Слайд 1МАОУ СОШ № 31 г.Тамбов
Учитель начальных классов Подрезова С.А.
Тема: Формирование умения
работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ
Слайд 2Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения;
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
умением работать
с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной,справочной);
знанием книг и умением их самостоятельно выбрать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Слайд 3Применение знаний при работе с текстом
Нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на
содержание текста или его форма и их оценка.
Слайд 4Основные виды работы с текстом
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное, по заданию
учителя).
Чтение, деление на смысловые части (составление плана)
Чтение (пересказ) по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание (подробный, краткий, выборочный).
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Восстановление деформированного текста.
Инсценированние текста или отрывка
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
Слайд 5«Жужжащее чтение» – это такое чтение, когда все ученики читают вслух
в пол голоса.
Чтение цепочка по предложению.
Чтение обзацами.
Чтение с пометками.
Чтение с остановками.
Чтение по группам.
Поисковое чтение.
Комбинированное чтение (учитель+ учащиеся хором).
«Живая картинка».
Основные виды работы с текстом
Слайд 6Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения
или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например:-чк-,-чн-.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определенное правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Основные виды работы с текстом
Слайд 7Поэтапное внедрение системы работы с текстом в начальной школе.
Первый класс –
обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
Второй класс - обучение детей работать с текстом.
Третий и Четвертый класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Слайд 8Условия при обучении работы с текстом
Для развития умения находить информацию используются
тексты научно-познавательного характера, соответствующего возрасту.
Для того, чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию .
Ведется работа над развитием речи учащихся.
При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
Разные по объему предложения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся.
Слайд 9Межпредметные связи
Русский
Математика
Окружающий мир
Технология
Изобразительное искусство
Слайд 10Работа с текстом ведется на уроках русского языка
Задание:
Из слов каждой строчки
составь предложение. Подбери название к тексту.
шли, девочки, лес, через
лесу, было, и, тихо, в, нарядно густо, ёлочки, зеленели золотые, светились, берёзки, искорки, в
Слайд 11Задание
Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название рассказу.
Их встретил молодой
рабочий.
Эти машины выпускает завод.
Ученики пришли на завод.
Он показал ребятам трактор и комбайны.
Слайд 12Составьте рассказ о мальчике Вите. Используйте разные слова к корню шёл.
Слайд 13Витя пошёл гулять на улицу. Он подошёл к горке.
На горке
Витя нашёл маленького щенка.
Слайд 14Прочитайте текст.
Бедняжка совсем …мёрзла. Она …шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и …просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь …решила ей …пуститься в норку. …греться и …есть.
Слайд 17 Бедняжка совсем замёрзла. Она подошла к норке старой
полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь разрешила ей спуститься в норку. Согреться и поесть.
Слайд 18Изложение.
Ёжик спит
Дед Антон привел детей в сад. Он
показал им кучу листьев под кустом.
Это ёжик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда.
Теперь ёжик спит. Он проснется только весной.
Вопросы к тексту:
Что увидели дети в саду?
Что они узнали от деда Антона?
Как вы думаете, зачем дед Антон показал детям жилище ёжика?
Слайд 19Вопросы плана и слова для построения ответов.
1.Куда привел детей дед Антон?
В сад
2.Что он показал им? Кучу листьев под кустом
3.Кто это вырыл ямку? Ёжик
4.Что он сделал? Натаскал травы, залез
5.Что теперь делает ёжик? Спит
6.Когда он проснется? Только весной
Пересказ текста по вопросам
Словарно-орфографическая подготовка.
Найдите слова, написанные с большой буквы.
Почему они так пишутся.
Как на письме одно предложение отделяется от другого?
Объясните написание слова ёжик.
Обратите внимание на сочетание правописания в неё.
Слайд 20Коллективное составление рассказа на основе личных наблюдений.
Примерный план:
1.Голодно птицам зимой.
2.Забота о
птицах.
3.Крылатые гости.
4.Нарядная птица (описание её).
Слова для справок:
Трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, перышки, грудка, хвостик… .
Слайд 21Заключение
Разные виды работ помогают формировать у учащихся умение
работать с текстами.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребенку нужную и полезную информацию, а также успешно выполнять комплексные контрольные работы по предметам, приобретать социально-нравственный опыт, познавая окружающий мир.