Слайд 1Октябрьский филиал КГБ ПОУ «УАПК» Кабинет русского языка и литературы преподаватель
Копылова Н.А.
январь 2018 г. с.Покровка
ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: « ЛОЖЬ И ПРАВДА : ВЗГЛЯД НА СПОР ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ « НА ДНЕ» ЧИТАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
Слайд 3Посвящается 150 летию писателя Максима Горького
Слайд 4ЦЕЛИ УРОКА:
НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ ТЕКСТ ПЬЕСЫ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ РЕПЛИКИ, ПОСТУПКИ,
ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ.
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОБИТАТЕЛЕЙ НОЧЛЕЖКИ, ОБЪЯСНЯЯ, ПОЧЕМУ У НИХ НЕТ ИМЕН , А ТОЛЬКО ПРОЗВИЩА И ФАМИЛИИ. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ГЕРОЕВ В СПОРЕ О ЛЖИ И ПРАВДЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ : КТО ИЗ ГЕРОЕВ ЛУКА ИЛИ САТИН - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, А КТО - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?
ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРОСМОТРЕННОМУ СПЕКТАКЛЮ.
Слайд 5ЭПИГРАФ К УРОКУ:
УСПЕХ ПЬЕСЫ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Я НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ОЖИДАЛ…
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ - НИ ПУБЛИКА, НИ РЕЦЕНЗЯТА - ПЬЕСУ НЕ РАСКУСИЛИ. ХВАЛИТЬ – ХВАЛЯТ, А ПОНИМАТЬ НЕ ХОТЯТ. Я ТЕПЕРЬ СООБРАЖАЮ, КТО ВИНОВАТ?
( М. Горький)
Слайд 6ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ПЬЕСЫ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАЗВИТИИ
СЮЖЕТА. ПОСЛЕ УХОДА ЛУКИ ВСЕ ПРОИСХОДИТ СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК РАССЧИТЫВАЛИ ГЕРОИ И В ЧЕМ ИХ УБЕЖДАЛ ЛУКА. ВАСЬКА ПЕПЕЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЙДЕТ В СИБИРЬ, НО НЕ КАК ВОЛЬНЫЙ ПОСЕЛЕНЕЦ , А КАК КАТОРЖНИК , ОСУЖДЕННЫЙ ЗА УБИЙСТВО КОСТЫЛЕВА. АКТЕР, ПОТЕРЯВШИЙ ВЕРЫ В СВОИ СИЛЫ, В ТОЧНОСТИ ПОВТОРИТ СУДЬБУ ГЕРОЯ ПРИТЧИ О ПРАВЕДНОЙ ЗЕМЛЕ, РАССКАЗАННОЙ ЛУКИ. ЛУКА, РАССКАЗАВ ПРИТЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ, РАЗУВЕРИВШИСЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ ПРАВЕДНОЙ ЗЕМЛИ, ПОЛАГАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЛИШИТЬ НАДЕЖДЫ , ПУСТЬ И ИЛЛЮЗОРНОЙ. ГОРЬКИЙ ЧЕРЕЗ СУДЬБУ АКТЕРА УВЕРЯЕТ ЧИТАТЕЛЯ И ЗРИТЕЛЯ В ТОМ , Ч О ИМЕННО ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К ПЕТЛЕ.
Слайд 7ЗАДАНИЕ:
В ЧЕМ ОБМАНУЛ ОБИТЕТЕЛЕЙ НОЧЛЕЖКИ ЛУКА?
АКТЕР ОБВИНЯЕТ
ЛУКУ В ТОМ, ЧТО ОН НЕ ОСТАВИЛ АДРЕСА БЕСПЛАТНОЙ ЛЕЧЕБНИЦЫ ВС Е ГЕРОИ СХОДЯТСЯ В ТОМ, ЧТО НАДЕЖДА, КОТОРУЮ ЛУКА ВСЕЛИЛ В ИХ ДУШИ - ЛОЖНАЯ. НО ВЕДЬ ОН НЕ ОБЕЩАЛ ИХ ВЫВЕСТИ СО ДНА ЖИЗНИ , ОН ПРОСТО ПОДДЕРЖАЛ ИХ РОБКУЮ ВЕРУ В ТО, ЧТО ВЫХОД ЕСТЬ, НО ОН НЕ ЗАКАЗАН ДЛЯ НИХ. ВЕРА В СЕБЯ, ПРОСНУВШАЯСЯ В ГЕРОЯХ НОЧЛЕЖКИ, СЛИШКОМ СЛАБА И НЕПРОЧНА И С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ГЕРОЯ , СПОСОБНОГО ПОДДЕРЖАТЬ ИХ, УГАСЛА. ВСЕ ДЕЛО В СЛАБОСТИ ГЕРОЕВ, В ИХ НЕСПОСОБНОСТИТ И НЕЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО НЕМНОГОЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ БЕЗЖАЛОСТНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, ОБРЕКАЮЩИМ ИХ НА СУЩЕСТОВАНИЕ В НОЧЛЕЖКЕ КОСТЫЛЕВЫХ.
Слайд 8ВОТ ПОЭТОМУ АВТОР АДРЕСУЕТ ОБВИНЕНИЕ НЕ
ЛУКЕ, А ГЕРОЯМ , НЕСПОСОБНЫМ НАЙТИ
В СЕБЕ
СИЛЫ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ СВОЮ ВОЛЮ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ГОРЬКОМУ УДАЕТСЯ
ВСКРЫТЬ ОДНУ ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ
РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА:
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ, РЕЗКО
КРИТИЧЕСКОЕ К НЕЙ ОТНОШЕНИЕ И ПОЛНУЮ
НЕГОТОВНОСТЬ ПРЕДПРИНЯТЬ ЧТО БЫ ТО НИ
БЫЛО , ЧТОБЫ ЭТУ РЕАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ.
ПОЭТОМУ ТАК ТЕПЛО ОНИ ПРИНИМАЮТ ЛУКУ. ОН
ОБЪЯСНЯЕТ ИМ ИХ НЕУДАЧИ ВНЕШНИМИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ , И НЕ ВИНИТ ГЕРОЕВ В
ИХ НЕУДАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ. МЫСЛЬ О ПОПЫТКЕ
КАК-ТО ИЗМЕНИТЬ ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ
ПРИХОДИТ В ГОТОВУ НИ ЛУКЕ, НИ ОБИТАТЕЛЯМ
НОЧЛЕЖКИ. ПОЭТОМУ ОНИ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНО
ПЕРЕЖИВАЮТ УХОД ЛУКИ, НАДЕЖДА,
РАЗБУЖЕННАЯ В ИХ ДУШАХ, НЕ МОЖЕТ НАЙТИ В
ИХ ХАРАКТЕРАХ ВНУТРЕННЕЙ ОПОРЫ, ИМ
ВСЕГДА БУДЕТ НУЖНА ВНЕШНЯЯ ПОДДЕРЖКА
ТАКИХ ЛЮДЕЙ КАК ЛУКА.
ЛУКА ВЫСТУПАЕТ У ГОРЬКОГО КАК ПАССИВНЫЙ ИДЕОЛОГ.
Слайд 10«Бугровская ночлежка»
Обитатели приюта «Бугровская ночлежка» послужили прототипами героев пьесы М.Горького.
Приют
построил в 1880-1883 гг. А.П.Бугров, предприниматель и меценат.
Слайд 11
ЗАДАНИЕ:
*КАК ХАРАКТЕРЕЗУЕТ ЛУКУ СТИХОТВОРЕНИЕ , КОТОРОЕ ВСПОМНИЛ АКТЕР ?
*КТО
АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ? *КАК ОТНОСИТСЯ ПИСАТЕЛЬ К «БЕЗУМЦУ» , НАВЕВАЮЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ « СОН ЗОЛОТОЙ».
Слайд 13Согласны ли вы с характеристикой?
