Презентация, доклад на тему Ф.М.Достоевский Преступление и наказание

Содержание

«Человек есть тайна… Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.»

Слайд 1 Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ
«Преступление и наказание»

Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ«Преступление и наказание»

Слайд 2


«Человек есть тайна…
Ее надо разгадать,

и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.»

Ф.М.Достоевский

К.Васильев

«Человек есть тайна…   Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь,

Слайд 3Биография писателя
Рождение в семье небогатого врача
Учеба в Инженерном училище
Литературный дебют «Бедные

люди», новое пробуждение личности в «маленьком человеке»
Кружок Петрашевского, казнь и ссылка
Перерождение убеждений

И.Глазунов

Биография писателяРождение в семье небогатого врачаУчеба в Инженерном училищеЛитературный дебют «Бедные люди», новое пробуждение личности в «маленьком

Слайд 4Эволюция мировоззрения Ф.М.Достоевского



Озаглавьте таблицу

Эволюция мировоззрения Ф.М.ДостоевскогоОзаглавьте таблицу

Слайд 5Тема «маленького человека» в русской классике
Башмачкин (Гоголь
«Шинель»)
Вырин (Пушкин
«Станционный смотритель»)
Евгений (Пушкин

«Медный всадник»)
Тема «маленького человека» в русской классикеБашмачкин (Гоголь«Шинель»)Вырин (Пушкин «Станционный смотритель»)Евгений (Пушкин «Медный всадник»)

Слайд 6Тема «маленького человека» в русской классике и творчестве Ф.М.Достоевского
«Маленькие люди» Достоевского

отличаются бескорыстием, ранимостью сердца, гордостью, состраданием к чужому горю.
Тема «маленького человека» в русской классике и творчестве Ф.М.Достоевского«Маленькие люди» Достоевского отличаются бескорыстием, ранимостью сердца, гордостью, состраданием

Слайд 7
Писатель сочувствует в своих произведениях не человеку положительному, а –

просто человеку, в том числе и падшему, греховному.
Нищета не безобидна для человека, она уродует его, нравственно ломает, ставя перед страшным выбором. Загнанному в угол герою предоставлено не многое:
-нарушить нормы, стать преступником;
-пожертвовать собой во имя спасения других;
-вознестись над людьми, взять на себя миссию спасения человечества;
-погибнуть.

Писатель сочувствует в своих произведениях не человеку положительному, а – просто человеку, в том числе и

Слайд 8«Преступление и наказание» как идеологический роман

«Преступление и наказание» как идеологический роман

Слайд 10История создания романа
60-ые годы – это эпоха спада революционно-демократического движения, волна

реакции, надежды на крестьянскую революцию не оправдались.
В эпоху идейного бездорожья и социальной расшатанности появились симптомы общественной болезни. Люди становились бесноватыми. Молодой человек, потеряв нравственные ориентиры, попадал во власть сомнительных теорий о сверхчеловеке.
Достоевский создал идеологический роман, в основе которого конфликт одержимых идеями людей.
История создания романа60-ые годы – это эпоха спада революционно-демократического движения, волна реакции, надежды на крестьянскую революцию не

Слайд 11Носителями каких идей являются Раскольников, Соня, Мармеладов, Катерина Ивановна, Лужин, Свидригайлов,

Порфирий Петрович, Разумихин?

Идеи
жертвенности
насилия
справедливости
гуманности


Носителями каких идей являются Раскольников, Соня, Мармеладов, Катерина Ивановна, Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович, Разумихин?Идеи жертвенностинасилиясправедливостигуманности…

Слайд 12«Петербургский миф» Достоевского: город и герои
В чьих произведениях создается образ города?
Чем

вас удивил писатель в описании Петербурга, знакомого по произведениям Пушкина, Гоголя?
С какой целью Достоевский дает аллюзию на пушкинский текст?
Почему действие романа вынесено на городские улицы?
Какие детали облика города повторяются, какие представляются символическими?

«Петербургский миф» Достоевского: город и героиВ чьих произведениях создается образ города?Чем вас удивил писатель в описании Петербурга,

Слайд 13Жилища героев (Раскольников, Соня, Мармеладовы)
Какая деталь в описании каждой
из

комнат показалась самой значимой?
Приведите примеры «психологических» эпитетов в описании жилищ.
Какие наименования дает автор жилищу Раскольникова?
Что должен чувствовать человек,
живущий в таких условиях?
Как в описании каморки и места его обитания возле Сенной прослеживается мотив «тупика»?
Жилища героев (Раскольников, Соня, Мармеладовы)Какая деталь в описании каждой   из комнат показалась самой значимой?Приведите примеры

Слайд 14Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» и «Самоубийца утопленница» (ч.2,гл.2,

ч.2,гл.6)

Почему «необъяснимым холодом веяло…всегда на героя от «этой великолепной панорамы»?
Отчего красота города не затрагивает Раскольникова?
Почему Петербург «парадный» как бы исключен их топографии романа?
Как городской пейзаж и интерьер жилищ персонажей связаны с сознанием героев?
Почему Достоевский называет город «фантастическим»?


Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» и «Самоубийца утопленница» (ч.2,гл.2, ч.2,гл.6)Почему «необъяснимым холодом веяло…всегда на героя

Слайд 15«Униженные и оскорбленные» в романе

Что привело Мармеладова в состояние нищеты?
Как ведет

себя Катерина Ивановна в ситуации, когда «идти некуда»?
Какие качества сближают Катерину Ивановну и Раскольникова (о них говорит Мармеладов) а также объединяющие героев портретные детали?
Как раскрываются образы Пульхерии Александровны и Дуни в письме к Раскольникову, истории со Свидригайловым?
Для нужно сопоставление Дуни и Сони?
Что сближает Соню и Лизавету?

Как тема «униженных и оскорбленных» связана с
преступлением Раскольникова?

Почему Соня является любимой героиней Достоевского?

«Униженные и оскорбленные» в романеЧто привело Мармеладова в состояние нищеты?Как ведет себя Катерина Ивановна в ситуации, когда

Слайд 17Теория Раскольникова «крови по совести»
Путь героя от сострадания обездоленным к идее

«крови по совести»
Истоки теории – вызов смирению толпы и упование на сильную личность.
Идея неравноценности людей
Идея вседозволенности
Сцена убийства (ч.1,гл.7)
Каковы символика цвета в сцене убийства и роль символических деталей?
Какие изменения во внутреннем состоянии героя происходят в этом эпизоде?
Какую христианскую заповедь нарушает Раскольников?
Почему автор «приводит» в квартиру Лизавету? Как развенчивает «арифметику» героя? ( «Одна смерть и сто жизней взамен…»_
Теория Раскольникова «крови по совести»Путь героя от сострадания обездоленным к идее «крови по совести»Истоки теории – вызов

Слайд 18Р.Раскольников «Я себя убил, а не старушонку!»

Мать Дуня

город сам Мармеладов Соня другие

Порфирий Петрович










маляр

мать

сам

старуха

Лизавета

Нерожденная жизнь




Р.Раскольников  «Я себя убил, а не старушонку!»Мать    Дуня    город

Слайд 19Соня Мармеладова. «Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»
Лизавета Марфа

Петровна мать Дуня маляр


Соня Мармеладова.  «Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»Лизавета   Марфа Петровна  мать

Слайд 20
Самоотречение
Незаметное подвижничество
Жертвенность
Благородство
Гордая решимость
Нравственная стойкость
Отзывчивость
Бескорыстие
Сострадание к чужому горю

Самоотречение Незаметное подвижничествоЖертвенностьБлагородствоГордая решимостьНравственная стойкостьОтзывчивостьБескорыстиеСострадание к чужому горю

Слайд 21Двойники Раскольникова. «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды…»

(Свидригайлов Раскольникову)






Д
У
Н
я

Т
Р
И
Х
И
Н
ы

Раскольников

Свидригайлов

Лужин

«Знаю, что выстрелишь, зверек хорошенький…»
(Свидригайлов Дуне)


Двойники Раскольникова. «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды…» (Свидригайлов Раскольникову)ДУНяТРИХИНыРаскольников Свидригайлов Лужин «Знаю, что

Слайд 22«Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20

века

Фабульный финал романа – признание Раскольникова в конторе. Зачем автору нужен эпилог?
Можно ли сказать ,что безбожный мир основной части романа сменяется Божьим миром в финале эпилога?
Каково отношение героя к своей теории в эпилоге?
Какова роль сна о трихинах в эпилоге?
Изжил ли Раскольников влияние своей теории?
Что, с авторской т.з. ,является преступлением и наказанием для героя?
Какие пророчества Достоевского сбылись в 20 веке?


«Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20 векаФабульный финал романа – признание Раскольникова

Слайд 26Тест
В каком романе Достоевского героя звали так же, как Толстого?
Какое

произведение стало литературным дебютом?
Чем отличается трактовка темы «маленького человека» у Достоевского от Пушкина и Гоголя?
Какова эволюция взглядов писателя?
Где бывал писатель на территории Калужского края?
Жанр романа «Преступление и наказание».
На какие 2 группы Раскольников делит всех людей в своей статье?
За кого собирается Дуня выйти замуж и почему?
Почему именно Соне герой признается в преступлении?
Что сказала Соня, услышав такое признание?
Кто двойники Раскольникова?
Тест В каком романе Достоевского героя звали так же, как Толстого?Какое произведение стало литературным дебютом?Чем отличается трактовка

Слайд 27
В романе «Идиот».
«Бедные люди».
Показал пробуждение личности в «маленьком человеке».
От революционных взглядов

пришел к Богу.
Оптина пустынь.
Идеологический роман, герои –носители идей.
На обыкновенных и необыкновенных, которые двигают человечество вперед и которые имеют право переступить закон ради высокой цели.
За Лужина, чтобы помочь брату, жертвуя собой.
Он тоже ее считает преступницей.
«Что вы над собою сделали!»
Лужин и Свидригайлов –хозяева жизни, которые переступили закон.








В романе «Идиот».«Бедные люди».Показал пробуждение личности в «маленьком человеке».От революционных взглядов пришел к Богу.Оптина пустынь.Идеологический роман, герои

Слайд 28Петербург Достоевского
Это город социальных контрастов. Город наездников и наездниц, давящих нищих

(судьба Мармеладова).
С одной стороны, пышный, величественный, с другой –холодный, равнодушный, несущий гибель людям.


Петербург ДостоевскогоЭто город социальных контрастов. Город наездников и наездниц, давящих нищих (судьба Мармеладова).С одной стороны, пышный, величественный,

Слайд 29Комментарии к схеме «Соня»
Соня становится солнцем, которая согревает всех теплом своей

души.
Все персонажи сфокусированы на Соне, они как бы составляют содержание ее образа – солнца, олицетворяющего в себе сострадание, доброту, милосердие, любовь и действие.
Лизавета и маляр полярны, т.к. представляют собой высший символ страдания в мужском и женском измерении.
Жертвы других героев не принимаются. Только жертвы Сони принимаются окружающими.
Лучи тепла достигают и Раскольникова, он сопротивляется им, но в конце концов опускается перед ней на колени…


Комментарии к схеме «Соня»Соня становится солнцем, которая согревает всех теплом своей души.Все персонажи сфокусированы на Соне, они

Слайд 30Комментарий к схеме «Раскольников»
Стрелки берут начало из одного поля, обозначающего социальную

действительность, которая отравляет сознание героя. Что это за действительность?
Дуня жертвует собой, чтобы брат учился. Эта страшная истина вызывает в герое протест.
Жестокий город давит на сознание героя, душит, навязывает мысль, что выжить сможет сильный. Возникла идея отстоять свое место под солнцем.
Черта «Порфирий Петрович» олицетворяет законность.
Раскольников переступает черту, одно преступление и тысяча добрых дел.
Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, из-за которых дорога пошла вниз.
Герой в тупике, он ничего не доказал.


Комментарий к схеме «Раскольников»Стрелки берут начало из одного поля, обозначающего социальную действительность, которая отравляет сознание героя. Что

Слайд 31Комментарий к схеме «Двойники Раскольникова»
Общее между героями – это «возлюби прежде

всего одного себя, все позволено, кровь по совести, приглашение к убийству».
Именно поэтому стрелки замыкаются на планке – «трихины» (микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости.)
Орбиты стрелок похожи: Лужин служит миллиону, Свидригайлов отличается развратной похотью, Раскольникову «только мысль разрешить». Но и эта мысль, и миллион покупаются одной и той же ценой: платят за них одни и те же -«слабенькие».
Дуня –одна их них, она видит смысл жизни в страдании и жертвенности и в то же время стреляет в Свидригайлова.
Героиня поражена уже язвами насилия. И в самую нравственную среду проникли «трихины». Люди, зараженные ими, ужиться друг с другом не могут…


Комментарий к схеме «Двойники Раскольникова»Общее между героями – это «возлюби прежде всего одного себя, все позволено, кровь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть