Слайд 1Урок 4
Блок и революция
Поэма Блока «Двенадцать»
Старый и новый мир в поэме
Александра Блока «Двенадцать»
Образ «мирового пожара в крови»
как отражение «музыки стихий» в поэме
Фигуры апостолов новой жизни
и различные трактовки числовой символики поэмы
Образ Христа и христианские мотивы в произведении
Слайд 2 Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я –
гений!»
«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», -утверждал поэт.
Слайд 3Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Во-первых, поэма
сдержит двенадцать глав.
Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев.
В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.
Слайд 4История создания поэмы
«Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано
в январе 1918 года, то есть по горячим следам.
Через два месяца после Октябрьской революции.
Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье».
Поэма удивляла еще современников Блока.
По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, то…
Слайд 5Почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции?
Почему в центре
эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство?
Сюжет поэмы: любовный и социальный. Образ Катьки, его сходство с женскими образами в лирике Блока и отличие от них. Убийство Катьки – единственное событие в поэме – как стихийный акт. Тема возмездия в поэме. Понимание свободы героями произведения («Свобода без креста»). Отсутствие раскаяния за содеянное. Мотивы «черной злобы» и скуки – мотивы «страшного мира» - в изображении героев поэмы. Символический образ паршивого пса.
Слайд 6Жанр, стиль и композиция произведения
«Двенадцать» - эпическая поэма, как
будто составленная из отдельных зарисовок. Картинок с натуры. Быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма. Передает неразбериху, которая царила на улицах и в умах.
Слайд 7Есть ли в поэме лирические мотивы?
Как проявляет себя автор?
Автор не является героем поэмы. Его позиция проявляется косвенно: в том что и как он изображает в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Первая глава является экспозицией поэмы. В ней и двух последующих изображен зимний, задуваемый космическим Ветром Петербург.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Мы видим тревожный, даже испуганный взгляд лирического героя.
Слайд 8 Контраст черного и белого цвета.
Символическое значение черного
цвета, обрамляющего первую главу.
Персонажи первой главы - символические, знаковые фигуры «старого мира».
Статичность персонажей.
Образ ветра, мотив стихии, его взаимодействие с образами «старого мира».
Приметы реального времени в тексте.
Двойственность пространства (улица – «весь Божий свет»)
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.«Слушайте музыку революции», - призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.
Слайд 9Как Блок передает музыку революции?
Какие ритмы мы слышим?
Прежде всего,
«музыка» у Блока – метафора, выражение «духа». Звучание стихии жизни.
Эта музыка отражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы.
Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
Слайд 10В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот проснется
Лютый враг (гл. 11)
Слайд 11Слышен городской романс:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет
городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Он интересно обыгрывается: начало знакомое.
А дальше – пошел разгул.
Слайд 12Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба,
Гуляет нынче голытьба!
Слайд 13Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Кроме того, в поэме
бросаются в глаза лозунги:
«Вся власть учредительному собранию!»,
доносятся обрывки разговоров:
… И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.
Слайд 14Разнообразна и лексика поэмы:
Это и язык лозунгов и прокламаций,
и разговорный язык с просторечиями:
«Что, дружок, оторопел?»;
и искажения слов:
«етажи», «елекстрический»;
и искаженная, «ругательная» лексика:
«холера, «жрала», «подлец»;
и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Слайд 15Образы героев поэмы
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
Это
образное сравнение:
«старушка, как курица, // кой-как перемотнулась через сугроб».
Речевая характеристика:
«Предатели! Погибла Россия! // Должно быть, писатель - // Вития …».
Хлесткий эпитет и оксюморон:
«А вон долгополый -// Сторонкой за сугроб… // Что нынче не веселый, // Товарищ поп?».
Слайд 16 Двенадцать героев составляют один отряд:
«В зубах
– цигарка. Примят картуз,//На спину б надо бубновый туз!»
- коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан).
Среди них – Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:
«Над собой держи контроль!»
Слайд 17Внешность Катьки
Подробнее показана Катька.
Здесь и внешность:
«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни:
«у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила»,
и притягательное обаяние:
«из-за удали бедовой // в огневых ее очах, // из-за родинки пунцовой // возле правого плеча…»
Слайд 18Особенности сюжета поэмы
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний,
житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснования поступков «двенадцати».
Один из центров поэмы – конец 6 главы: мотив мести, убийства сливаются с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Слайд 19 Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы.
Ненависть
проявляется как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Слайд 20 Несколько раз встречается мотив бдительности:
«Неугомонный не
дремлет враг!»
Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда.
В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».
Второй центр поэмы в 11 главе:
… И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
Слайд 21Образы-символы
Вьюга
Ветер
Снег
Символика цвета («Черный вечер. // Белый снег», кровавый флаг.)
Число «двенадцать»
«пес безродный»
Христос
Слайд 22Значение образа Христа в поэме
Неожиданное и немотивированное, на первый взгляд, появление
Христа в финале «Двенадцати» внутренне обосновано блоковским мироощущением. Достижимо ли гармоничное будущее через преодоление кровавого греха? Возможно ли через отрицание святынь и кровь прийти к обретению новой истины? Для героев поэмы ответ утвердительный, для автора – отрицательный. Поэтому символично, что Иисуса Христа герои не видят, Блок – видит. Он единственный, кому доступно это видение.