Это пожилой странник, который на некоторое время
появляется в ночлежке. Лука утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Он прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Также Лука рассказывает притчу о "праведной земле". Лука хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Персонаж исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. Ночлежники вспоминают о Луке, высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Слайд 15ПО МЫСЛИ ПИСАТЕЛЯ , ПАССИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ МОЖЕТ ЛИШЬ ПРИМИРИТЬ ГЕРОЯ С
КЕГО НЫНЕШНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕ ПОДВИГНЕТ ЕГО К ПОПЫТКЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИТЬ, КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ С АННОЙ, НАСТЕЙ, АКТЕРОМ. НО КТО МОГ ВОЗРАЗИТЬ , КТО МОГ БЫ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ЧТО-ТО ЛУКЕ? ТАКИХ ГЕРОЕВ В НОЧЛЕЖКЕ НЕ БЫЛО. ДНО НЕ МОЖЕТ ВЫРАБОТАТЬ ИНОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ , ПОЭТОМУ СТОЛЬ БЛИЗКИ ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ ИДЕИ ЛУКИ. НО ЕГО ПРОПОВЕДЬ ДАЛА ИМПУЛЬС ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИ Я НОВОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЕМ СТАЛ САТИН.
ОН ПРЕКРАСНО ОСОЗНАЕТ , ЧТО ЕГО УМОНАСТРОЕНИЕ СКАЗЫВАЕТСЯ РЕАКЦИЕЙ НА СЛОВА ЛУКИ:» ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА! ОН… ПОДЕЙСТВОВАЛ НА МЕНЯ, КАК КИСЛОТА НА СТАРУЮ И ТГРЯЗНУЮ МОНЕТУ
Слайд 16ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ ДРАМЫ ( САМОУБИЙСТВО АКТЕРА) СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ ВОПРОС О
ЖАНРЕ ПЬЕСЫ. У НАС НЕТ ОСНОВАНИЯ РАССМАТРИВАТЬ ДРАМУ КАК ТРАГЕДИЮ . СМЕРТЬ АКТЕРА - ЭТО АКТ ОТЧАЯНИЯ И НЕВЕРИЯ В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ К ВОЗРОЖДЕНИЮ. СРЕДИ ГЕРОЕВ ДНА НЕТ ЯВНЫХ ИДЕОЛОГОВ, ПРОТИВОСТОЯЩИХ РЕАЛЬНОСТИ. ОНИ НЕ ДОСТИГЛИ ТОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ, КОГДА ТРАГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ ОСОЗНАННО. ТАКОГО ГЕРОЯ ГОРЬКИЙ В НОЧЛЕЖКЕ НЕ НАХОДИТ, ПОЭТОМУ ПЬЕСА « НА ДНЕ « РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА. В ПЬЕСЕ « НА ДНЕ» ПРЕДМЕТОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РУБЕЖА ВЕКОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ГЕРОЕВ. ПРИ ЭТОМ ГЛАВНЫМ , ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ СОЗНАНИЕ НОЧЛЕЖНИКОВ И ПРОЯВИВШИЕСЯ В НЕМ СТОРОНЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
Слайд 17Социальные обстоятельства, воздействующие на героев пьесы
ГОРЬКИЙ ПЫТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ , КАКОВЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА , КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТОВАЛИ НА ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ? ( ДЛЯ ЭТОГО ОН ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕДЫСТОРИЮ ГЕРОЕВ , КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ЯСНОЙ ИЗ ДИАЛОГОВ ГЕРОЕВ) НО ВАЖНЕЕ ВСЕГО ПОКАЗАТЬ ТЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДНА , В КОТОРЫХ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ ТЕПЕРЬ. ИМЕННО ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ УРАВНИВАЕТ БЫВШЕГО АРИСТОКРАТА БАРОНА С ШУЛЕРОМ БУБНОВЫМ И ВОРОМ ВАСЬКОЙ ПЕПЛОМ. , ФОРМИРУЕТ ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ЧЕРТЫ СОНАНИЯ : НЕПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИИ В ТО ЖЕ ВРЕНМЯ ПАССИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ.
Слайд 18ВНУТРИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧИНАЯ С 40-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА СКЛАДЫВАЕТСЯ
НАПРАВЛЕНИЕ , КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПАФОС СОЦИАЛЬНОГО КРИТИЦИЗМА В ОТНОШЕНИИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ИМЕННО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ , КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ИМЕНАМИ ПИСАТЕЛЕЙ ГОГОЛЯ, ЧЕРНЫШЕВСКОГО, ДОБРОЛЮБОВА, ПИСАРЕВА, ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.. Горький в драме « На дне» ПРОДОЛЖАЕТ ЭТИ ТРАДИЦИИ, ЧТ О ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КРИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ К СОЦИАЛЬНЫМ СТОРОНАМ ЖИЗНИ И ВО МНОГОМ К ГЕРОЯМ , В ЭТУ ЖИЗНЬ ПОГРУЖЕННЫМ И ЕЮ СФОРМИРОВАННЫМ.
Слайд 19КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ПОПРОБУЙТЕ, ОПИРАЯСЬ НА ТНКСТ , ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРЕД
НАМИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
ПОКАЖИТЕ ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ.
ТИПИЧНОСТЬ - НЕ ЗНАЧИТ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ , НАПРОТОИВ, ТИПИЧЕСКОЕ ЧАЩЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ. (СУДИТЬ О ТИПИЧНОСТИ – ЗНАЧИТ СУДИТЬ О ТОМ, КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОРОДИЛИ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЧЕМ ЭТОТ ХАРАКТЕР ОБУСЛОВЛЕН, КАКОВЫ ПРЕДЫСТОРИЯ ГЕРОЯ, КАКИЕ ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ ПРИВЕЛИ ЕГО К СОВРЕМЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ И ОПРЕДЕЛИЛИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ КАЧЕСТВА ЕГО СОЗНАНИЯ.
Слайд 21ЗАДАНИЕ :
В ЧЕМ ТИПИЧНОСТЬ БУБНОВА, КЛЕЩА, БАРОНА, АКТЕРА, НАСТИ, АННЫ, ВАСЬКИ
ПЕПЛА?
ВОПЛОЩАЕТ ЛИ ОБРАЗ ЛУКИ ТИПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР?
В ЧЕМ ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗА САТИНА?
Слайд 23История жизни Барона
Раньше он был бароном, имел достаточно высокое социальное положение.
Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.
Слайд 25История Актера
Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В
прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает его, рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу. Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может спастись.
Слайд 27Клещ
Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он
хочет вернуться к "нормальной" жизни посредством упорного, честного труда. Сначала гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу. Персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: "Заныла!"
В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с "бездельничающими босяками", пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное "неделание".
Слайд 29История Насти
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни
пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене. Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Слайд 31Позиция Бубнова
В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились,
его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно.
Позиция Бубнова - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения героя, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека. Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Бубнов уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.
Слайд 33Кто она Анна?
Жена Клеща. Она находится умирает, но на «дне жизни»
так мало осталось человеческого, сочувствия нет, нет уважения к смерти.
Ложь Луки для Анны является спасением, обретением надежды на лучшую жизнь на том свете.
Слайд 35Васька Пепел
Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки
Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
Слайд 37Семья Костылевых
Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. Ему «54
года, содержатель ночлежки»,лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого "хозяина жизни".
У жены К. Василисы нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она "умная баба", умеет приспосабливаться к любой обстановке.
Слайд 39Немного о герое… Татарин
Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном,
иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
Слайд 41Сатин
Ему «лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки
становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным.
Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." Он осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!"
Слайд 42Дискуссионная беседа
Хорошо известно, что Горький перебрал несколько заглавий для
произведения: « Без солнца», « Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и остановился на очень лаконичном-
« На дне».
Как вы думаете , почему предшествующие варианты не удовлетворили писателя?
Слайд 43Изменилось ли что-нибудь в характере Барона, когда он попал на «дно»,
может быть он и в прошлой жизни был
«мелким» человеком ?
Слайд 44Как вы понимаете само характеристику Луки : « Мяли много, от
того и мягок»?
Почему Горький сделал Луку странником?
Герои называют Луку по-разному: бродяга… Кто, на ваш взгляд , точнее называет Луку?
Слайд 45Как характеризует Луку его отношение к людям? Кого из героев русской
литературы он напоминает вам?
Кому и зачем рассказывает Лука притчу о праведной земле? В чем ее смысл?
Слайд 46«Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора».
Хочу
помочь Вам сформировать умение не просто отвечать на вопросы, а высказывать собственные суждения, делать определенные выводы, характеризовать героев произведения, создавать их литературный портрет , связывая своё суждение с личным опытом, опираясь на текст художественного произведения.
Самостоятельно анализируем определенные поступки героев, самостоятельно мыслим, грамотно строим свои высказывания, приводим доказательства и обоснование своих выводов на основе знания текста произведения.
Слайд 47Рассуждаем и анализируем
Выявите позиции героев в споре о лжи и правде.
