Презентация, доклад на тему Блок и революция Поэма Блока Двенадцать Старый и новый мир в поэме Александра Блока Двенадцать

Содержание

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», -утверждал поэт.

Слайд 1Урок 4 Блок и революция Поэма Блока «Двенадцать» Старый и новый мир в поэме

Александра Блока «Двенадцать» Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы Образ Христа и христианские мотивы в произведении
Урок 4  Блок и революция Поэма Блока «Двенадцать»  Старый и новый мир в поэме

Слайд 2 Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я –

гений!»
«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», -утверждал поэт.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!»  «Двенадцать» - какие бы

Слайд 3Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Во-первых, поэма

сдержит двенадцать глав.
Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев.
В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.
Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?  Во-первых, поэма сдержит двенадцать глав.  Во-вторых, героями поэмы

Слайд 4История создания поэмы
«Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано

в январе 1918 года, то есть по горячим следам.
Через два месяца после Октябрьской революции.
Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье».
Поэма удивляла еще современников Блока.
По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, то…
История создания поэмы   «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть

Слайд 5Почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре

эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство?

Сюжет поэмы: любовный и социальный. Образ Катьки, его сходство с женскими образами в лирике Блока и отличие от них. Убийство Катьки – единственное событие в поэме – как стихийный акт. Тема возмездия в поэме. Понимание свободы героями произведения («Свобода без креста»). Отсутствие раскаяния за содеянное. Мотивы «черной злобы» и скуки – мотивы «страшного мира» - в изображении героев поэмы. Символический образ паршивого пса.

Почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции?  Почему в центре эпического повествования – погоня

Слайд 6Жанр, стиль и композиция произведения
«Двенадцать» - эпическая поэма, как

будто составленная из отдельных зарисовок. Картинок с натуры. Быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма. Передает неразбериху, которая царила на улицах и в умах.
Жанр, стиль и композиция произведения  «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок. Картинок

Слайд 7Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Автор не является героем поэмы. Его позиция проявляется косвенно: в том что и как он изображает в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Первая глава является экспозицией поэмы. В ней и двух последующих изображен зимний, задуваемый космическим Ветром Петербург.

Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Мы видим тревожный, даже испуганный взгляд лирического героя.

Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?   Автор не является героем поэмы.

Слайд 8 Контраст черного и белого цвета.
Символическое значение черного

цвета, обрамляющего первую главу.
Персонажи первой главы - символические, знаковые фигуры «старого мира».
Статичность персонажей.
Образ ветра, мотив стихии, его взаимодействие с образами «старого мира».
Приметы реального времени в тексте.
Двойственность пространства (улица – «весь Божий свет»)
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.«Слушайте музыку революции», - призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.
Контраст черного и белого цвета.  Символическое значение черного цвета, обрамляющего первую главу.  Персонажи

Слайд 9Как Блок передает музыку революции? Какие ритмы мы слышим?
Прежде всего,

«музыка» у Блока – метафора, выражение «духа». Звучание стихии жизни.
Эта музыка отражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы.
Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.
Как Блок передает музыку революции? Какие ритмы мы слышим?  Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора,

Слайд 10В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот проснется


Лютый враг (гл. 11)

В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг.РаздаетсяМерный шаг.Вот проснется Лютый враг (гл. 11)

Слайд 11Слышен городской романс:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет

городового –
Гуляй, ребята, без вина!


Он интересно обыгрывается: начало знакомое.
А дальше – пошел разгул.
Слышен городской романс:Не слышно шуму городского,Над невской башней тишина,И больше нет городового – Гуляй, ребята, без вина!Он

Слайд 12Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба,
Гуляет нынче голытьба!

Часто встречается частушечный мотив:Запирайте етажиНынче будут грабежи!Отмыкайте погреба,Гуляет нынче голытьба!

Слайд 13Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Кроме того, в поэме

бросаются в глаза лозунги:

«Вся власть учредительному собранию!»,

доносятся обрывки разговоров:

… И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.
Прямо процитирована революционная песня:Вперед, вперед,Рабочий народ!  Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть

Слайд 14Разнообразна и лексика поэмы:
Это и язык лозунгов и прокламаций,

и разговорный язык с просторечиями:
«Что, дружок, оторопел?»;
и искажения слов:
«етажи», «елекстрический»;
и искаженная, «ругательная» лексика:
«холера, «жрала», «подлец»;
и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Разнообразна и лексика поэмы:  Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что,

Слайд 15Образы героев поэмы
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
Это

образное сравнение:
«старушка, как курица, // кой-как перемотнулась через сугроб».
Речевая характеристика:
«Предатели! Погибла Россия! // Должно быть, писатель - // Вития …».
Хлесткий эпитет и оксюморон:
«А вон долгополый -// Сторонкой за сугроб… // Что нынче не веселый, // Товарищ поп?».

Образы героев поэмы  Герои обрисованы лаконично и выразительно.  Это образное сравнение:  «старушка, как курица,

Слайд 16 Двенадцать героев составляют один отряд:
«В зубах

– цигарка. Примят картуз,//На спину б надо бубновый туз!»

- коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан).

Среди них – Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:

«Над собой держи контроль!»
Двенадцать героев составляют один отряд:  «В зубах – цигарка. Примят картуз,//На спину б надо

Слайд 17Внешность Катьки
Подробнее показана Катька.
Здесь и внешность:

«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни:
«у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила»,
и притягательное обаяние:
«из-за удали бедовой // в огневых ее очах, // из-за родинки пунцовой // возле правого плеча…»
Внешность Катьки   Подробнее показана Катька.  Здесь и внешность:   «зубки блещут жемчугом», «больно

Слайд 18Особенности сюжета поэмы
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний,

житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснования поступков «двенадцати».
Один из центров поэмы – конец 6 главы: мотив мести, убийства сливаются с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Особенности сюжета поэмы  Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и

Слайд 19 Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы.
Ненависть

проявляется как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Эх, эх, без креста!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы.  Ненависть проявляется как святое чувство:Злоба, грустная злобаКипит

Слайд 20 Несколько раз встречается мотив бдительности:
«Неугомонный не

дремлет враг!»

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда.

В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».

Второй центр поэмы в 11 главе:
… И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
Несколько раз встречается мотив бдительности:   «Неугомонный не дремлет враг!»   Всеобщая ненависть,

Слайд 21Образы-символы
Вьюга
Ветер
Снег
Символика цвета («Черный вечер. // Белый снег», кровавый флаг.)
Число «двенадцать»
«пес безродный»
Христос

Образы-символыВьюгаВетерСнегСимволика цвета («Черный вечер. // Белый снег», кровавый флаг.)Число «двенадцать»«пес безродный»Христос

Слайд 22Значение образа Христа в поэме
Неожиданное и немотивированное, на первый взгляд, появление

Христа в финале «Двенадцати» внутренне обосновано блоковским мироощущением. Достижимо ли гармоничное будущее через преодоление кровавого греха? Возможно ли через отрицание святынь и кровь прийти к обретению новой истины? Для героев поэмы ответ утвердительный, для автора – отрицательный. Поэтому символично, что Иисуса Христа герои не видят, Блок – видит. Он единственный, кому доступно это видение.
Значение образа Христа в поэмеНеожиданное и немотивированное, на первый взгляд, появление Христа в финале «Двенадцати» внутренне обосновано

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть