Слайд 1Анализ стихотворений Марины Цветаевой
Слайд 2Цель работы состоит в том, чтобы произвести художественный анализ стихотворений М.
Цветаевой и определить роль художественных средств в произведениях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) научиться находить художественные средства в тексте;
2) научиться их классифицировать;
3) определить значение того или иного художественного средства в стихотворении.
Слайд 3Марина Ивановна Цветаева
8 октября 1892 -
31 августа 1941 гг.
Слайд 4Сергей Яковлевич Эфрон – муж Марины Цветаевой
Слайд 5Изобразительно-художественные средства:
риторический вопрос;
повтор (анафора, эпифора);
антитеза
гипербола
аллитерация
сравнение
олицетворение
эпитет
Слайд 6 Александр Александрович Блок
28 ноября 1880 –
7 августа 1921
гг.
Слайд 7«Стихи к Блоку»
1.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка
на языке.
Одно-единственное касание губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Слайд 8В каждой строчке этого стихотворения мы ощущаем восхищение поэтом, любовь к
нему. Передается настроение некой скрытности, таинственности. Помимо чувств, выраженных лирической героиней, мы можем угадать и образ самого поэта. Он представляется нам нежным и добрым: «поцелуй в глаза», «голубой глоток», по натуре сильным и бесстрашным: «громкое имя», «И назовет его нам в висок звонко щелкающий курок». Все эти впечатления достигаются благодаря художественным средствам, употребленным Цветаевой в этом стихотворении.
Слайд 9 Бабушке.
Продолговатый и твердый овал
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные
губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..
Слайд 10Стихотворение «Бабушке» рисует перед нашими глазами портрет «двадцатилетней польки». Она молода,
красива, чуть надменна и может горделива. Марина Цветаева словами нарисовала портрет. Она смогла сделать это так, что мы отчетливо можно представить себе ее бабушку. Главным художественным средством в этом стихотворении является риторический вопрос. Эти вопросы заставляют задуматься. Хочется узнать о бабушке больше. Бабушка становится интересной. Это уже не просто портрет бабушки, это – портрет девушки, жизнь которой когда-то кипела. Интересны подробности ее жизни, характер ее. Но, к сожалению, мы о ней ничего не знаем и не можем узнать. Поэтому остается только догадываться и задаваться вопросами.
Слайд 11Список литературы:
1. Мещеряков, В. П. Основы литературоведения: Учебное пособие для
студентов педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
2. Марина Цветаева. Стихотворения / Сост. и авт. вступ. ст. Ал. Михайлов. – М: «Детская литература», 1990. – 191 с.: ил.
3. Зубова, Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект / Л. В. Зубова. - Л: Издательство Ленингр. ун-та, 1989.- 264 с.
4. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. / Ю.М. Лотман - Л.: Просвещение, 1972. – 187 с.