Какие из них являются антагонистическими?
Чем ложь Луки отличается от лжи Костылева?
Слайд 48Может ли человек жить без веры?
Как на это вопрос отвечают
герои пьесы?
Слайд 49Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить или не
верить… он за все платит сам : за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен.»
Слайд 50Верите ли вы словам Клеща : «Какие они люди?.. Я –
рабочий человек… мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю …ты думаешь. Я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу срежу. А вылезу?»
Слайд 51Почему после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, как
он обещал героям? Разделяете ли вы мнение исследователя в том, что в основе драмы лежит глубоко религиозная проблема? Понятие «ДНО» здесь имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание. Обитатели ночлежного дома утратили веру в Бога , а может и не имели ее совсем), значит, утратили веру в себя , в свои внутренние возможности
Слайд 52Почему в четвертом действии возникает спор о ЧЕЛОВЕКЕ? Можно ли
считать Луку и Сатина героями – антагонистами?
Слайд 53Оценка героев пьесы читателями
До сих пор спорят о том. Кто из
героев Лука или Сатин – положительный. А кто - отрицательный персонаж. Как вы думаете, почему читатели и критики не могут прийти к однозначному выводу? Да и возможна ли однозначная оценка образов этих героев? Почему?
Слайд 54Что лучше: истина или сострадание?
Что управляет человеком, какие ценности
превыше всего?
Как согласуются свобода, любовь, добро, истина, сила и справедливость?
Слайд 55Проверка домашнего задания
Почему пьесу « На дне» можно назвать философской драмой?
Книги
читают не столько люди, сколько время. Докажите или опровергните это утверждение. Взгляды читателей разных поколений. ( «Ложь и правда» глазами читателей)
Слайд 56Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне»
Ф.И.Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей»
заявил:
«Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…»
Действительно, речь персонажей пьесы яркая, сочная, афористичная
Слайд 57Кому принадлежат эти слова?
«Ни одна блоха – не плоха».
«Старику – где
тепло, там и родина».
«Все мы на земле странники…»
«Барство-то, как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются».
«Без причины и прыщ не вскочит».
«Человек всё может… лишь бы захотел».
«Помрёшь - отдохнёшь».
«Во что веришь, то и есть».
«Любить живых надо».
«Человека приласкать – никогда не вредно».
«Не всегда правдой душу вылечишь».
«Под лежач камень вода не течёт».
«Есть – люди, а есть - человеки».
«Тюрьма - добру не научит, а человек - научит
Слайд 59Творческая работа
Запишите афоризмы, используемые Вам в жизни, либо услышанные Вами когда-либо.
Слайд 60Кто автор этих строк?
«Многим деньги легко достаются, да немногие с ними
легко расстаются».
«Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд обязанность, жизнь – рабство!»
«Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
«В карете прошлого далеко не уедешь».
«Человек выше сытости».
«Дважды убить нельзя».
«Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга».
Слайд 62Кто произносит эти слова?
«Хороша парочка, баран да ярочка».
«Доброта – она превыше
всех благ».
«Человек должен определять себя к месту, а не путаться зря на земле».
Слайд 64«Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трёшницу».
«У всех людей
души серенькие…все подрумяниться желают».
Слайд 66«Жди от волка толка!»
«В женщине – душа должна быть».
«Ты – не
гвоздь, я – не клещи».
«Волчья жизнь – мало радует».
«А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…»
«Ежели людей по работе ценить…тогда лошадь лучше всякого человека…возит - молчит»
Слайд 68«Без имени – нет человека».
«Талант – эта вера в себя, в
свою силу».
Слайд 70
«Замуж бабе выйти – всё равно, что в прорубь зимой прыгнуть:
один раз сделала – на всю жизнь памятно».
Слайд 72
«Не обижай человека – вот закон».
«Всякое время даёт свой закон».
Слайд 76«Шум - смерти не помеха».
«Снаружи, как себя не раскрашивай, всё сотрётся».
«Все
хотят порядка, да разума нехватка».
«Все люди живут… как щепки по воде плывут».
«Болезнь боится слова, а смерть - нет».
«Раскрашивай, ворона, перья…валяй!»
«Был честной, да позапрошлой весной».
«Вовремя уйти всегда лучше…»
«И одна – не бедна, коли умна».