Слайд 1В. В. Набоков
(1889 – 1977)
Рассказ «Рождество»
Арютова Татьяна Геннадьевна, учитель школы «Лицей
«Туран» г. Алматы
Слайд 2Моё эмоциональное состояние
интерес
равнодушие
тревога
радость
спокойствие
Слайд 3Живи.
Не жалуйся, не числи
Ни лет минувших, ни планет,
И стройные сольются
мысли В ответ единый:
смерти нет!
Живи!
В.В.Набоков
Слайд 4Тема жизни и смерти в рассказе В.Набокова «Рождество»
25. 04.
Слайд 5Мои цели урока:
Личностно-ценностные:
Предметные:
Креативные:
Когнитивные (познавательные):
Слайд 6«ВЕРНО – НЕВЕРНО»
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10 11
Слайд 7
САМОПРОВЕРКА
ФО
11 ответов – прекрасный результат
8 -10 ответов – хорошее
знание материала
6-7 ответов – стоит поработать ещё
5 и меньше – нужно вернуться к изученному
Слайд 8 «Мозговой штурм»
Какими способами писатель помогает читателю осмыслить тему и идею
произведения?
Слайд 9Авторские способы раскрытия темы и идеи произведения:
автобиографические мотивы
название произведения
эпиграф
сюжет
композиция
эпизод
образы
(герои, звуки, запахи, цветообразы)
портрет
поступки героев
взаимоотношения между героями
символы
пейзаж
детали
художественные средства
синтаксис
авторская позиция
и др.
Слайд 10Работа в группах
«Если у тебя есть яблоко и
у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то у тебя, и у меня останется по одному яблоку. Но если у тебя есть мысль и у меня есть мысль, и мы обменяемся ими, то каждый из нас станет богаче на целую идею».
Д.Б.Шоу, ирландский драматург и романист
Слайд 11Группа «Солнышко» (Абдыкаева Алина)
Как тема жизни и смерти раскрывается в названии
произведения, сюжете, композиции?
Предложите варианты названия 4-х глав.
Выделите основные композиционные элементы.
Вспомните, в чём смысл праздника Рождество Христово?
4. Слепцов просит Ивана убрать ёлку. Считаете ли вы образ ёлки символичным? Почему? Зачем автору этот диалог (зачитайте его), не несущий сюжетной нагрузки?
Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
Группа «Светлячки» (Дадамухамедова Сальма)
Как тема жизни и смерти раскрывается в страданиях Слепцова?
1. Используя цитаты из текста, напишите небольшую дневниковую запись от лица убитого горем отца. Оцените своё душевное состояние во время выполнения данной работы.
3. Какая тема является ведущей в ваших записях? Почему?
4. Какой эпизод наиболее полно передаёт страдания Слепцова? Обратите внимание на роль деталей.
5. Почему приходит решение умереть?
6. Что останавливает Слепцова?
Группа «Капельки» (Хисамутдинова Диана)
Как образ бабочки помогает автору глубже раскрыть тему жизни и смерти?
1. Что символизирует бабочка в этом рассказе? Составьте синквейн «БАБОЧКА».
2. Составьте Диаграмму Венна.
СЛЕПЦОВ – БАБОЧКА
3. Знает ли читатель, как сложилась жизнь Слепцова? Предположите, как сложится его судьба.
4. Слепцов – говорящая фамилия?
Слайд 12КИА
Привычным рождественским подарком были для читателей XIX
века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные, но всегда пытались смягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие.
Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом, жизни над смертью.
Слайд 13Группа «Солнышко» (Абдыкаева Алина)
Как тема жизни и смерти раскрывается в названии
произведения, сюжете, композиции?
Предложите варианты названия 4-х глав.
Выделите основные композиционные элементы.
Вспомните, в чём смысл праздника Рождество Христово?
4. Слепцов просит Ивана убрать ёлку. Считаете ли вы образ ёлки символичным? Почему? Зачем автору этот диалог (зачитайте его), не несущий сюжетной нагрузки?
Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
Группа «Светлячки» (Дадамухамедова Сальма)
Как тема жизни и смерти раскрывается в страданиях Слепцова?
1. Используя цитаты из текста, напишите небольшую дневниковую запись от лица убитого горем отца. Оцените своё душевное состояние во время выполнения данной работы.
3. Какая тема является ведущей в ваших записях? Почему?
4. Какой эпизод наиболее полно передает страдания Слепцова? Обратите внимание на роль деталей.
5. Почему приходит решение умереть?
6. Что останавливает Слепцова?
Группа «Капельки» (Хисамутдинова Диана)
Как образ бабочки помогает автору глубже раскрыть тему жизни и смерти?
1. Что символизирует бабочка в этом рассказе? Составьте синквейн «БАБОЧКА».
2. Составьте Диаграмму Венна.
СЛЕПЦОВ – БАБОЧКА
3. Знает ли читатель, как сложилась жизнь Слепцова? Предположите, как сложится его судьба.
4. Слепцов – говорящая фамилия?
Слайд 14Видеофрагмент «Рождение бабочки»
Слайд 15Группа «Солнышко»
Как тема жизни и смерти раскрывается в названии произведения, сюжете,
композиции?
Предложите варианты названия 4-х глав.
Выделите основные композиционные элементы.
Вспомните, в чём смысл праздника Рождество Христово?
4. Слепцов просит Ивана убрать ёлку. Считаете ли вы образ ёлки символичным? Почему? Зачем автору этот диалог (зачитайте его), не несущий сюжетной нагрузки?
Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
Группа «Светлячки»
Как тема жизни и смерти раскрывается в страданиях Слепцова?
1. Используя цитаты из текста, напишите небольшую дневниковую запись от лица убитого горем отца. Оцените своё душевное состояние во время выполнения данной работы.
3. Какая тема является ведущей в ваших записях? Почему?
4. Какой эпизод наиболее полно передает страдания Слепцова? Обратите внимание на роль деталей.
5. Почему приходит решение умереть?
6. Что останавливает Слепцова?
Группа «Капельки»
Как образ бабочки помогает автору глубже раскрыть тему жизни и смерти?
1. Что символизирует бабочка в этом рассказе? Составьте синквейн «БАБОЧКА».
2. Составьте Диаграмму Венна.
СЛЕПЦОВ – БАБОЧКА
3. Знает ли читатель, как сложилась жизнь Слепцова? Предположите, как сложится его судьба.
4. Слепцов – говорящая фамилия?
Слайд 16КИА
Образ бабочки в мифологиях разных народов
Древние греки считали бабочку символом
бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души.
У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.
Бабочка в искусстве слова – живой, земной, конкретный образ и одновременно символ и мифологическое существо.
Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие.
Слайд 17Какую идею хочет передать автор?
Работа в группах
От лица Слепцова напишите телеграмму человеку, который так же, как и он, потерял смысл жизни и хочет умереть.
Слайд 18Рефлексия
Продолжите предложение:
Мною была(и) достигнута(ы)… цели.
Мой личный результат на уроке…
Слайд 19ФО ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ
Ответ лидера группы
По десятибалльной шкале мы бы поставили группе ….. отметку…
Слайд 20 Вы издатель. Придумайте и нарисуйте обложку к рассказу
В.Набокова «Рождество» таким образом, чтобы она отражала тему и идею произведения.
Домашнее задание
(по выбору учащегося)
Напишите эссе
«Бабочка как символ в рассказе «Рождество».
Слайд 21Моё эмоциональное состояние
интерес
равнодушие
тревога
радость
спокойствие