Слайд 1
«
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«ВОЛЬСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Анализ рассказа А.И. Солженицына “Молодняк”
«Личный выбор каждого человека определяет судьбу нации и путь мировой истории»
Номинация «Книга в минуту»
(Посвящается 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына)
Мультимедийный проект
Выполнила студентка группы СТ-41
Колемагина Е.С
Руководитель:
преподаватель Ахлестина Н.Н.
Слайд 2Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и
политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Родился: 11 декабря 1918 г., Кисловодск
Умер: 3 августа 2008 г., Москва
Слайд 3Солженицын зарекомендовал себя своими опытами в области "большой формы" - романах,
эпопеях, хотя его повести и рассказы принесли ему не меньший успех (прежде всего "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор").
Слайд 4
Примерно через тридцать лет после "Ивана Денисовича" в "Новом мире" был
напечатан цикл "двучастных" рассказов, которые были написаны А.И. Солженицыным в 1995-1997 годах и стали предметом обсуждения критиков. Действие рассказов происходит в эпоху сталинизма. Их объединяет одна тема: роль и место личности в обществе.
Смысл солженицынской "двучастности"
"Двучастность" - это попытка рассматривать жизнь в ее сложности, в нестыковке субъективного и объективного в мире, во взаимоотношении двух эпох, двух поколений, а также двух мировоззренческих течений внутри каждого поколения и даже - в каждом отдельном человеке.
Слайд 6
Противоположность двух частей - важнейший композиционный принцип рассказа «Молодняк».
Это даёт возможность
сопоставления двух человеческих судеб и характеров, проявивших себя по-разному в исторических обстоятельствах. Первая часть рассказа повествует о событиях 1926 года, вторая часть происходит в 1931 году.
Слайд 7В основе рассказа «Молодняк» - две встречи инженера и доцента мостостроительного
факультета Института путей сообщения Анатолия Павловича Воздвиженского из старой интеллигенции со студентом, а затем работником ГПУ Алексеем Коноплёвым. Вначале от Воздвиженского зависит учёба Коноплёва, а во второй части рассказа - уже от бывшего студента зависит судьба преподавателя.
Слайд 8 Смысл заглавия рассказа «Молодняк».
- В словаре русского языка АН СССР
это слово имеет три значения:
1) «молодые животные»; 2) «молодой лес»; 3) «молодые люди».
- В словаре В.И.Даля последнего значения нет. Оно появилось после Октября.
- А.И.Солженицын, чрезвычайно чуткий к языку, его оттенкам, не случайно использует это слово, бывшее в ходу в первое послереволюционное десятилетие. Это слово, вынесенное автором в заголовок рассказа, обращает на себя внимание. «Молодняк» вызывает ассоциации с молодым стадом, в котором не различимы особи. ( Важно быть, как все, усвоив общие постулаты.)
Слайд 9В рассказе поднимается важнейший пласт общезначимых социальных проблем послереволюционного развития страны:
воспитание в молодежи понятий о духовных ценностях, о традиции, о нравственности. Это первая часть рассказа.
Слайд 10 Русский национальный характер в ситуации компромисса
очень часто оказывается предметом изображения в творчестве Солженицына.
Первая часть рассказа начинается с описания сцены экзамена в ростовском
институте путей сообщения, во время которого инженер и доцент
мостостроительного факультета этого вуза А.П. Воздвиженский, идёт на
уступку «неотёсе», бывшему рабфаковцу, удильщику завода «Красный Аксай», а теперь студенту Коноплёву. Сочувствуя доводам Коноплёва и убеждая себя пойти на компромисс, Воздвиженский ставит ему в зачётной книжке вместо заслуженного «неуда», положительный «уд».
Слайд 11
В споре с дочерью Лёлей, для которой компромисс с новым
общественным
устройством невозможен. Воздвиженский, пытается найти оправдание происходящему и
своей позиции. В качестве аргументов он ссылается на
исторический опыт трёх поколений русской интеллигенции:
«…Ведь созидается пусть нелепо, неумело, не сразу – а что-то грандиозное. Весь мир следит, затаив дыхание, вся западная интеллигенция. В Европе ведь тоже не дураки»
Слайд 12
Описание сцен второй части рассказа зеркально отражает
первую: теперь инженер Воздвиженский
«политически
неблагонадёжный» арестант ростовской тюрьмы, вынужден
ради спасения «сочинить» признание в своей «вредительской
деятельности», оговорить себя и согласиться на доносительство
Слайд 13А бывший студент, теперь следователь ГПУ Коноплёв, желая спасти Воздвиженского, также
идёт на компромисс: «Анатолий Палыч, я прекрасно понимаю, что вы ничего не вредили. Но должны и вы понимать: отсюда никто не выходит
оправданный. Или пуля в затылок или срок».
Коноплёв очень хитёр. Он умело повёл дело так, что, словно в благодарность за тройку на экзамене, предложил Воздвиженскому «спасение» ценой шпионажа за близкими друзьями.
Слайд 14Главный герой Солженицына оказывается в ситуации выбора - на распутье меж
двух жизненных дорог.
Одна из них сулит сделку:
ситуация
требует отказа от самого
себя, от своих принципов
в обмен на жизненные
блага.
Другая требует мужества в противостоянии обстоятельствам, но даёт возможность остаться самим собой, преодолев соблазн сделки.
Слайд 15Воздвиженский выбирает компромисс с обстоятельствами-
доносительство.
Альтернатива: лагерь, Соловки, дочку выгонят с последнего курса, конфискация имущества и квартиры.
Сделка с совестью для героя явилась залогом для падения и предательства, пусть и ради семьи.
Несправедливость восторжествовала.
Советское время без особых усилий расправляется с героями «Молодняка».
Солженицын утверждает идею бессилия человека перед обстоятельствами, временем в тоталитарном государстве.
Слайд 17
Безнравственность власти, которая выбирает любые средства для достижения цели, приводит
к безнравственности отдельную личность.
Выводы
1. В центре рассказа «Молодняк» стоят проблемы нравственного выбора, необходимости жить не по лжи, а по совести. В каких бы сложных ситуациях человек ни находился, он несет ответственность за последствия своих поступков.
2. От каждой личности зависит многое, а потому велика ответственность каждого за правильный выбор всего общества в узловой момент истории.
3. Компромисс с обстоятельствами, небольшая сделка с самим собой непременно оборачивается катастрофой для самого человека
Личный выбор каждого человека определяет судьбу нации и путь мировой истории.
Сам Солженицын никогда не был готов идти на сделку со злом, на поиски сомнительного счастья, и поэтому он не потерял себя.
Слайд 20
Бескомпромиссность - это идеал, стремление к которому определяет характер общественного поведения.