Слайд 1Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Слайд 2В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь
и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.
Слайд 3Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остро социальную направленность, но смысл
его не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.
Слайд 4 В первую очередь обращает на себя внимание эпиграф из
Апокалипсиса (только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф): "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу... горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18).
Слайд 5Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели,
смерти. Он возникает потом в названии гигантского корабля - "Атлантида", погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. Основное событие рассказа - смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти.
Слайд 6Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву
покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход "Атлантида", который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть.
С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный" (волны пряного дыма, сияние света, коньяки, ликеры, сигары, радостные пары и прочее), то машинное отделение впрямую называется преисподней: "ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени..."
Слайд 7Герой назван просто "господином", потому что именно в этом его суть.
По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе "единственно ради развлечения" поехать "в Старый Свет на целых два года", может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит "в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание", может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы.
Слайд 8Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его
неестественность: "серебряные усы", "золотые пломбы" зубов, "крепкая лысая голова" сравнивается со "старой слоновой костью". В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.
Слайд 9Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: "Это хрипел уже
не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой". Смерть делает его человеком: "черты его стали утончаться, светлеть...". "Умерший", "покойный", "мертвый" - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой ("содовая" тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается "тело мертвого старика из Сан-Франциско", которое возвращается "домой, в могилу, на берега Нового Света" в черном трюме. Могущество "господина" оказалось призрачным.
Слайд 10 Символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием "Атлантида",
на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году "Титаником". "Океан, ходивший за стенами" парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
Слайд 11Композиция рассказа – частично кольцевая. Она помогает раскрыть авторскую позицию –
позицию человека, который отрицает буржуазную цивилизацию, когда люди живут только внешне, а внутренне они давно уже мертвы.
Слайд 12
Писатель "наградил" своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще
раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день "озолотилось" утреннее голубое небо, "на острове снова водворились мир и покой", на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собой прекрасную Италию".
Слайд 13
Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и
трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры...» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравняться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина».
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.