Презентация, доклад на тему Анализ рассказа А.И. Солженицына “Молодняк”

Содержание

Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.Родился: 11 декабря 1918 г., КисловодскУмер: 3 августа 2008 г., Москва

Слайд 1 «
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «ВОЛЬСКИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Анализ рассказа А.И. Солженицына “Молодняк”
«Личный выбор каждого человека определяет судьбу нации и путь мировой истории»
Номинация «Книга в минуту»
(Посвящается 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына)
Мультимедийный проект


Выполнила студентка группы СТ-41
Колемагина Е.С
Руководитель:
преподаватель Ахлестина Н.Н.



«    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Слайд 2Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и

политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Родился: 11 декабря 1918 г., Кисловодск
Умер: 3 августа 2008 г., Москва
Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в

Слайд 3Солженицын зарекомендовал себя своими опытами в области "большой формы" - романах,

эпопеях, хотя его повести и рассказы принесли ему не меньший успех (прежде всего "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор").
Солженицын зарекомендовал себя своими опытами в области

Слайд 4
Примерно через тридцать лет после "Ивана Денисовича" в "Новом мире" был

напечатан цикл "двучастных" рассказов, которые были написаны А.И. Солженицыным в 1995-1997 годах и стали предметом обсуждения критиков. Действие  рассказов происходит  в  эпоху  сталинизма. Их объединяет одна тема: роль и место личности в обществе.
Примерно через тридцать лет после

Слайд 5

Смысл солженицынской "двучастности"
"Двучастность" - это попытка рассматривать жизнь в ее сложности, в нестыковке субъективного и объективного в мире, во взаимоотношении двух эпох, двух поколений, а также двух мировоззренческих течений внутри каждого поколения и даже - в каждом отдельном человеке.

Слайд 6 
Противоположность двух частей - важнейший композиционный принцип рассказа «Молодняк».
Это даёт возможность

сопоставления двух человеческих судеб и характеров, проявивших себя по-разному в исторических обстоятельствах. Первая часть рассказа повествует о событиях 1926 года, вторая часть происходит в 1931 году. 
 Противоположность двух частей - важнейший композиционный принцип рассказа «Молодняк».Это даёт возможность сопоставления двух человеческих судеб и характеров,

Слайд 7В основе рассказа «Молодняк» - две встречи инженера и доцента мостостроительного

факультета Института путей сообщения Анатолия Павловича Воздвиженского из старой интеллигенции со студентом, а затем работником ГПУ Алексеем Коноплёвым. Вначале от Воздвиженского зависит учёба Коноплёва, а во второй части рассказа - уже от бывшего студента зависит судьба преподавателя.
В основе рассказа «Молодняк» - две встречи инженера и доцента мостостроительного факультета Института путей сообщения Анатолия Павловича

Слайд 8 Смысл заглавия рассказа «Молодняк». - В словаре русского языка АН СССР

это слово имеет три значения:  1) «молодые животные»; 2) «молодой лес»; 3) «молодые люди».
- В словаре В.И.Даля последнего значения нет. Оно появилось после Октября.  - А.И.Солженицын, чрезвычайно чуткий к языку, его оттенкам, не случайно использует это слово, бывшее в ходу в первое послереволюционное десятилетие. Это слово, вынесенное автором в заголовок рассказа, обращает на себя внимание. «Молодняк» вызывает ассоциации с молодым стадом, в котором не различимы особи. ( Важно быть, как все, усвоив общие постулаты.)
Смысл заглавия рассказа «Молодняк». - В словаре русского языка АН СССР это слово имеет три значения: 

Слайд 9В рассказе поднимается важнейший пласт общезначимых социальных проблем послереволюционного развития страны:

воспитание в молодежи понятий о духовных ценностях, о традиции, о нравственности. Это первая часть рассказа. 
В рассказе поднимается важнейший пласт общезначимых социальных проблем послереволюционного развития страны: воспитание в молодежи понятий о духовных

Слайд 10 Русский национальный характер в ситуации компромисса

очень часто оказывается предметом изображения в творчестве Солженицына. 
Первая  часть  рассказа  начинается  с  описания  сцены  экзамена  в  ростовском 
институте  путей  сообщения,  во  время  которого инженер  и  доцент 
мостостроительного  факультета  этого  вуза  А.П.  Воздвиженский,  идёт  на 
уступку  «неотёсе»,  бывшему  рабфаковцу, удильщику  завода  «Красный  Аксай», а  теперь студенту  Коноплёву.  Сочувствуя  доводам  Коноплёва  и  убеждая  себя пойти  на  компромисс,  Воздвиженский  ставит  ему  в  зачётной  книжке  вместо  заслуженного  «неуда»,  положительный  «уд». 
Русский национальный характер в ситуации компромисса очень часто оказывается предметом изображения в

