Слайд 1Бунин Иван Алексеевич
(1870 – 1953)
Биография
Слайд 2Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной дворянской
семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки (Орловская губерния, ныне Липецкая область, Становлянский район, Петрищевское сельское поселение).
Слайд 3Отец — Алексей Николаевич Бунин (1827—-1906)
мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая
Чубарова; 1835—-1910).
Слайд 4 До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую
уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.
Юлий Бунин, брат писателя
(1860 – 1921)
Братья Бунины
Слайд 5В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в
местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).
Варвара Пащенко
Бунин и Пащенко
Слайд 6Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901; Пушкинская
премия).
Слайд 71895 — лично познакомился с А. П. Чеховым, до этого переписывались.
И.
Бунин с А. Чеховым
И. Бунин, М. Чехова, С. Лаврова в Ялте
1900 - 1902
Слайд 8В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни, дочерью революционера-народника
Н. П. Цакни. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). В 1906 году Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в 1922 году) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С. А. Муромцева, председателя Государственной думы Российской империи 1-го созыва.
Анна Цакни
Бунин с В. Муромцевой
Слайд 9В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).В рассказах и
повестях показал (подчас с ностальгическим настроением)
Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900)
Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911)
Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).
Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).
В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.
Слайд 10Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь», 1924, сборнике рассказов «Тёмные
аллеи», 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы.
Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.
Слайд 11Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был
избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
Слайд 12Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими
войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе и переживает там все ужасы большевистского правления. Приветствует взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарит прибывшего 7 октября в город генерала А. И. Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ (пропагандистско-информационный орган) при В. С. Ю. Р. В феврале 1920 при подходе большевиков покидает Россию.
Эмигрирует во Францию. В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам.
Слайд 13В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с
русскими политическими партиями и организациями (консервативного и националистического направления), регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции». Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.
Слайд 14Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) провёл
на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент Приморские Альпы).
Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья.
Слайд 15В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как:
«Митина любовь»
(1924)
«Солнечный удар» (1925)
«Дело корнета Елагина» (1925)
«Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933)
и цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».
Слайд 16
По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизни Бунин работал
над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.
Слайд 17В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955
года — наиболее издаваемый[10] в СССР писатель первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников).
Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки.
Слайд 19Экранизации
«Лето любви» — мелодрама по рассказу «Натали», режиссёр Феликс Фальк, Польша-Белоруссия,
1994
«Грамматика любви» — фильм-спектакль по рассказам «Таня», «В Париже», «Грамматика любви», «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи», режиссёр Лев Цуцульковский, Лентелефильм, 1988
«Несрочная весна» — фильм по мотивам произведений «Несрочная весна», «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ», «Суходол», режиссёр Владимир Александрович Толкачиков, Беларусьфильм, 1989
«Мещерские» — фильм по мотивам произведений «Натали», «Таня», «В Париже», режиссёр Борис Яшин, Россия, 1995
«Натали» — фильм-спектакль по рассказу «Натали», режиссёр Владимир Латышев 1988
Слайд 20И.А. Бунин. Париж 1937 г.
В 1937 году Бунин пишет рассказ «Кавказ»,
положивший начало циклу новелл «Темные аллеи».
Слайд 21Любовь в изображении И.А.Бунина
в рассказе «Кавказ»
Любовь – она бывает разной.
О. Высотская
Слайд 22 Задание №1.
Рассмотрите особенности композиции рассказа:
- какие смысловые части в нем можно
выделить?
- сравните их: в чем своеобразие
каждой?
Что дает это для понимания рассказа?
Слайд 23Особенности композиции.
1 часть. В Москве. Подготовка к отъезду. 2
часть. На Кавказе. Герои вместе среди прекрасной природы.
1 часть – повествование о героях с элементами описания; в текст включена речь героев. 2 часть – описание природы с элементами повествования о героях; нет речи героев.
Слайд 24Задание № 2
Найти и сравнить описание природы
и героев в 1 и 2 смысловых частях рассказа, выписав из текста необходимые определения в таблицу:
1 группа – описание природы; 2 группа – описание героя-рассказчика; 3 группа – описание героини; 4 группа – описание мужа героини.
Слайд 30
Творческая работа (5 мин.):
1) Смогут ли теперь герои рассказа быть счастливы?
(Спрогнозировать будущее героев в сложившихся
обстоятельствах.
Модель ответа: «Я думаю, что после того, что
случилось в жизни героев, они…»).
2) Что я понял(а), прочитав рассказ Бунина
«Кавказ»?
(Сделать вывод о приобретенном жизненном опыте.
Модели ответа: «Главное, что я понял(а), - это…», «Рассказ
Бунина помог мне понять (осознать), что…», «Я пришел(а) к
выводу, что…»).
Слайд 31Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду,
Бывает болью неотвязной,
Бывает
яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом,
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.
О.Высотская
Прочитать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».
Записать в тетрадь все вопросы, которые у вас возникли при чтении рассказа.
Определите тему рассказа и подумайте, в чем его своеобразие в сравнении с прочитанными рассказами.
Индивидуальное задание.