНТЕРЕСА БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ:
активную познавательную направленность ребенка на тот
или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Слайд 18ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
положительное отношение к
самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Слайд 19"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет
читателя.
Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение.
Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Слайд 20
ПОД УМЕНИЕМ ЧИТАТЬ ПОНИМАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:
- Умение вычитывать информацию.
- Умение размышлять
о прочитанном.
- Умение давать оценку прочитанному.
Слайд 21ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОМПЕТЕНТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий
для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Формирование читательской компетентности школьников с помощью:
Технологии обучения в сотрудничестве,
Информационно-коммуникационной технологии,
Приёмов театрализации,
Использования мотивирующей модели «поощрения»,
Доступности книг с художественными произведениями,
Наличия индивидуальных заданий по текстам произведений,
Информирования родителей,
Активизации внимания на успешном опыте чтения.
Слайд 22ЛЮБИТЕЛЬ КНИГ
БАСНЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашёл незваный гость. «Ты
стал читать, мой друг?» —
Воскликнул он от удивленья
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений —
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка…
«Ты что молчишь? Смущён моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаёшь до самых верхних книг?» —
«А очень просто, братец! Пылесосом!»
***
Известно мне: в домах иных
Стирают только пыль с изданий подписных.
Слайд 23«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в
несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...»
Марк Тулий Цицерон
Дети редко слушают взрослых,
но всегда берут с них пример.