Слайд 11 
В  споре  с  дочерью  Лёлей,  для  которой  компромисс  с  новым 
общественным 

устройством  невозможен. Воздвиженский,  пытается  найти  оправдание  происходящему  и 
своей  позиции.  В  качестве  аргументов  он  ссылается  на 
исторический  опыт  трёх  поколений русской  интеллигенции:
«…Ведь  созидается  пусть  нелепо,  неумело,  не  сразу  –  а  что-то  грандиозное. Весь  мир  следит,  затаив  дыхание,  вся  западная  интеллигенция.  В  Европе  ведь  тоже  не  дураки»
 В  споре  с  дочерью  Лёлей,  для  которой  компромисс  с  новым  общественным  устройством  невозможен. Воздвиженский,  пытается  найти  оправдание 

Слайд 12 
 

 

 
Описание  сцен  второй  части  рассказа  зеркально  отражает 
первую:  теперь  инженер  Воздвиженский 

«политически 
неблагонадёжный»  арестант  ростовской  тюрьмы,  вынужден 
ради  спасения  «сочинить»  признание  в  своей  «вредительской 
деятельности»,  оговорить  себя  и  согласиться  на  доносительство 
    Описание  сцен  второй  части  рассказа  зеркально  отражает  первую:  теперь  инженер  Воздвиженский  «политически  неблагонадёжный»  арестант  ростовской  тюрьмы,  вынужден 

Слайд 13А  бывший  студент,  теперь  следователь  ГПУ  Коноплёв,  желая  спасти  Воздвиженского,  также 

идёт  на  компромисс:  «Анатолий  Палыч,  я  прекрасно  понимаю,  что  вы  ничего  не  вредили.  Но  должны  и  вы  понимать:  отсюда  никто  не  выходит 
оправданный.  Или  пуля  в  затылок  или  срок».
Коноплёв очень хитёр. Он умело повёл дело так, что, словно в благодарность за тройку на экзамене, предложил Воздвиженскому «спасение» ценой шпионажа за близкими друзьями.
А  бывший  студент,  теперь  следователь  ГПУ  Коноплёв,  желая  спасти  Воздвиженского,  также  идёт  на  компромисс:  «Анатолий  Палыч,  я 

Слайд 14Главный герой Солженицына оказывается в ситуации выбора - на распутье меж

двух жизненных дорог. Одна из них сулит сделку: ситуация требует отказа от самого себя, от своих принципов в обмен на жизненные блага.

Другая требует мужества в противостоянии обстоятельствам, но даёт возможность остаться самим собой, преодолев соблазн сделки.

Главный герой Солженицына оказывается в ситуации выбора - на распутье меж двух жизненных дорог.

Слайд 15Воздвиженский выбирает компромисс с обстоятельствами-

доносительство.
Альтернатива: лагерь, Соловки, дочку выгонят с последнего курса, конфискация имущества и квартиры.
 
Сделка с совестью для героя явилась залогом для падения и предательства, пусть и ради семьи.
Воздвиженский выбирает компромисс с обстоятельствами-

Слайд 16 

Несправедливость восторжествовала.
Советское время без особых усилий расправляется с героями «Молодняка».
Солженицын утверждает идею бессилия человека перед обстоятельствами, временем в тоталитарном государстве.
            Несправедливость восторжествовала.Советское время без особых усилий

Слайд 17  

Безнравственность власти, которая выбирает любые средства для достижения цели, приводит

к безнравственности отдельную личность.
   Безнравственность власти, которая выбирает любые средства для достижения цели, приводит к безнравственности отдельную личность.

Слайд 18 ,
     

Выводы
1. В центре рассказа «Молодняк» стоят проблемы нравственного выбора, необходимости жить не по лжи, а по совести. В каких бы сложных ситуациях человек ни находился, он несет ответственность за последствия своих поступков.
2. От каждой личности зависит многое, а потому велика ответственность каждого за правильный выбор всего общества в узловой момент истории.
3. Компромисс с обстоятельствами, небольшая сделка с самим собой непременно оборачивается катастрофой для самого человека
 ,       

Слайд 19



Личный выбор каждого человека определяет судьбу нации и путь мировой истории. Сам Солженицын никогда не был готов идти на сделку со злом, на поиски сомнительного счастья, и поэтому он не потерял себя.


Слайд 20 
Бескомпромиссность - это идеал, стремление к которому определяет характер общественного поведения.
 

 Бескомпромиссность - это идеал, стремление к которому определяет характер общественного поведения. 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть