Презентация, доклад на тему Чтоб в человеке человеческое торжествовало… Н.С.Лесков

Содержание

Что для человека важнее: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу?

Слайд 1«Чтоб в человеке
человеческое торжествовало…»
Н.С Лесков

«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков

Слайд 2Что для человека важнее: спасти человека и нарушить воинскую присягу или

остаться верным воинскому долгу?
Что для человека важнее: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу?

Слайд 3Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)

«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается

вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
Николай Семёнович Лесков(1831 – 1895)«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по

Слайд 4Император НИКОЛАЙ I
При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие

правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.

Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
Какое?


Император НИКОЛАЙ IПри Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное

Слайд 5Что такое щпицрутены?
Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный

прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Что такое щпицрутены?Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX

Слайд 6Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста -

восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по

Слайд 7
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что

было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов),
за пьянство (300– 500 ударов)

за воровство у товарищей (500 ударов),
за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).

В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.Удары шпицрутенами назначались

Слайд 9Композиция рассказа “Человек на часах”
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под

командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)

Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)

Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава

Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)

Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)


Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.

Композиция рассказа “Человек на часах” Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)Завязка (часовой

Слайд 10Кто он - главный герой?
 Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?

В

словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
 Что за человек солдат Постников?  Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4
Кто он - главный герой? Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько

Слайд 11Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту , когда

услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? 


(приходил от криков, стонов “в оцепенение”,
“ В ужасе оглядывался”,
“…стал соображать, как спасти”.)

Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается

Слайд 12Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит,

так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

…помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…


…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Внутренний конфликт – «искушение»Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем

Слайд 13Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить воинскую

присягу? - или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить воинскую присягу? - или остаться верным

Слайд 14 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?

Тогда почему героя наказали,

а обманщика -офицера наградили?

Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское

Слайд 15И все довольны?






И все довольны?

Слайд 16Каково отношение автора к произошедшему?

«Я думаю о тех смертных, которые любят

добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”

Каково отношение автора к произошедшему?«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и

Слайд 17 
Продолжите предложения

Автор осуждает…

(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)

Автор доволен

тем, что…

(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)

  Продолжите предложенияАвтор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат

Слайд 18Первоначально Лесков назвал рассказ «Спасение погибавшего». Почему автор изменил название?
Почему называет

героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» ?

Первоначально Лесков назвал рассказ «Спасение погибавшего». Почему автор изменил название?Почему называет героя не «караульным», не «солдатом», а

Слайд 19 «…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми

зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)




Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? 

«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами

Слайд 20 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными.
Главное, чтобы

оставались людьми.
 Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

Слайд 21Знаете ли вы примеры современности, когда человек, нарушая воинскую присягу, спасал

людей?
Знаете ли вы примеры современности, когда человек, нарушая воинскую присягу, спасал людей?

Слайд 22Домашнее задание: написать продолжение рассказа Постников остался на посту и что же

с ним произошло дальше…
Домашнее задание: написать продолжение рассказа  Постников остался на посту и что же с ним произошло дальше…

Слайд 23Спасибо за работу.

Спасибо за работу.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть