Слайд 1
Долг и честь в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Автор: Закурдаева Н.Г.,учитель русского
языка и литературы
Слайд 2ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, способствовать формированию
умения анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия, вырабатывать свою точку зрения, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь»
Слайд 3Цели :
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
Слайд 5викторина
•Имя, отчество отца Гринева…
•Служил при графе…
•Имя, отчество матери…
•Сыну был пожалован
в дядьки…
•Выучился Петруша грамоте…
и мог очень здраво судить о…
•Для Петруши был нанят француз…,
который в отечестве своем был…
в Пруссии …,
а потом приехал в Россию, чтобы…, не очень понимая значение этого слова
•Батюшка вошел на урок…
•В это время Петруша…
•А Бопре …
•Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…
•Алкогольный напиток, который впервые попробовал Гринев по настоянию Зурина …
•Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу…
•Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости…
•Оружие, которым герой был ранен на дуэли…
•Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией…
•Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь…
Слайд 7словарь
Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая
совесть.
Долг- то же, что обязанность.
Достоинство-совокупность высоких положительных качеств, а также уважение этих качеств к себе.
Выйти с честью- найти достойный выход из положения.
Слайд 101.Воспитание и образование
Гринёв
Швабрин
Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное
образование, испытал на себе влияние человека из народа.
Швабрин получил столичное воспитание и образование.
Слайд 112. Отношение к окружающим людям
Гринёв
Швабрин
Для Гринёва характерна доброта, правдивость и великодушие,
душевная щедрость, глубокая справедливость.
Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность
Слайд 123. Отношение к любви
Гринёв
Швабрин
У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность
на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине.
У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине
Слайд 134. Понимание воинского долга
Гринёв
Швабрин
Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью
во имя долга.
Швабрин изменяет воинской присяге (не по идейным мотивам, а из низменных побуждений).
Слайд 14Проверочная работа. задание1
Установите соответствие между тремя основными персонажами,
фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности.
ПЕРСОНАЖИ качества личности
А) Алексей Швабрин
Б) Пётр Гринёв
В) Маша Миронова
1) отсутствие жеманства, скромность, застенчивость
2) искренняя злоба и притворная насмешливость
3) глубокая справедливость
4) открытость и восторженность
Слайд 15задание2
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их
дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Емельян Пугачёв
Б) Алексей Швабрин
В) Пётр Гринёв
1) счастливо женится на Маше Мироновой
2) умирает от тяжёлой болезни
3) казнён по велению императрицы
4) арестован и заключён в тюрьму
Слайд 16задание3
Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в
противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
Слайд 17задание4
В произведении герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный
вид речи?
Слайд 19Вопросы:
Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и
заставил читателя сравнивать их?
Как каждый из них делает свой выбор в жизни?
Так кто же, по-вашему, является в повести человеком чести?
А как писатель сам относится к своим героям?
Какие произведения вы можете назвать, где герой – человек чести?
Слайд 20рефлексия
Было интересно
Хотелось спорить
Вызвало удивление
Было трудно
Слайд 22Литературные термины
1.Антигерой - литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных
черт и качеств.
2.Герой литературный - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.
3. Исторический роман - роман, действие которого развертывается на фоне
исторических событий.
4.Позиция автора - отношение писателя, поэта, к тем проблемам, которые он поднимает, освещает, обсуждает в своих произведениях.
Слайд 23Список используемых источников
http://a4format.ru/book-titles.php?author=53&dtls_books=1<=207&submenu=5&title=53
http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0869.htm
http://pedsovet.su/load/387-1-0-43686
http://www.literaturus.ru/2015/09/illjustracii-kapitanskaja-dochka-kartinki-risunki.html
https://slovar.cc/lit/term/2145051.html
http://5literatura.net/Kapitanskaja-dochka/Istoricheskaja-osnova-Kapitanskoj-dochki/025-KHudozhniki-illjustratory.html