Слайд 1И. Шмелев. Лето господне
Где обретает сердце пищу…
Автор: Александрова А.Г.
МБОУ «Чурачикская СОШ»
Цивильского
района
Чувашской Республики
Слайд 2Иван Шмелёв - русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого
рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности
Слайд 3 Вдали от родины (в эмиграции) И. С. Шмелёв создал свою
знаменитую автобиографическую трилогию: романы «Богомолье» (1931—1948), «Лето Господне» (1933—1948) и сборник «Родное» (1931).
Слайд 4 Роман «Лето Господне» занимает центральное место среди этих произведений.
Художник в поисках духовной опоры возвращается к Руси христианской, к Москве своего детства. «В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».
1. Праздники
Книга состоит из трех частей, каждая из которых охватывает по времени около года. Первая часть называется «Праздники». Вторая – «Праздники – радости». Третья – «Скорби». В этой части повествование, начавшись в мае, обрывается 7 ноября – днем ангела «папашеньки». На следующий день отца Ивана Шмелева не стало.
Слайд 5 Название книги «Лето Господне» взято из Евангелия от Луки,
где сказано, что Христос пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное».
Герой произведения ощущает свое родство со всеми, всеединство людей, духовного и природного мира. В чувстве сопричастности всему миру, единства с ним, по Шмелеву, - важнейшая особенность русского национального характера.
Слайд 6 В данном случае «родное пепелище» - это Родной дом
или Отечество, а «отеческие гробы» - это память об истории своих предков.
В качестве эпиграфа к данному произведению Шмелев выбрал четверостишье из опубликованного при жизни стихотворения А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
.
Слайд 7 Герой-повествователь мальчик Ваня – персонаж автобиографический. В доме отца
мальчик знакомится с многочисленными людьми, он учится различать людей добрых и злых, праведников и «охальников».
Слайд 8 Впрочем, летоисчисление в книге ведется не по астрономическому календарю, а
по народному, в котором вехами выступают церковные праздники. Этот календарь особенно явно показывает неразрывную связь жизни русского человека с жизнью природы: православные праздники очень часто становятся праздниками труда: во второй Спас принято собирать яблоки, после Успенья – солить огурцы... Осознание красоты и мудрости миропорядка, вера в Воскресенье помогают мальчику перенести горестную утрату – потерю горячо любимого им отца.
Слайд 9 Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий
пост, и все уже готово к нему.
Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и «чуть не изувечили публику».
Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича. Вечером Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин — бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живёт «при доме», опекает Ваню.
Слайд 10 Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба,
едет с Горкиным на Постный рынок за припасами…
Слайд 11 Приходит Благовещение — в этот день «каждый должен обрадовать кого-то». Отец
прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин. Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода «срезало» отцовские барки. Отцу с помощниками удаётся их поймать.
Слайд 12 Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле.
Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.
Слайд 13 На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьёвы горы за берёзками, потом с отцом —
за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в «священный сад».
Слайд 14 Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня
и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.
Слайд 15Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они
дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие-убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.
Слайд 16Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идёт на кухню, к людям. Горкин предлагает
погадать «по кругу царя Соломона». Читает каждому изречение — кому какое выпадет. Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные — неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.
Слайд 17 На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются
в проруби. Василь Василич состязается с немцем «Ледовиком», кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич — гусиным. С ними состязается солдат, причём без всяких хитростей. Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.
Слайд 18 Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного
угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.
Горкин и Ваня едут на ледокольню «навести порядок»: Василь Василич все пьёт, а нужно успеть свезти лёд заказчику. Однако выясняется, что подённые рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич «проникся в них» и поит каждый день пивом.
Слайд 19Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку
полоскать белье. Там на портомойне живёт Денис. Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.
Слайд 20Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей.
Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку. Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестрёнка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.
Слайд 21 Рабочие спешат подарить Сергею Ивановичу на именины невиданных размеров крендель
с надписью: «Хозяину благому». Василь Василич, в нарушение правил, устраивает церковный звон, пока несут крендель. Именины удаются на славу. Больше сотни поздравлений, пирогов со всей Москвы. Прибывает сам архиерей. Когда он благословляет Василь Василича, тот плачет тоненьким голоском...
Настаёт Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.
Слайд 22 Все заговляются перед Рождественским постом. Приезжает тётка отца, Пелагея
Ивановна. Она — «вроде юродная», и в её прибаутках таятся предсказания.
Приходит Рождество. Отец взялся выстроить в Зоологическом саду «ледяной дом». Денис и Андрюшка-плотник подсказывают, как это нужно сделать. Выходит — просто чудо. Отцу — слава на всю Москву (правда, никакой прибыли).
Слайд 23Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку,
который не побывал на службе, окатывают холодной водой. На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.
Слайд 24Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака
Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.
Слайд 25 Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил
голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани — окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку — любоваться на Москву. Начинает ездить и на стройки... но тут возвращается болезнь.
В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей; Ваню — иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.
Радуница — пасхальное поминовение усопших. Горкин и Ваня ездят по кладбищам. На обратном пути, заехав в трактир, слышат страшную весть: Ваниного отца «лошадь убила».
Слайд 26
Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье
умирающего все это кажется горькой насмешкой.
Приходит батюшка — читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно. Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.
Слайд 27 Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в
душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках...
Слайд 28 И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает
об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение.