Презентация, доклад на тему Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом

Содержание

Основы смыслового чтения и работы с текстомНаиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей

Слайд 1Презентация на тему:
«Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом»

Презентация на тему:«Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом»

Слайд 2Основы смыслового чтения и работы с текстом
Наиболее благоприятным периодом для развития

смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).
В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Основы смыслового чтения и работы с текстомНаиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст.

Слайд 3Для начальной школы ставятся следующие цели:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка

чтения как общеучебного умения;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;
введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Для начальной школы ставятся следующие цели:целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;приобщение младших школьников

Слайд 4Цель смыслового чтения
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Цель смыслового чтенияЦель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически

Слайд 5Основные задачи:

Основные задачи:

Слайд 6В работе нужно использовать методы, которые обеспечивают:

В работе нужно использовать методы, которые обеспечивают:

Слайд 7Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных

умений и навыков:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.
Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков: - осмысление цели

Слайд 8Познавательные УУД
Общеучебные универсальные
действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы:

Познавательные УУДОбщеучебные универсальныедействия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы:

Слайд 9Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством

учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие

Слайд 10Грамотность чтения, его виды и типы. Умение читать не может считаться

способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования ребёнком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность чтения, его виды и типы. Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте,

Слайд 11Ситуации общения с текстом

Ситуации общения с текстом

Слайд 12В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
Типы

чтения:
коммуникативное чтение вслух и про себя;
учебное;
самостоятельное.
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.Типы чтения:коммуникативное чтение вслух и про себя;учебное;самостоятельное.Наиболее

Слайд 13Умения «грамотности чтения»

Умения «грамотности чтения»

Слайд 14Как правило, выделяются три вида чтения:
Изучающее чтение.
Максимально полное и

точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях. Учащийся должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.
Ознакомительное чтение.
Это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Перед учеником ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде
Просмотровое чтение.
Перед ребёнком ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах.
Как правило, выделяются три вида чтения: Изучающее чтение. Максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации

Слайд 15Комментированное чтение
Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений,

предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. 
Комментированное чтениеЭто чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во

Слайд 16Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся

могут:

целесообразно изменить план текста при его пересказе;
сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
установить причинные связи между явлениями;
совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:целесообразно изменить план текста при его

Слайд 17Прием самопостановки вопросов к тексту
Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста

как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.
Прием составления плана
Позволяет глубоко осмыслить и понять текст. По мере чтения текста и составления плана обучающийся последовательно задает себе вопрос: «О чем здесь говорится?»
Прием тезирования
Формулирование основ тезисов, положений и выводов текста.
Прием составления сводной таблицы
Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием самопостановки вопросов к текстуПозволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой

Слайд 18Прием логического запоминания учебной информации Включает следующие компоненты:

Прием логического запоминания учебной информации Включает следующие компоненты:

Слайд 19Работа над беглостью чтения
Специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости.

:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Работа над беглостью чтенияСпециальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. :1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих

Слайд 20Сплошные тексты (без визуальных изображений)
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
описание (художественное и

техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста

Сплошные тексты (без визуальных изображений)Несплошные тексты (с визуальными изображениями)описание (художественное и техническое);повествование (рассказ, отчет, репортаж);объяснение (рассуждение, резюме,

Слайд 21Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

проблемно-поисковый способ

дискуссия и обсуждение

моделирование и рисунок

1

2

3

Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы   Смысловое чтение не может

Слайд 22Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа

нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения.
Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её

Слайд 23Приемы развития смыслового чтения
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и

приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
Опираясь на изученный материал, доказывать  свою точку зрения.
Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
Определение последовательности событий.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Приемы развития смыслового чтенияДля обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы: Развитие умения анализировать задание. Поиск

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть