Тема
Изобразительные средства выразительности в стихах Сергея Есенина .
Выполнил:
Ученик 7 А класса
Черников Евгений
Руководитель:
Сулейманова Н. А
Роль изобразительно -
художественных средств
выразительности в стихах
Сергея Есенина
Слайд 3 Задачи
1. Уточнить значения
терминов изобразительно-художественных средств выразительности
2. Подборка стихов Сергея Есенина
3. Анализ стихотворения
4. Актуальность
Слайд 44 термина изобразительно-художественных средств выразительности
1. Метафора слово1. Метафора слово или выражение, употребляемое в
переносном значении.
2. Олицетворение троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
3. Эпитет это образное, художественное определение.
4. Сравнение это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому .
Слайд 8 Наступление Весны
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом её!
Деревья
оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.
Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.
Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Слайд 10 Анализ стихотворения
Поет зима –
аукает.
Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.
Слайд 11
Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая
баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет«мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.
Слайд 12
В стихотворениях С.А.Есенина природа дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц,
шёпотом листьев, говором ручьёв. Природа может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, она чувствует, переживает, злится. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым. Читая стихи Есенина, мы чувствуем его любовь и восхищение простой русской природой.
Слайд 13
Эпитеты: "мохнатый лес", "седые облака", "ковром шелковым", «"с рёвом бешеным", "пташки
нежные", "вихри снежные" и
метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца – помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится – делают изображаемое живым, чувствующим, звучащим.
Слайд 14
Природа для него – тот друг, чьё настроение совпадает с его
собственным, он передаёт глубокие человеческие чувства через картины природы.
Читая стихи С.А.Есенина, учишься выражать свои мысли красиво, образно, изящно, появляется желание сочинить стихотворение, передать в нём свои чувства.
Слайд 15 Литература:
1. Интернет
2. Юсов Н.
Г. - Известный и неизвестный Есенин
3. Стихи Сергея Есенина