Слайд 21787-1836 гг.
Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло
его употребили... А.Погорельский
Слайд 3 Алексей Алексеевич Перовский.
Некоторое время учился в пансионе, затем
родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.
Это был один из образованнейших людей России.
Слайд 4Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы,
где он жил.
Антоний Погорельский – это псевдоним.
Слайд 5- Что такое псевдоним?
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Псевдонимы
бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник.
А как называются придуманные имена в современном компьютерном мире ?
Слайд 6портрет Алексея Толстого в юности
(К. П. Брюллов, 1836)
Сказку «Черная курица,
или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Слайд 71829 год – написана сказка
для племянника – Алеши Толстого;
Это была первая
в истории русской литературы детская книга.
Слайд 8
Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
Докажите, что это
сказка?
А чем эта волшебная повесть НЕ похожа на волшебную сказку?
Это первая литературная сказка. Какие ещё отличия вы заметили?
В какое время происходят события?
Русский язык изменился с тех пор?
Поработаем с незнакомыми словами.
Слайд 10Р
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи
и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Слайд 11Словарная работа
Дортуары – спальные комнаты
Букли - кольца завитых волос, локоны
Тупей –
старинная причёска – взбитый хохол на голове.
Вакации – каникулярное время
Шиньон - женская причёска, обычно из накладных волос
Салоп – широкое дамское пальто
Империал – золотая монета
Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади
Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель
Бекеша – верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками.
Архаизмы – устаревшие слова, которые вышли из употребления.
Слайд 12Словарная работа
С тех пор прошло много лет. Изменилась жизнь, изменился язык.
Давайте объясним значения непонятных слов.
Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.
Сени – прихожая, коридор.
Шандал – подсвечник.
Рукомойник – умывальник.
- А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?
Слайд 131. Кто главный герой?
2. Где он жил и учился?
3.
Сколько ему было лет?
4. Как он чувствовал себя в пансионе?
5. Представьте себя на его месте? Какие чувства у вас возникли к герою
6.Что стало утешением для Алеши в такие трудные минуты?
7. Какие книги любил читать мальчик? Найдите в тексте, прочитайте.
Книги рыцарские, волшебные. Какие они, рыцари?
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешеньем его было чтение книг...»
Слайд 14Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки,
которыми был усеян забор."
Слайд 15
Перед вами основные события сказки . Расставьте по порядку.
1.Алеша проявляет необыкновенные
способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
3.Алеша в подземном королевстве.
4.Спасение Чернушки.
5.Прощание с министром.
6.Предательство.
7.Жизнь Алеши в пансионе.
8.Болезнь и выздоровление.
Слайд 16 7 , 4 , 3 , 2 , 1 ,
6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий
Слайд 17"Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко
всхлипывая, побежал к кухарке к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло."
Слайд 19"Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие
свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алёшин маленький пальчик."
"Они вошли во вторую комнату - и тут-то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом."
Слайд 20Вспомните , с кем любил проводить время Алеша во дворе?
Как
он относился к Чернушке?
Что он сделал для нее? Найдите ответ в тексте.
Империа́л (от лат. imperialis — императорский, имперский) — российская золотая монета (10 рублей)
Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде?
Давайте дополним этими качествами характеристику героя.
Как Чернушка его отблагодарила?
Слайд 21Характеристика Алеши
Умненький
Миленький
Учился хорошо
Все любили и ласкали
Остро чувствовал одиночество
Начитанный, любил читать
Мечтатель
Верит в
волшебство
Умеет жалеть, сострадать
Щедрый, отдает последнюю монету ради спасения курицы
Спаситель, защитник
Благородный
Слайд 22Алёша у подземных жителей
Как назвал Алёшу автор?
Давайте подберём синонимы к слову.
Как
бы вы оценили поступок героя?
Что попросил в награду Алеша? Почему?
Не удивила вас просьба героя?
Как король оценил его просьбу?
Какое условие было поставлено перед Алёшей?
Найдите в тексте.
А как вы понимаете слово скромный?
Слайд 23Словарная работа. Работа со словарями.
В толковом словаре найдите слово скромность и
прочитайте толкование слова.
С.И.Ожегов.
Скромный
Слайд 24Каким стал Алёша, получив зернышко?
сделался гордым и непослушным
самолюбивый дурной нрав
дерзкий товарищи перестали его любить гордый
“страшный шалун”
непослушный не умеет держать слово высокомерный
предатель испугался, стал трусом
жестокий
неблагодарный отлично отвечает учителю
не прикладывает труда, чтобы учить уроки
товарищи перестали его любить
шалил много, надоел товарищам
стал непослушным несчастный
Слайд 26"Наконец его вызвали . С трепетом подошёл он к учителю, открыл
рот, сам ещё не зная,что сказать,и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное."
"В продолжении нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшею."
Слайд 27
-Подите в спальню, - сказал он, - и оставайтесь там, пока
совершенно будете знать урок…
«С поникшей головою, с растерзанным сердцем Алёша пошёл в нижний этаж, в спальные комнаты»
«Бедного Алёшу высекли!»
Слайд 29 Алеша выполнил условие быть скромным?
О чем попросила Чернушка Алешу во второй
раз?
Как вы понимаете значение слова «неблагодарность»?(Словарь)
Какой 2-й урок дает Чернушка? Сформулируем совет Чернушки, ее урок для Алеши. Каким просит быть героя?
Что такое порок? (Словарь)
Что говорит Чернушка про пороки? Найдите ответ в тексте.
Чернушка сказала Алешу: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”? Как вы понимаете ее слова?
Еще какой урок жизни преподает Черная курица Алеше? От чего предостерегает? А для этого каким надо быть?
Но если человек впустил пороки в душу, то что нужно сделать?
Слайд 30Какое испытание не смог пройти Алёша в конце сказки?
Каким был
главный порок Алёши?
Каков финал сказки?
Кого потерял Алёша?
Какие выводы мы можем сделать, внимательно прочитав сказку?
Слайд 32 Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его
духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».
А какие уроки сказки усвоили вы?
1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2. Относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Слушать внутренний голос совести.
4. Быть требовательным к себе.
5. Преодолевать в себе эгоизм, лень.
6. Быть добрым и вежливым всегда.
7. Всегда говорить правду.
8. Трудись. Помни: терпение и труд – все перетрут.
Слайд 33Источники
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Материалы сети интернет
Сайты методразработокп