Презентация, доклад на тему А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести Олеся.

Содержание

Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Слайд 1Творчество А. И. Куприна
А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся».
Творчество А. И. КупринаА. И. Куприн. Жизнь и творчество.Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Слайд 2Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством

Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».
Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности

Слайд 3Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно

советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.
Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что,

Слайд 4Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы,

приверженность
реализму в
изображении жизни,
отношение к
творчеству
Л. Н. Толстого
как к образцу,
уроки мастерства
Чехова.
Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение

Слайд 5Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой

жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное — созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.
Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека»,

Слайд 6Биография А. И. Куприна
Куприн тринадцать лет детства и юности провёл в

закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортёром, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...
Биография А. И. КупринаКуприн тринадцать лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище,

Слайд 7«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают

люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский.

Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное

Слайд 8«Ты — репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу

жизни», — так определил Куприн свое признание. Куприн — темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).
«Ты — репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни», — так определил Куприн свое

Слайд 9Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два

года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.
Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему

Слайд 10Беседа по повести «Олеся».
— Какое значение имеет место действия рассказа?

Беседа по повести «Олеся».— Какое значение имеет место действия рассказа?

Слайд 11Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда

судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.
Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на

Слайд 12— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
Зимний лесной пейзаж

способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.
— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие

Слайд 13Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый,

озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой».
Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве

Слайд 14Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость»,

ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».
Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги

Слайд 15Описания пейзажа часто проникнуты лирическим тёплым настроением: «Снег розовел на солнце

и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, её сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства.
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим тёплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело

Слайд 16В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град

— природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.
В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение

Слайд 17Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души,

то служит средством создания образа (Олеся), подчёркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)
Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся),

Слайд 18— Как рисует Куприн образ главной героини?
Появление Олеси предвещает сама природа,

Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, тёмных глаз». Лицо её легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III).
— Как рисует Куприн образ главной героини?Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит

Слайд 19Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава

IV).

Героя привлекает и «ореол окружавшей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы».

Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).Героя привлекает и «ореол окружавшей её

Слайд 20В её неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не

знает расчёта и хитрости, себялюбия. Ей чуждо всё, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.
В её неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчёта и хитрости, себялюбия. Ей

Слайд 21— В чём особенность изображения героя-рассказчика?
Героя описывает сама Олеся: человек вы

хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».
— В чём особенность изображения героя-рассказчика?Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый...

Слайд 22— Как построен сюжет повести?
Картины жизни и картины природы связаны в

единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.
— Как построен сюжет повести?Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя

Слайд 23Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей

же заранее известно, что эта любовь принесёт горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится её, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своём отъезде (глава ХI).
Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь

Слайд 24Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и учёные

люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?»
Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и учёные люди на швейках, на горничных… и

Слайд 25А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся

приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в её природности.
А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается

Слайд 26— Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Это красный цвет, цвет любви и

цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви (последний эпизод).
— Какой цвет сопровождает образ Олеси?Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась

Слайд 27— Почему счастье героев оказалось таким коротким?
Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует,

осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.
— Почему счастье героев оказалось таким коротким?Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья.

Слайд 28— В чём, по-вашему, идея рассказа?
Куприн показывает, что только в единении

с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.
— В чём, по-вашему, идея рассказа?Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек

Слайд 29Домашнее задание:
1. Перечитать повесть Куприна «Поединок».
2. Ответить на вопросы:
— В чём

смысл названия повести?
— Какие темы затрагивает писатель?
Домашнее задание:1. Перечитать повесть Куприна «Поединок».2. Ответить на вопросы:— В чём смысл названия повести?— Какие темы затрагивает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть