Слайд 1
История умертвий.
Гибель одного семейства.
«В семье все должны стоять друг за
друга, отец, иначе беда постучится в двери»
Т.Манн «Буденброкки»
Слайд 2Мысль семейная в литературе.
Семья - это не просто ячейка, это важнейший
институт нашего общества. Человек не может жить один. Так было задумано самой природой. В обществе человек становится именно человеком, отделяется от природного мира. Самая главная роль, отведенная семье обществом – это продление человеческого рода. Семья обязана не только биологически, физически продлить род, но и нравственно подготовить своих детей к жизни в обществе.
Такие функции выполняет семья в современном обществе:
1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
5.Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Слайд 3Любовь, семейные отношения – это одни из самых актуальных тем в
литературе любого времени.
Я хочу рассмотреть несколько произведений, которые рассказывают о крахе семей. Больших, дружных семей, которые не устояли перед всеми сложностями, перед событиями, при которых необходимо было ее крепче держаться друг за друга.
В одном рассматриваемом мною случае это семья достаточно богатых русских помещиков середины XIX века, во втором – семья зажиточных крестьян, конец XIX – начало XX века, также действие происходит в России, в третьем случае – это Германия, середина XIX века, это очень богатая семья потомственных предпринимателей. Это «Гопода Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело Артамоновых» М.Горького и «Буденброкки» Т.Манна.
Слайд 4Влияние социальных катаклизмов на семью.
В основе романа «Будденброки» лежат наблюдения Манна
за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного.
По мере того как каждое новое поколение Будденброков становится более неуверенным в себе, в большей степени «художниками», чем «исполнителями», уменьшается их способность действовать.
Семья, с каждым днем вымирающая и разочаровывающаяся в жизни, в своем собственном будущем. Что с ними стало, когда умер дед, умер отец? Сыновья воспитаны уже по-новому.
Пришло новое время в Германии. Примечательно, что семейная линия обрывается, когда подросток Ганно, одаренный музыкант, умирает от лихорадки, а в сущности, от отсутствия воли, от неприспособленности к жизни. Так вымирает род Буденброкков.
Слайд 5Салтыков-Щедрин назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. В
каждом Головлевом столько пороков, что разобщенность их понятна. Каждый стремится отхватить себе кусок побольше. Все занимаются накоплением материальных ценностей, явно не сознавая конечной цели своего скопидомства. Все начинания Арины Петровны абсолютно бесцельны. Она экономит, недоедает сама и недокармливает семью, словом, показывает себя крайне расчетливой хозяйкой. Эта расчетливость оборачивается бесчувственностью и деспотизмом. Автор говорит, что всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, что она ни делала — делалось во имя семьи. А в результате оказывается, что это был пустой звук. В стремлении поддерживать семью Арина Петровна ее и разрушила. Остальные же Головлевы, кажется, вообще не задумываются о том, что они — члены одного рода. Они воспринимают кровные отношения лишь в том смысле, что от родственников можно что-либо получить после смерти или еще до нее. Тот же Иудушка, называя Арину Петровну «бесценным другом маменькой», не задумывается о том, что она действительно его мать, давшая ему жизнь, выкормившая его, воспитавшая, пусть не лучшим образом, но выполнившая материнские обязанности. Несмотря на формальное внимание к детям, мать не любила ни их, ни мужа. Неудивительно, что, воспитываясь в такой атмосфере, дети тоже не испытывают никаких чувств к родителям. Семья для Головлевых вообще не является той пристанью, куда так естественно стремиться обычному человеку. Напротив, многие, особенно дети, младшее поколение, стремятся вырваться из родового имения, поскольку прекрасно сознают, что в Головлеве их не ожидает ничего, кроме духовного загнивания.
Слайд 6 М. Горький в романе “Дело Артамоновых” отразил нарастание демократического движения
в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция, которая поведет за собой рабочих на борьбу за свои права. Горький закономерность и неизбежность падения капиталистического строя, основанного на эксплуатации и унижении человеческой личности. Вывел
почти закономерность, что, изживая себя, строй растит своих
могильщиков. Но также нельзя забывать, что это семья… Типичная семья того времени. В ходе таких неожиданных социальных переворотов разрушаются семьи, разрушаются любые общественные отношения.
Слайд 7История взаимоотношений семьи Артамоновых с порожденным ею "делом" раскрывает подлинные причины
их вырождения. Читая "Дело Артамоновых", мы отчетливо видим, что смена богатырей — созидателей типа Ильи, основателя фабрики, паразитами вроде Якова — его внука, отнюдь не связана с неким фатальным законом биологического вырождения класса собственников. Поэзия труда, "украшающего землю", неизбежно сменяется прозой коммерческого расчета, ибо вскоре наступает момент, когда капиталисту делается безразличным конкретное содержание его деятельности и становится все равно, что является его собственностью: пароходство, ткацкая фабрика, пенька или золотые прииски. Отсюда и возникает преследующее Петра ощущение своей ненужности, тоски и скуки. Переход от утверждающей позиции Ильи Артамонова, уверенного, что работы его роду хватит "на триста лет", к стоической роли Петра, все время подавляющего желание "сбросить с себя хомут" дела, и наконец к Якову, буквально выполнившему тайную мысль отца, бежавшему в никуда – яркий пример
психологического, а впоследствии и
биологического вырождения рода.
Слайд 8Уважение, забота, проявление интереса к жизни родного человека, понимание – вот
что важно, вот что влияет на отношения в семье, вот что влияет на всю жизнь человека. Это и называют семейными связями. Головлевы, Артамоновы, Будденброки потеряли эти ниточки. Они потеряли друг друга. И, теряя друг друга духовно, они теряли друг друга физически. «История умертвий» - так охарактеризовал свой роман Салтыков-Щедрин. Так же можно назвать и «Дело Артамоновых», и «Будденброков». Именно «умертвий», ибо члены этих семей погибали не столько сами, сколько под скрытым влиянием своих родных. Это ненормально, такого не должно быть. «В семье все должны стоять друг за друга, отец, иначе беда постучится в двери» - такие слова сказал Иоганн Будденброк своему отцу. Но так и не смог сохранить свою семью. Как и многие другие семьи в тяжелые времена. Ведь эти три семьи типичны. Да, традиции, обычаи, жизненный склад разный у зажиточных немецких бюргеров, русских помещиков и русских крестьян-кулаков. Но те принципы, на которых держатся все семьи всех времен и наций, едины. Да, есть какие-то меняющиеся моменты, но в общем, они незыблемы. И даже сегодня мы должны о них помнить, если хотим жить полной жизнью, любить и быть любимыми.
Слайд 9Однажды Л.Толстой сказал в беседе с М.Горьким: «Человек переживает землетрясения, эпидемии,
ужасы болезней и всякие мучения души, но на все времена для него самой мучительной трагедией была, есть и будет – трагедия спальни». Когда отношения между мужчиной и женщиной оборачиваются для них «трагедией спальни»? Когда нет духовной общности, нет истинной, полной любви друг к другу. Внешние факторы, например, общественное мнение, устои и порядки, отрицательно влияют на любовь, губят ее. А если в семье нет любви, то не будет единения семьи и любви. Истинная любовь и семейные отношения должны быть совместимы.
Семья – это единство близких душ.