Презентация, доклад на тему Конкурсная работа Урок по пьесе На дне Горького

Содержание

Посвящается 150 летию писателя Максима Горького

Слайд 1Октябрьский филиал КГБ ПОУ «УАПК» Кабинет русского языка и литературы преподаватель

Копылова Н.А.
январь 2018 г. с.Покровка

ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: « ЛОЖЬ И ПРАВДА : ВЗГЛЯД НА СПОР ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ « НА ДНЕ» ЧИТАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Октябрьский филиал КГБ ПОУ «УАПК» Кабинет русского языка и литературы преподаватель Копылова Н.А. январь 2018 г. с.ПокровкаДИСКУССИЯ

Слайд 3Посвящается 150 летию писателя Максима Горького

Посвящается 150 летию писателя Максима Горького

Слайд 4ЦЕЛИ УРОКА:
НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ ТЕКСТ ПЬЕСЫ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ РЕПЛИКИ, ПОСТУПКИ,

ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ.
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОБИТАТЕЛЕЙ НОЧЛЕЖКИ, ОБЪЯСНЯЯ, ПОЧЕМУ У НИХ НЕТ ИМЕН , А ТОЛЬКО ПРОЗВИЩА И ФАМИЛИИ. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ГЕРОЕВ В СПОРЕ О ЛЖИ И ПРАВДЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ : КТО ИЗ ГЕРОЕВ ЛУКА ИЛИ САТИН - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, А КТО - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?
ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРОСМОТРЕННОМУ СПЕКТАКЛЮ.
ЦЕЛИ УРОКА:НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ВДУМЧИВО ЧИТАТЬ ТЕКСТ ПЬЕСЫ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ РЕПЛИКИ, ПОСТУПКИ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОБИТАТЕЛЕЙ НОЧЛЕЖКИ,

Слайд 5ЭПИГРАФ К УРОКУ:
УСПЕХ ПЬЕСЫ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Я НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ОЖИДАЛ…

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ - НИ ПУБЛИКА, НИ РЕЦЕНЗЯТА - ПЬЕСУ НЕ РАСКУСИЛИ. ХВАЛИТЬ – ХВАЛЯТ, А ПОНИМАТЬ НЕ ХОТЯТ. Я ТЕПЕРЬ СООБРАЖАЮ, КТО ВИНОВАТ?
( М. Горький)
ЭПИГРАФ К УРОКУ: УСПЕХ ПЬЕСЫ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ			Я НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ОЖИДАЛ… ТЕМ НЕ МЕНЕЕ - НИ ПУБЛИКА,

Слайд 6ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ПЬЕСЫ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАЗВИТИИ

СЮЖЕТА. ПОСЛЕ УХОДА ЛУКИ ВСЕ ПРОИСХОДИТ СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК РАССЧИТЫВАЛИ ГЕРОИ И В ЧЕМ ИХ УБЕЖДАЛ ЛУКА. ВАСЬКА ПЕПЕЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЙДЕТ В СИБИРЬ, НО НЕ КАК ВОЛЬНЫЙ ПОСЕЛЕНЕЦ , А КАК КАТОРЖНИК , ОСУЖДЕННЫЙ ЗА УБИЙСТВО КОСТЫЛЕВА. АКТЕР, ПОТЕРЯВШИЙ ВЕРЫ В СВОИ СИЛЫ, В ТОЧНОСТИ ПОВТОРИТ СУДЬБУ ГЕРОЯ ПРИТЧИ О ПРАВЕДНОЙ ЗЕМЛЕ, РАССКАЗАННОЙ ЛУКИ. ЛУКА, РАССКАЗАВ ПРИТЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ, РАЗУВЕРИВШИСЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ ПРАВЕДНОЙ ЗЕМЛИ, ПОЛАГАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЛИШИТЬ НАДЕЖДЫ , ПУСТЬ И ИЛЛЮЗОРНОЙ. ГОРЬКИЙ ЧЕРЕЗ СУДЬБУ АКТЕРА УВЕРЯЕТ ЧИТАТЕЛЯ И ЗРИТЕЛЯ В ТОМ , Ч О ИМЕННО ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К ПЕТЛЕ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ПЬЕСЫАВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ  ВЫРАЖАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ  РАЗВИТИИ СЮЖЕТА. ПОСЛЕ УХОДА ЛУКИ ВСЕ ПРОИСХОДИТ

Слайд 7ЗАДАНИЕ: В ЧЕМ ОБМАНУЛ ОБИТЕТЕЛЕЙ НОЧЛЕЖКИ ЛУКА?
АКТЕР ОБВИНЯЕТ

ЛУКУ В ТОМ, ЧТО ОН НЕ ОСТАВИЛ АДРЕСА БЕСПЛАТНОЙ ЛЕЧЕБНИЦЫ ВС Е ГЕРОИ СХОДЯТСЯ В ТОМ, ЧТО НАДЕЖДА, КОТОРУЮ ЛУКА ВСЕЛИЛ В ИХ ДУШИ - ЛОЖНАЯ. НО ВЕДЬ ОН НЕ ОБЕЩАЛ ИХ ВЫВЕСТИ СО ДНА ЖИЗНИ , ОН ПРОСТО ПОДДЕРЖАЛ ИХ РОБКУЮ ВЕРУ В ТО, ЧТО ВЫХОД ЕСТЬ, НО ОН НЕ ЗАКАЗАН ДЛЯ НИХ. ВЕРА В СЕБЯ, ПРОСНУВШАЯСЯ В ГЕРОЯХ НОЧЛЕЖКИ, СЛИШКОМ СЛАБА И НЕПРОЧНА И С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ГЕРОЯ , СПОСОБНОГО ПОДДЕРЖАТЬ ИХ, УГАСЛА. ВСЕ ДЕЛО В СЛАБОСТИ ГЕРОЕВ, В ИХ НЕСПОСОБНОСТИТ И НЕЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО НЕМНОГОЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ БЕЗЖАЛОСТНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, ОБРЕКАЮЩИМ ИХ НА СУЩЕСТОВАНИЕ В НОЧЛЕЖКЕ КОСТЫЛЕВЫХ.
ЗАДАНИЕ: В ЧЕМ ОБМАНУЛ  ОБИТЕТЕЛЕЙ  НОЧЛЕЖКИ ЛУКА?  АКТЕР ОБВИНЯЕТ ЛУКУ В ТОМ, ЧТО ОН

Слайд 8ВОТ ПОЭТОМУ АВТОР АДРЕСУЕТ ОБВИНЕНИЕ НЕ
ЛУКЕ, А ГЕРОЯМ , НЕСПОСОБНЫМ НАЙТИ

В СЕБЕ
СИЛЫ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ СВОЮ ВОЛЮ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ГОРЬКОМУ УДАЕТСЯ
ВСКРЫТЬ ОДНУ ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ
РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА:
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ, РЕЗКО
КРИТИЧЕСКОЕ К НЕЙ ОТНОШЕНИЕ И ПОЛНУЮ
НЕГОТОВНОСТЬ ПРЕДПРИНЯТЬ ЧТО БЫ ТО НИ
БЫЛО , ЧТОБЫ ЭТУ РЕАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ.
ПОЭТОМУ ТАК ТЕПЛО ОНИ ПРИНИМАЮТ ЛУКУ. ОН
ОБЪЯСНЯЕТ ИМ ИХ НЕУДАЧИ ВНЕШНИМИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ , И НЕ ВИНИТ ГЕРОЕВ В
ИХ НЕУДАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ. МЫСЛЬ О ПОПЫТКЕ
КАК-ТО ИЗМЕНИТЬ ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ
ПРИХОДИТ В ГОТОВУ НИ ЛУКЕ, НИ ОБИТАТЕЛЯМ
НОЧЛЕЖКИ. ПОЭТОМУ ОНИ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНО
ПЕРЕЖИВАЮТ УХОД ЛУКИ, НАДЕЖДА,
РАЗБУЖЕННАЯ В ИХ ДУШАХ, НЕ МОЖЕТ НАЙТИ В
ИХ ХАРАКТЕРАХ ВНУТРЕННЕЙ ОПОРЫ, ИМ
ВСЕГДА БУДЕТ НУЖНА ВНЕШНЯЯ ПОДДЕРЖКА
ТАКИХ ЛЮДЕЙ КАК ЛУКА.
ЛУКА ВЫСТУПАЕТ У ГОРЬКОГО КАК ПАССИВНЫЙ ИДЕОЛОГ.
ВОТ ПОЭТОМУ АВТОР АДРЕСУЕТ ОБВИНЕНИЕ НЕЛУКЕ, А ГЕРОЯМ , НЕСПОСОБНЫМ НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ СВОЮ ВОЛЮ

Слайд 10«Бугровская ночлежка»
Обитатели приюта «Бугровская ночлежка» послужили прототипами героев пьесы М.Горького.
Приют

построил в 1880-1883 гг. А.П.Бугров, предприниматель и меценат.
«Бугровская ночлежка»Обитатели приюта «Бугровская ночлежка» послужили прототипами героев пьесы М.Горького. Приют построил в 1880-1883 гг. А.П.Бугров, предприниматель

Слайд 11 ЗАДАНИЕ: *КАК ХАРАКТЕРЕЗУЕТ ЛУКУ СТИХОТВОРЕНИЕ , КОТОРОЕ ВСПОМНИЛ АКТЕР ? *КТО

АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ? *КАК ОТНОСИТСЯ ПИСАТЕЛЬ К «БЕЗУМЦУ» , НАВЕВАЮЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ « СОН ЗОЛОТОЙ».

Слайд 12Лука

Лука

Слайд 13Согласны ли вы с характеристикой?
Это пожилой странник, который на некоторое время

появляется в ночлежке. Лука утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Он прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Также Лука рассказывает притчу о "праведной земле". Лука хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Персонаж исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. Ночлежники вспоминают о Луке, высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Согласны ли вы с характеристикой?Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Лука утешает людей.

Слайд 14Лука и Сатин

Лука и Сатин

Слайд 15ПО МЫСЛИ ПИСАТЕЛЯ , ПАССИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ МОЖЕТ ЛИШЬ ПРИМИРИТЬ ГЕРОЯ С

КЕГО НЫНЕШНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕ ПОДВИГНЕТ ЕГО К ПОПЫТКЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИТЬ, КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ С АННОЙ, НАСТЕЙ, АКТЕРОМ. НО КТО МОГ ВОЗРАЗИТЬ , КТО МОГ БЫ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ЧТО-ТО ЛУКЕ? ТАКИХ ГЕРОЕВ В НОЧЛЕЖКЕ НЕ БЫЛО. ДНО НЕ МОЖЕТ ВЫРАБОТАТЬ ИНОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ , ПОЭТОМУ СТОЛЬ БЛИЗКИ ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ ИДЕИ ЛУКИ. НО ЕГО ПРОПОВЕДЬ ДАЛА ИМПУЛЬС ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИ Я НОВОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЕМ СТАЛ САТИН.
ОН ПРЕКРАСНО ОСОЗНАЕТ , ЧТО ЕГО УМОНАСТРОЕНИЕ СКАЗЫВАЕТСЯ РЕАКЦИЕЙ НА СЛОВА ЛУКИ:» ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА! ОН… ПОДЕЙСТВОВАЛ НА МЕНЯ, КАК КИСЛОТА НА СТАРУЮ И ТГРЯЗНУЮ МОНЕТУ
ПО МЫСЛИ ПИСАТЕЛЯ , ПАССИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ МОЖЕТ ЛИШЬ ПРИМИРИТЬ ГЕРОЯ С КЕГО  НЫНЕШНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕ

Слайд 16ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ ДРАМЫ ( САМОУБИЙСТВО АКТЕРА) СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ ВОПРОС О

ЖАНРЕ ПЬЕСЫ. У НАС НЕТ ОСНОВАНИЯ РАССМАТРИВАТЬ ДРАМУ КАК ТРАГЕДИЮ . СМЕРТЬ АКТЕРА - ЭТО АКТ ОТЧАЯНИЯ И НЕВЕРИЯ В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ К ВОЗРОЖДЕНИЮ. СРЕДИ ГЕРОЕВ ДНА НЕТ ЯВНЫХ ИДЕОЛОГОВ, ПРОТИВОСТОЯЩИХ РЕАЛЬНОСТИ. ОНИ НЕ ДОСТИГЛИ ТОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ, КОГДА ТРАГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ ОСОЗНАННО. ТАКОГО ГЕРОЯ ГОРЬКИЙ В НОЧЛЕЖКЕ НЕ НАХОДИТ, ПОЭТОМУ ПЬЕСА « НА ДНЕ « РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА. В ПЬЕСЕ « НА ДНЕ» ПРЕДМЕТОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РУБЕЖА ВЕКОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ГЕРОЕВ. ПРИ ЭТОМ ГЛАВНЫМ , ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ СОЗНАНИЕ НОЧЛЕЖНИКОВ И ПРОЯВИВШИЕСЯ В НЕМ СТОРОНЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ ДРАМЫ ( САМОУБИЙСТВО АКТЕРА) СТАВИТ ПЕРЕД НАМИ ВОПРОС О ЖАНРЕ ПЬЕСЫ.  У НАС НЕТ

Слайд 17Социальные обстоятельства, воздействующие на героев пьесы
ГОРЬКИЙ ПЫТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ , КАКОВЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА , КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТОВАЛИ НА ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ? ( ДЛЯ ЭТОГО ОН ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕДЫСТОРИЮ ГЕРОЕВ , КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ЯСНОЙ ИЗ ДИАЛОГОВ ГЕРОЕВ) НО ВАЖНЕЕ ВСЕГО ПОКАЗАТЬ ТЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДНА , В КОТОРЫХ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ ТЕПЕРЬ. ИМЕННО ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ УРАВНИВАЕТ БЫВШЕГО АРИСТОКРАТА БАРОНА С ШУЛЕРОМ БУБНОВЫМ И ВОРОМ ВАСЬКОЙ ПЕПЛОМ. , ФОРМИРУЕТ ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ЧЕРТЫ СОНАНИЯ : НЕПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИИ В ТО ЖЕ ВРЕНМЯ ПАССИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ.
Социальные обстоятельства, воздействующие на героев пьесыГОРЬКИЙ ПЫТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ , КАКОВЫ  СОЦИАЛЬНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА , КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТОВАЛИ

Слайд 18ВНУТРИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧИНАЯ С 40-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА СКЛАДЫВАЕТСЯ

НАПРАВЛЕНИЕ , КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПАФОС СОЦИАЛЬНОГО КРИТИЦИЗМА В ОТНОШЕНИИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ИМЕННО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ , КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ИМЕНАМИ ПИСАТЕЛЕЙ ГОГОЛЯ, ЧЕРНЫШЕВСКОГО, ДОБРОЛЮБОВА, ПИСАРЕВА, ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.. Горький в драме « На дне» ПРОДОЛЖАЕТ ЭТИ ТРАДИЦИИ, ЧТ О ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КРИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ К СОЦИАЛЬНЫМ СТОРОНАМ ЖИЗНИ И ВО МНОГОМ К ГЕРОЯМ , В ЭТУ ЖИЗНЬ ПОГРУЖЕННЫМ И ЕЮ СФОРМИРОВАННЫМ.
ВНУТРИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧИНАЯ С 40-Х ГОДОВ  ПРОШЛОГО ВЕКА СКЛАДЫВАЕТСЯ НАПРАВЛЕНИЕ , КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПАФОС СОЦИАЛЬНОГО

Слайд 19КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. ПОПРОБУЙТЕ, ОПИРАЯСЬ НА ТНКСТ , ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРЕД

НАМИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

ПОКАЖИТЕ ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ.
ТИПИЧНОСТЬ - НЕ ЗНАЧИТ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ , НАПРОТОИВ, ТИПИЧЕСКОЕ ЧАЩЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ. (СУДИТЬ О ТИПИЧНОСТИ – ЗНАЧИТ СУДИТЬ О ТОМ, КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОРОДИЛИ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЧЕМ ЭТОТ ХАРАКТЕР ОБУСЛОВЛЕН, КАКОВЫ ПРЕДЫСТОРИЯ ГЕРОЯ, КАКИЕ ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ ПРИВЕЛИ ЕГО К СОВРЕМЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ И ОПРЕДЕЛИЛИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ КАЧЕСТВА ЕГО СОЗНАНИЯ.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. ПОПРОБУЙТЕ, ОПИРАЯСЬ НА ТНКСТ , ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ПОКАЖИТЕ ТИПИЧНОСТЬ

Слайд 20Среда обитания героев пьесы

Среда обитания героев пьесы

Слайд 21ЗАДАНИЕ :
В ЧЕМ ТИПИЧНОСТЬ БУБНОВА, КЛЕЩА, БАРОНА, АКТЕРА, НАСТИ, АННЫ, ВАСЬКИ

ПЕПЛА?
ВОПЛОЩАЕТ ЛИ ОБРАЗ ЛУКИ ТИПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР?
В ЧЕМ ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗА САТИНА?
ЗАДАНИЕ :В ЧЕМ ТИПИЧНОСТЬ БУБНОВА, КЛЕЩА, БАРОНА, АКТЕРА, НАСТИ, АННЫ, ВАСЬКИ ПЕПЛА?ВОПЛОЩАЕТ ЛИ ОБРАЗ ЛУКИ ТИПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР?В

Слайд 22Барон

Барон

Слайд 23История жизни Барона
Раньше он был бароном, имел достаточно высокое социальное положение.

Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

История жизни БаронаРаньше он был бароном, имел достаточно высокое социальное положение. Со временем опустился на самое дно

Слайд 24Актер

Актер

Слайд 25История Актера
Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В

прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает его, рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу. Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может спастись.

История АктераОдин из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на

Слайд 26Клещ

Клещ

Слайд 27Клещ
Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он

хочет вернуться к "нормальной" жизни посредством упорного, честного труда. Сначала гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу. Персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: "Заныла!"      В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с "бездельничающими босяками", пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное "неделание".

КлещПроблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к

Слайд 28Настя

Настя

Слайд 29История Насти
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни

пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене. Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.

История Насти«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную

Слайд 30Бубнов

Бубнов

Слайд 31Позиция Бубнова
В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились,

его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно.      Позиция Бубнова - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения героя, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека. Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Бубнов уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Позиция БубноваВ прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и

Слайд 32Анна

Анна

Слайд 33Кто она Анна?
Жена Клеща. Она находится умирает, но на «дне жизни»

так мало осталось человеческого, сочувствия нет, нет уважения к смерти.
Ложь Луки для Анны является спасением, обретением надежды на лучшую жизнь на том свете.


Кто она Анна?Жена Клеща. Она находится умирает, но на «дне жизни» так мало осталось человеческого, сочувствия нет,

Слайд 34Васька Пепел

Васька Пепел

Слайд 35Васька Пепел
Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки

Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Васька ПепелОбитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая

Слайд 36Костылевы

Костылевы

Слайд 37Семья Костылевых
Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. Ему «54

года, содержатель ночлежки»,лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого "хозяина жизни".     У жены К. Василисы нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она "умная баба", умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Семья КостылевыхЭто хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. Ему «54 года, содержатель ночлежки»,лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка,

Слайд 38Татарин

Татарин

Слайд 39Немного о герое… Татарин
Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном,

иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.

Немного о герое… ТатаринКрючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то

Слайд 40Сатин

Сатин

Слайд 41Сатин
Ему «лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки

становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным.
Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." Он осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!"

СатинЕму «лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты,

Слайд 42Дискуссионная беседа
Хорошо известно, что Горький перебрал несколько заглавий для

произведения: « Без солнца», « Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и остановился на очень лаконичном-
« На дне».
Как вы думаете , почему предшествующие варианты не удовлетворили писателя?
Дискуссионная беседа Хорошо известно, что Горький перебрал несколько  заглавий для  произведения: « Без солнца», «

Слайд 43Изменилось ли что-нибудь в характере Барона, когда он попал на «дно»,

может быть он и в прошлой жизни был
«мелким» человеком ?
Изменилось ли что-нибудь в характере Барона, когда он попал на «дно», может быть он и в прошлой

Слайд 44Как вы понимаете само характеристику Луки : « Мяли много, от

того и мягок»?
Почему Горький сделал Луку странником?
Герои называют Луку по-разному: бродяга… Кто, на ваш взгляд , точнее называет Луку?
Как вы понимаете само характеристику Луки : « Мяли много, от того и мягок»? Почему Горький сделал

Слайд 45Как характеризует Луку его отношение к людям? Кого из героев русской

литературы он напоминает вам?
Кому и зачем рассказывает Лука притчу о праведной земле? В чем ее смысл?
Как характеризует Луку его отношение к людям? Кого из героев русской литературы он напоминает вам?Кому и зачем

Слайд 46«Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора».
Хочу

помочь Вам сформировать умение не просто отвечать на вопросы, а высказывать собственные суждения, делать определенные выводы, характеризовать героев произведения, создавать их литературный портрет , связывая своё суждение с личным опытом, опираясь на текст художественного произведения.
Самостоятельно анализируем определенные поступки героев, самостоятельно мыслим, грамотно строим свои высказывания, приводим доказательства и обоснование своих выводов на основе знания текста произведения.
«Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора».Хочу помочь Вам сформировать умение не просто

Слайд 47Рассуждаем и анализируем
Выявите позиции героев в споре о лжи и правде.


Какие из них являются антагонистическими?
Чем ложь Луки отличается от лжи Костылева?
Рассуждаем и анализируемВыявите позиции героев в споре о лжи и правде. Какие из них являются антагонистическими? Чем

Слайд 48Может ли человек жить без веры?
Как на это вопрос отвечают

герои пьесы?
Может ли человек жить без веры? Как на это вопрос отвечают герои пьесы?

Слайд 49Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить или не

верить… он за все платит сам : за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен.»
Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить или не верить… он за все платит сам

Слайд 50Верите ли вы словам Клеща : «Какие они люди?.. Я –

рабочий человек… мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю …ты думаешь. Я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу срежу. А вылезу?»
Верите ли вы словам Клеща : «Какие они люди?.. Я – рабочий человек… мне глядеть на них

Слайд 51Почему после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, как

он обещал героям? Разделяете ли вы мнение исследователя в том, что в основе драмы лежит глубоко религиозная проблема? Понятие «ДНО» здесь имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание. Обитатели ночлежного дома утратили веру в Бога , а может и не имели ее совсем), значит, утратили веру в себя , в свои внутренние возможности
Почему после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, как он обещал героям? Разделяете ли вы

Слайд 52Почему в четвертом действии возникает спор о ЧЕЛОВЕКЕ? Можно ли

считать Луку и Сатина героями – антагонистами?
Почему в четвертом действии  возникает спор о ЧЕЛОВЕКЕ? Можно ли считать Луку и Сатина героями –

Слайд 53Оценка героев пьесы читателями
До сих пор спорят о том. Кто из

героев Лука или Сатин – положительный. А кто - отрицательный персонаж. Как вы думаете, почему читатели и критики не могут прийти к однозначному выводу? Да и возможна ли однозначная оценка образов этих героев? Почему?
Оценка героев пьесы читателямиДо сих пор спорят о том. Кто из героев Лука или Сатин – положительный.

Слайд 54Что лучше: истина или сострадание?
Что управляет человеком, какие ценности

превыше всего?
Как согласуются свобода, любовь, добро, истина, сила и справедливость?
Что лучше: истина или сострадание? Что управляет человеком, какие ценности превыше всего? Как согласуются свобода, любовь, добро,

Слайд 55Проверка домашнего задания
Почему пьесу « На дне» можно назвать философской драмой?
Книги

читают не столько люди, сколько время. Докажите или опровергните это утверждение. Взгляды читателей разных поколений. ( «Ложь и правда» глазами читателей)
Проверка домашнего заданияПочему пьесу « На дне» можно назвать философской драмой?Книги читают не столько люди, сколько время.

Слайд 56Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне»
Ф.И.Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей»

заявил: «Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…» Действительно, речь персонажей пьесы яркая, сочная, афористичная
Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне»Ф.И.Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей» заявил: «Я нахожу, что по красоте

Слайд 57Кому принадлежат эти слова?
«Ни одна блоха – не плоха».
«Старику – где

тепло, там и родина».
«Все мы на земле странники…»
«Барство-то, как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются».
«Без причины и прыщ не вскочит».
«Человек всё может… лишь бы захотел».
«Помрёшь - отдохнёшь».
«Во что веришь, то и есть».
«Любить живых надо».
«Человека приласкать – никогда не вредно».
«Не всегда правдой душу вылечишь».
«Под лежач камень вода не течёт».
«Есть – люди, а есть - человеки».
«Тюрьма - добру не научит, а человек - научит
Кому принадлежат эти слова?«Ни одна блоха – не плоха».«Старику – где тепло, там и родина».«Все мы на

Слайд 58Лука

Лука

Слайд 59Творческая работа
Запишите афоризмы, используемые Вам в жизни, либо услышанные Вами когда-либо.

Творческая работаЗапишите афоризмы, используемые Вам в жизни, либо услышанные Вами когда-либо.

Слайд 60Кто автор этих строк?
«Многим деньги легко достаются, да немногие с ними

легко расстаются».
«Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд обязанность, жизнь – рабство!»
«Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
«В карете прошлого далеко не уедешь».
«Человек выше сытости».
«Дважды убить нельзя».
«Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга».

Кто автор этих строк?«Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются».«Когда труд – удовольствие, жизнь

Слайд 61Сатин

Сатин

Слайд 62Кто произносит эти слова?
«Хороша парочка, баран да ярочка».
«Доброта – она превыше

всех благ».
«Человек должен определять себя к месту, а не путаться зря на земле».

Кто произносит эти слова?«Хороша парочка, баран да ярочка».«Доброта – она превыше всех благ».«Человек должен определять себя к

Слайд 63Костылев

Костылев

Слайд 64«Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трёшницу».
«У всех людей

души серенькие…все подрумяниться желают».


«Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трёшницу». «У всех людей души серенькие…все подрумяниться желают».

Слайд 65Барон

Барон

Слайд 66«Жди от волка толка!»
«В женщине – душа должна быть».
«Ты – не

гвоздь, я – не клещи».
«Волчья жизнь – мало радует».
«А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…»
«Ежели людей по работе ценить…тогда лошадь лучше всякого человека…возит - молчит»

«Жди от волка толка!»«В женщине – душа должна быть».«Ты – не гвоздь, я – не клещи».«Волчья жизнь

Слайд 67
Пепел

Пепел

Слайд 68«Без имени – нет человека».
«Талант – эта вера в себя, в

свою силу».

«Без имени – нет человека».«Талант – эта вера в себя, в свою силу».

Слайд 69
Актер

Актер

Слайд 70
«Замуж бабе выйти – всё равно, что в прорубь зимой прыгнуть:

один раз сделала – на всю жизнь памятно».

«Замуж бабе выйти – всё равно, что в прорубь зимой прыгнуть: один раз сделала – на всю

Слайд 71Квашня

Квашня

Слайд 72
«Не обижай человека – вот закон».
«Всякое время даёт свой закон».

«Не обижай человека – вот закон».«Всякое время даёт свой закон».

Слайд 73
Татарин

Татарин

Слайд 74«Насильно мил не будешь».

«Насильно мил не будешь».

Слайд 75Василиса

Василиса

Слайд 76«Шум - смерти не помеха».
«Снаружи, как себя не раскрашивай, всё сотрётся».
«Все

хотят порядка, да разума нехватка».
«Все люди живут… как щепки по воде плывут».
«Болезнь боится слова, а смерть - нет».
«Раскрашивай, ворона, перья…валяй!»
«Был честной, да позапрошлой весной».
«Вовремя уйти всегда лучше…»
«И одна – не бедна, коли умна».


«Шум - смерти не помеха».«Снаружи, как себя не раскрашивай, всё сотрётся».«Все хотят порядка, да разума нехватка».«Все люди

Слайд 77Бубнов

Бубнов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть