Слайд 1Композиция романтических рассказов М. Горького
Слайд 2Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.
Слайд 3Авторская позиция в ранних романтических рассказах Горького проявляется не только в
противопоставлении героев, но и в самой структуре произведения, в элементах композиции, в конфликте.
Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
Слайд 4— В чём особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?
Композиция
«Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.
Слайд 5— Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?
В композиции важную
роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О её необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала.«Может быть, её красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как чёрт в праздник», «увидал её и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жёны к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.
Слайд 6Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались
с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конём». Образ не просто романтический — сказочный, с фольклорными формулировками.
— В чём конфликт произведения и как он разрешается?
Слайд 7Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что
только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.
— Какова позиция автора и как она выражена?
Слайд 8Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остаётся в
тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.
Слайд 9— Какова реализация автором конфликта?
В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах
идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал — доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что её судьба ближе к полюсу Данко — она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстаёт, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.
Слайд 10— Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?
Портрет героини противоречив.
Из её рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами».
Слайд 11Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев:
«Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, её рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру. Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.
Слайд 12— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
Автобиографический герой — единственный
реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.
Слайд 13С помощью каких художественных приёмов создаётся картина места действия в рассказе
«Челкаш»?
Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.
Слайд 14— Какова роль портрета героев в рассказе?
Портрет героя в первой части
раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал».
Слайд 15— Каково значение слова «хищник»?
Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный».
Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу.
— Какова роль Гаврилы в рассказе?
Слайд 16Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому
парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает своё деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».
Слайд 17— Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?
В третьей части,
диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошёл берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
Слайд 18Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор,
но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет — он находит ему определение «гнус».
Слайд 19Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького
— Как вы понимаете принцип
«романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.
— Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
— Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
— Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
— Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
— В чём, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и Гаврилы?
— В чём вы видите особенности романтизма Горького?
Слайд 20Домашнее задание
Читать пьесу «На дне».