Слайд 1ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА
Слайд 2СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Слайд 3РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО
Дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в
душе дворянина сочетание чувства избранности и чувства ответственности.
Отношение к военной и государственной службе связывалось у дворянина со служением обществу России. Девиз - "Служи верно, кому присягнешь".
Даже не состоящий на государственной службе дворянин был вынужден заниматься делами своего имения и своих крестьян. Правило "служи верно" входило в кодекс дворянской чести и имело статус этической ценности, нравственного закона.
Слайд 4 Во второй половине XVIII в. идеологи дворянства провозглашают его культурной
элитой общества и соответственно этой роли определяют политические, этические и бытовые нормы, обязательные для достойного представителя своего сословия.
Образ идеального дворянина формировался на основе рациональной схемы иерархии социальных и моральных ценностей, т. е. убеждения, что высокому положению человека в обществе должны соответствовать его высокие нравственные качества. Храбрость, честность, образованность — объявлялись обязательными качествами дворянина.
В отношении бытового поведения, всего того, что называется bon ton, образцом служило западноевропейское, в особенности французское дворянство.
Слайд 6КАРТИНЫ ДВОРЯНСКОГО И ПРИДВОРНОГО БЫТА
Слайд 7ДВОРЯНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика
и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти и бессознательно, путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не только теоретические предписания, а и те принципы, которые реально проявлялись в быту, в поведении, в живом общении.
Слайд 8 Со второй половины ХVIII в. дворянские дети могли получать довольно разнообразное
образование: домашнее образование и воспитание, в частных пансионах, гимназиях, лицеях, институтах благородных девиц, университетах и других учебных заведениях.
Таким образом, была создана целая система сословных закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни.
Слайд 9
Дворян обучали: независимости, храбрости, благородству, чести. Эти качества природные, но образ
жизни их может усилить или задушить.
В дворянской среде развивались и совершенствовались те качества русского человека, которые, в идеале, должны были со временем проникнуть и в ту среду, где их некогда было развивать.
Дворяне питали веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев русского общества и дворянская культура во всем ее объеме, от произведений литературы и искусства и до хороших манер, станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследием свободных и просвещенных граждан.
Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные. Вообще, существует лишь два рода людей - образованные и необразованные.
Слайд 10Честь - готовность жертвовать всем для поддержания какого-нибудь условного правила.
Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не стать обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности перед собой и другими. Человек должен был отвечать за свои слова и за оскорбление должен был драться на дуэли. Не драться - считалось пределом низости.
Дуэль повышала цену слов, особенно "честного слова". Нарушить его значило погубить свою репутацию. Дети воспитывались в атмосфере повышенной требовательности и подчеркнутого доверия.
Слайд 11ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК
Девочки получали образование в женских пансионах, гимназиях, институтах благородных девиц.
Большую известность получил Смольный институт благородных девиц, который был основан в 1764 г. в Воскресном женском монастыре.
У смолянок существовали свои традиции. Так в определенном ключе проходили уроки, гуляния, обеды, свидания. Определенный ритуал существовал во время обеда.
В праздничные дни в институте проводились балы, концерты, на которые собиралась молодежь из лицея, военных учебных заведений и т.д. Выступал институтский хор, театр. Воспитанницы читали стихи, играли на рояле.
Слайд 12 Девочек заставляли лежать на полу, чтобы спина была ровная, независимо от
погоды заставляли гулять, ездить верхом, одевали легко и бедно.
В общем русские дворянки были психологически и физически подготовлены к трудностям жизни лучше, чем сегодняшние женщины.
Физические и гимнастические нагрузки не только призваны были укрепить здоровье, но способствовали формированию личности, они уравновешивались с нравственными установками, любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
Слайд 13ПРАВИЛА ДЛЯ ДВОРЯН:
1. Никогда не старайся казаться умнее или ученее, чем
люди, в обществе которых ты находишься. (Не лезь, если не спрашивают.)
2. Говори часто, но недолго. (Если не понравишься, то хоть не утомишь.)
3. Прибегай к рассказам и историям, когда они к месту и кстати.
4. Никогда не бери людей за пуговицу или за руку, чтобы тебя выслушали. (Если тебя не хотят слушать , то лучше придержи язык.)
5. Никогда не напускай на себя таинственности и загадочности. (Это неприятно и подозрительно.)
6. Не доказывай свое мнение громко и с жаром, хоть ты и прав, выскажи его скромно и спокойно. (Это единственный способ убедить.)
7. Не начинай разговор с предисловия. ("Я расскажу вам нечто замечательное, таинственное, необыкновенное" и т.п.) Обычно эти надежды не сбываются, и ты оказываешься в неловком положении.
8. Выражай свои взгляды уверенно, но к чужим относись уважительно. Умей отстаивать свое мнение, но делай это мягко и учтиво, без грубости.