Слайд 1
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837 )
Слайд 2«Пушкин – солнце русской культуры»
Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни
одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.
Слайд 3
Роман «Дубровский».
«Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть».
Слайд 4О романе
Роман «Дубровский» – одно из самых значительных прозаических произведений
Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. Однако роман остался незавершённым. По планам и сохранившимся черновикам должен был быть третий том.
Слайд 5Реалистический роман
В основе романа рассказ П. В. Нащокина о белорусском
небогатом дворянине Островском (первоначально герой романа назывался Островским).
Слайд 6Основной конфликт
Ведущей становится трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении людей.
Социальные законы всюду побеждают человеческие чувства и привязанности, но люди не могут не сопротивляться обстоятельствам, если верят в гуманные идеалы и хотят сохранить лицо. Так человеческие чувства вступают в трагический поединок с законами общества, действительными для всех.
В основе конфликта – неравенство героев перед законом. Богатство и бесчестие (Троекуров), богатство и цинизм (Верейский) – вот неразлучные пары, характеризующие социальный организм. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира Дубровского отстоять своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его социально – общественным положением. Так Дубровский оказывается романтическим героем, который вследствие своих человеческих качеств постоянно втягивается в конфликт с установившимся порядком вещей.
Слайд 7Два приятеля
Действие в произведении приходится на 20-е годы 19-го столетия. Завершается
спустя полтора года от начала описываемых событий. С первых же строк романа перед нами разворачиваются картины жизни провинциальных русских помещиков: их неторопливый уклад, характерные детали быта, заботы и забавы. Характеристика Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирилы Петровича, с которыми нас знакомит автор, строится по принципу противопоставления, или контраста. Они и в самом деле очень разные во всём, начиная от материального положения и заканчивая взглядами на жизнь.
Слайд 8«Меж ними всё рождало споры…»
Кирила Петрович Троекуров - образ «старинного русского
барина», типичный барин – крепостник, богатый, знатный, порочный и невежественный.
Андрей Гаврилович Дубровский - отставной поручик гвардии, бедный и независимый, с чувством собственного достоинства, человечный и великодушный барин. Ближайший сосед Троекурова и его старый товарищ.
Троекуров, будучи военным, вышел в отставку в почётном звании генерал-аншефа, что принесло ему немало привилегий и почестей.
Андрей Гаврилович вернулся из гвардии всего лишь небогатым поручиком.
Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград.
Дубровский принадлежал к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод.
Слайд 9«Они сошлись…»
Однако характеристика Дубровского из романа «Дубровский» и Кирилы Петровича имеет
некоторые точки соприкосновения. Оба, как мы уже установили, служили в армии и гордились этим. Оба женились по большой и искренней любви, оба вскоре стали вдовцами с малыми детьми на руках.
Сравнительная характеристика Дубровского с Троекуровым была бы неполной, не упомяни мы об общей их страсти - охоте. Как ни разбирался в тонкостях её Кирила Петрович, но такого дотошного знатока, каким был Дубровский, ещё стоило днём с огнём поискать. За это Троекуров безмерно уважал бедного соседа, высоко ценил и привечал. Ни один выезд не обходился без него. А уж если по какой-либо причине отставной поручик отсутствовал, генерал-аншеф брюзжал, ругался, был недоволен всем и вся, и никакая охота не получалась. К тому же только Дубровскому он позволял держаться с собой на равной ноге, уважал за то, что приятель сам никогда не лебезил и не позволял с собою обращаться свысока.
Слайд 11«На псарне у Троекурова»
«Псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж,
как вашим собакам»
Слайд 12«В суде»
Троекуров губит Дубровского только из - за того, что тот
посмел перечить ему.
«Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя».
Слайд 13
В романе представлены два поколения – отцы и дети. История жизни
отцов сопоставлена с судьбами детей.
История дружбы отцов
есть
«прелюдия трагедии детей».
Слайд 15Искренним, благородным, нежным и робким предстаёт перед нами Дубровский на страницах,
посвящённых встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что он уже не может мстить её отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.
Слайд 16
«Обречена»
Марья Кирилловна внутренне родственна Дубровскому. «Пылкая мечтательница», надеется на власть чувств.
Верит, что сможет смягчить сердце отца. Наивно полагает, что тронет и душу князя Верейского.
Внешние обстоятельства оказываются не на стороне Маши, и она, как Владимир Дубровский, вынуждена сдать свои позиции.
Слайд 17«Границы, определённые жизнью, сильнее самых
горячих чувств»
Маша не может нарушить клятву
верности. Для неё это не пустые слова, а таинство, совершённое на небесах. Мораль, которую она усвоила с детства, научила её отвечать за свои поступки.
В этом жизненная драма Маши Троекуровой.
Слайд 18«Дубровский» получил в русской критике высокое признание.
«Это одно из величайших
созданий гения Пушкина», - писал В. Г. Белинский.
Слайд 19Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно
догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.
Слайд 20
Честность,
Естественность (нужно вести себя одинаково хорошо как в обществе, так и
повседневной жизни)
Любовь (к родине, близким, природе)
Ответственность (за себя, порученное дело)
Верность долгу, родине
Единственность (исключительность, неповторимость, уникальность)
Коммуникабельность (умение налаживать контакты, способность к общению с другими людьми)