ИСТОРИЯ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» НА СЦЕНЕ ТЕАТРА XIX ВЕКА.
Сценическая жизнь «Горя от ума» началась в годы, отделенные от той эпохи, в которую была задумана и завершена Грибоедовым его бессмертная пьеса. Грибоедов создавал напряженно ожидаемый русским театром декабристской поры жанр современной политической комедии.
Россия во всех измерениях предстала в «Горе от ума».
Современники Грибоедова готовы были признать документальную точность едва ли не всех лиц и ситуаций пьесы, которая была окружена легендами о прототипах ее персонажей и о перенесении в нее событий, случившихся с кем-то из знакомых автора.
Переполох, который произвела школьная постановка, вызвал подозрения: директор московских театров Кокошин сообщил московскому генерал-губернатору Голицыну, что это «прямой пасквиль на Москву» и комедию удалось издать лишь фрагментами в 1825 г. Но сыграть ее перед публикой категорически запретили.
В 1830 г. тоже как дивертисмент был сыгран третий акт (бал у Фамусова). Триумфы комедии начались с постановки третьего действия, сыгранного впервые 5 февраля 1830 года в Петербурге в бенефис А. М. Каратыгиной. Затем, в том же году в Петербурге в Малом театре тоже в качестве дивертисмента был сыгран четвертый акт (разъезд после бала).
В первые годы сценической жизни «Горя от ума» постановка пьесы мало заботила режиссеров и критиков; пьеса была еще «современной», и не было вопроса о костюмах, гриме, обстановке и т. п. Актеры создавали свои роли по свежему преданию, шедшему отчасти от самого автора, через Сосницкого, Щепкина. В своей игре они могли прямо копировать тех или других здравствующих типичных москвичей. Рецензенты оценивали только степень даровитости исполнителей. Позднее, когда жизнь, изображенная Грибоедовым, стала отходить в историческое прошлое, вопрос о задачах постановки комедии стал на очередь; он неизбежно связывался и с новыми переоценками всей комедии и отдельных ее героев. Вступление «Горя от ума» на сцену знаменовало переворот в истории русского театра. Тот высокий реализм, которым прославился и вошел в мировую историю искусства русский театр, начинается постановками «Горя от ума». Силою своего реализма «Горе от ума» перевоспитывало актеров.
О ТРАКТОВКАХ ОБРАЗА ЧАЦКОГО НА СЦЕНЕ
До 1860-х гг. исполнители роли Чацкого на первое место выдвигали публицистические моменты, и сложилась традиция исполнения роли Чацкого как обличителя фамусовского общества. Шумский пытался сломать традицию исполнения Чацкого. Его Чацкий стал «человечнее». Но в этом проявилась другая крайность: обличительная сторона комедии исчезла. Эта традиция трактовки Чацкого сохранилась до начала ХХ в.
Так играли Чацкого в малом театре Ленский, Горев, Остужев, П. Садовский (внук). А в Александринском – Максимов, Долматов.
«Горе от ума», написанная Грибоедовым в начале века, актуальна и для сегодняшних российских театров. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века.
Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Как предсказывал А.С.Пушкин, половина фраз из пьесы станет крылатыми выражениями:
«Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!» (действие II, явление 5)
«Ах! Злые языки страшнее пистолета». (действие II, явление 11)
«Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». (действие I, явление 7)
«Счастливые часов не наблюдают». (действие I, явление 3)
Режиссёр - заслуженная артистка России З.Е.Андреева
Премьера спектакля состоялась 1 ноября 2000 года.
Продолжительность спектакля – 3 часа.
«Это традиционное и в то же время новаторское прочтение хрестоматийного произведения — комедии А.С. Грибоедова, которая, как известно, почти вся разошлась на пословицы. В постановке Малого театра большое значение придаётся не только социальной остроте пьесы, но и лирической теме первой любви» - описание спектакля.
Павла Афанасьевича Фамусова играет Юрий Соломин,
Александра Андреевича Чацкого – Глеб Подгородинский,
полковника Скалозуба – Виктор Низовой,
графиню Хрюмину – режиссер спектакля Зинаида Андреева.
+12
Михаил Горевой
(Фамусов)
Евгений Пронин
(Молчалин)
Дмитрий Сердюк
(Чацкий)
«…Прошло два века. Открываем бессмертное произведение, читаем, поражаемся: всё те же мы! Об этом же - яркий, интересный спектакль «Горе от ума».
«Классическая комедия А.С. Грибоедова приобрела оттенки увлекательного водевиля с маскарадными переодеваниями. Обитатели «московского гнезда» живут своей жизнью. Поэтому Чацкий, вернувшийся из Европы, плохо вписывается в привычный, устраивающий всех уклад жизни и круговорот взаимоотношений».
+12
Премьера состоялась в 2006 году.
Музыка из произведений А. Грибоедова, И. Стравинского, Ф. Шопена, Г. Малера, В. Мартынова
«Грибоедов пробовал для своей пьесы три названия – три равные смысла, какой из них выступает на первый план в нашу эпоху – решать читателю или зрителю. Возможно, второй. Юрий Любимов взял все три. Он великолепно чувствовал время. И поставил очень современный спектакль.
Он сделал красивую, легкую, изысканную постановку, полностью отказался от всякого пафоса, программности, снял торжественные обличительные интонации, возвращая зрителя к изначальному замыслу автора. Поставил в первую очередь комедию, а комедия – это смешно. И немного грустно».
Роман Стабуров
(Фамусов)
Филипп Котов
(Молчалин)
Тимур Бадалбейли
(Чацкий)
«Горе от ума» — спектакль, полный причудливых шарад, символов, безумной смены ритмов и смыслов — всего того, что называется волшебством современного театра. Режиссёр этой постановки Римас Туминас – мастер, который много знает про сегодняшний день, но любит и умеет говорить с миром классики.
Великосветское общество с интригами и сплетнями, живущее по неписаным правилам поведения, с запретами и условностями, никогда не примет Чацкого — с его прогрессивными идеями, надеющегося переустроить Россию. А идеалист Чацкий, уехавший из родного дома в поисках свободы и вернувшийся в поисках утраченной любви, никогда не будет счастлив здесь. И кто настоящий герой Москвы: Чацкий, Молчалин, Фамусов или... лакей Петруша?» – описание спектакля.
Постановка и сценография – Александр Яцко
Александр Яцко
(Фамусов)
Премьера состоялась 8 декабря 2004 года
«Спектакль был создан на актерском курсе «с углубленным изучением
творчества А.С. Пушкина» Санкт-Петербургской Государственной
академии театрального искусства на базе Государственного Пушкинского
театрального центра в Санкт-Петербурге, а после создания Театра-студии
«Пушкинская школа» вошел в его репертуар.
Афористичные тексты Грибоедова в исполнении молодых актеров звучат
иронично и остро, позволяя не только погрузиться в атмосферу далекой эпохи,
но и услышать необычайную современность тем комедии Грибоедова.
Сквозь историю взаимоотношений героев просвечивают личности самих
молодых исполнителей, их взгляд на сегодняшнюю жизнь». – описание спектакля.
В спектакле заняты: Павел Хазов, Анна Дулова, Иван Мозжевилов, Никандр Кирьянов, Григорий Печкысев, Денис Волков, Максим Хоменко, Павел Сергиенко, Анна-Магда Обершт и другие.
+12
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какой-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила поводом к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия».
В спектакле звучит музыка Шуберта, Рубинштейна, Чайковского, Скрябина, Ростовского.
В ролях: Сергей Соловьев, Юлия Томошевская, Росина Цидулко, Марина Алфеева, Леонид Вахонин, Антон Обухов и другие.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть