Слайд 1Мультимедийная презентация.
Филоненко Т.Н.,учитель русского языка и литературы МБОУ «Борисовская средняя
общеобразовательная школа №1 им. А.М.Рудого», Белгородская область.
Устаревшие слова в сказке А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Урок литературы в 5-ом классе
1.Узнаем, что такое «историзмы» и «архаизмы»
2. Прочитаем сказку А.С.Пушкина
3. Выделим устаревшие слова
4. Определим среди них историзмы и архаизмы
5. Подумаем, какова роль этих слов в сказке
6.Составим словарь устаревших слов
Слайд 3 Понятия
1.Устаревшие слова – слова, которые выходят из
употребления, устаревают.
2.Историзмы. Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действителььности, которые они обозначали, называются историзмами: боярин, вече, опричник,бурмистр,в художественной или социальной литературе как средство образного воссоздания исторической эпохи или средство объктивного ее отражения.
3.Архаизмы. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия, называются архаизмы: брадобрей-парикмахер, сей-этот, зело-очень, пиит-поэт, ланиты-щеки и др. Архаизмы, как и историзмы, используются в художественной литературе для восоздания эпохи, которую описывает автор, а также для придания речи оттенков торжественности или, наоборот, комического или иронического эффекта.
Слайд 6Продолжим работу самостоятельно!
Слайд 7Мы все считаем, что А.С.Пушкин очень любил сказки. Мы так утверждаем
потому, что он сам написал много сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «…о Золотом Петушке», «…о царе Салтане»…Но все сказки, оказывается, он начал писать, не в детстве, а когда был уже совсем взрослым и собирался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой. Это было в 1830-ом году, в его родительском имении Болдино.Он приехал сюда в начале сентября, чтобы оформить на свое имя имение, которое ему подарил отец, а пробыл здесь 3 месяца. За эти 3 месяца Пушкин написал очень много произведений, в том числе – сказки. Позже он их редактировал, а печатались они в разное время.
Писатели XVIII и XIX в. с детства были окружены народной поэзии. Поэтому подражали народным песням или сказкам почти все поэты.
Пушкин в детстве слушал сказки своей няни Арины Родионовны, ему хотелось научиться самому создавать такие же сказки, какие создавали безыменные народные поэты. И это ему удалось. Но свои сказки Пушкин написал в стихотворной форме. Это было необыкновенно и очень поэтично.
В сказках Пушкин сохранил народную речь, прибаутки, присказки, загадки, шутки, устаревшие слова.
Слайд 9Устаревшие слова сделали сказку очень похожей на народную, они придали поэтичность
всей сказке; они помогают нам не забыть русский язык, они помогают изучить историю.
Можно для примера взять любое слово. Вот он пишет о царице, которая ждет своего мужа: «Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в поле - инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи. Не видать милого друга, только видит- вьется вьюга, снег ложится на поля, вся белешенька земля». Слова «инда», «очи» легко можно было заменить современными: «даже», «глаза». Только устаревшие слова придают ощущение старины, древности. Да и звучат они очень красиво, мелодично.
Когда мы распределили слова – устаревшие – в таблицу, мы увидели, что историзмов в тексте меньше, чем архаизмов. Это значит, что забытых слов в нашей речи не так много. Это значит, что русский язык не умирает. А произведения наших поэтов и писателей не дают нам забыть наш родной язык.
Слайд 10Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе
(1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834)