Презентация, доклад на тему Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения

Содержание

ВведениеПод “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к

Слайд 1Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения
практика

Духовно-нравственное  воспитание на уроках чтенияпрактика

Слайд 2Введение
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у

него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

ВведениеПод “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,

Слайд 3Задача учителя на уроках
– сформировать у учащихся потребность размышлять над

подобными вопросами,
-донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка
- привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы , а это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами,-донести до сознания детей мысль,

Слайд 4Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его

духовно-нравственными представлениями и понятиями.
Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений.
Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения.
Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка.
Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание

Слайд 5Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по

содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей,

Слайд 6К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего,

должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание

Слайд 7В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного

творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

Слайд 8В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях

любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении

Слайд 9Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках.
На этих занятиях

учителем ставятся задачи воспитывать
уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей;
сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
негативное отношение к вредным привычкам;
чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства
понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
гуманистическое отношение к людям
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках. На этих занятиях учителем ставятся задачи воспитыватьуважительное отношение друг к

Слайд 10формировать:
духовно-нравственные ориентиры;
гражданское отношение к себе;
потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
гражданское отношение

к Отечеству;
верность духовным традициям России;
общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;
осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

формировать:духовно-нравственные ориентиры;гражданское отношение к себе;потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;гражданское отношение к Отечеству;верность духовным традициям России;общественную активность,

Слайд 11создавать:
ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
условия для сохранения

физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
развивать:
значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
представления о семейных ценностях;

а также:
пропагандировать здоровый образ жизни;
дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;
создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

создавать:ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья

Слайд 12Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной

цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования

Слайд 13Яркое тому подтверждение – направленность тематических разделов в учебнике чтения для

учащихся 5 классов под редакцией З. Ф. Малышевой:
О друзьях-товарищах
Спешите делать добро
Из прошлого нашего народа
Картины родной природы
О животных
После прочтения произведения важно беседовать с детьми, тем самым выявляя отношение к прочитанному, предлагать детям высказывать своё мнение, что заставляет учеников вдумываться в прочитанное, оценивать поступок того или иного персонажа рассказа, а зачастую вспоминать и о своём личном опыте.
В процессе беседы необходимо вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
Яркое тому подтверждение – направленность тематических разделов в учебнике чтения для учащихся 5 классов под редакцией З.

Слайд 14ВЫВОД
Чтение   и развитие речи – учебный предмет, познавательная ценность которого

очень высока: на таких уроках формируется нравственная позиция учащихся, прививается чувство любви к родному языку, через устную речь осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.

ВЫВОДЧтение   и развитие речи – учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть