Слайд 1Презентация на тему:
«Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом»
Слайд 2Основы смыслового чтения и работы с текстом
Наиболее благоприятным периодом для развития
смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).
В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Слайд 3Для начальной школы ставятся следующие цели:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка
чтения как общеучебного умения;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;
введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Слайд 4Цель смыслового чтения
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Слайд 6В работе нужно использовать методы, которые обеспечивают:
Слайд 7Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных
умений и навыков:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.
Слайд 8Познавательные УУД
Общеучебные универсальные
действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы:
Слайд 9Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством
учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Слайд 10Грамотность чтения, его виды и типы. Умение читать не может считаться
способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования ребёнком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Слайд 12В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
Типы
чтения:
коммуникативное чтение вслух и про себя;
учебное;
самостоятельное.
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.
Слайд 14Как правило, выделяются три вида чтения:
Изучающее чтение.
Максимально полное и
точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях. Учащийся должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.
Ознакомительное чтение.
Это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Перед учеником ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде
Просмотровое чтение.
Перед ребёнком ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах.
Слайд 15Комментированное чтение
Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений,
предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Слайд 16Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся
могут:
целесообразно изменить план текста при его пересказе;
сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
установить причинные связи между явлениями;
совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.
Слайд 17Прием самопостановки вопросов к тексту
Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста
как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.
Прием составления плана
Позволяет глубоко осмыслить и понять текст. По мере чтения текста и составления плана обучающийся последовательно задает себе вопрос: «О чем здесь говорится?»
Прием тезирования
Формулирование основ тезисов, положений и выводов текста.
Прием составления сводной таблицы
Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Слайд 18Прием логического запоминания учебной информации
Включает следующие компоненты:
Слайд 19Работа над беглостью чтения
Специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости.
:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Слайд 20Сплошные тексты (без визуальных изображений)
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
описание (художественное и
техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.
Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста
Слайд 21Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
проблемно-поисковый способ
дискуссия и обсуждение
моделирование и рисунок
1
2
3
Слайд 22Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа
нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения.
Слайд 23Приемы развития смыслового чтения
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и
приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
Опираясь на изученный материал, доказывать свою точку зрения.
Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
Определение последовательности событий.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.