Слайд 1Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в 6 классах
Шишкина Екатерина Александровна,
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 25
г.о. Самара
Слайд 2Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными.
Нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов и категорий морали.
Слайд 3
Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
между социальным заказом общества на формирование
патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС основной целью
и результатом образования является
развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД,
познания и освоения мира.
Цель доклада:
Представить опыт использования универсальных технологий
для формирования духовно-нравственной личности учащихся .
Задачи:
1.Обозначить роль и цели духовно-нравственного образования в РФ
2.Сформулировать духовные ценности школьников.
3.Презентовать приёмы и способы универсальных технологий
для формирования духовно-нравственных идеалов у учащихся.
Слайд 5Одна из функций школы:
обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к
ценностям национальной и мировой культуры.
Слайд 6
Основные духовно-нравственные ценности школьников
патриотизм
гражданственность
свобода, милосердие, справедливость, доверие
стремление к миру во всем
мире, знаниям
ценность семьи
труд и творчество
вера и духовность
искусство
Слайд 7
Система духовно-нравственного воспитания
накопление в учениках знаний,
умений, навыков
формирование в учениках отношения к приобретенным знаниям
Слайд 8Методы духовно-нравственного воспитания
информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде
понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Иду на вы…» Святослава).
поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Владимира Святого, Ивана Грозного и т. д.;
Слайд 9
дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем
(например, по какому пути могла пойти Россия, не приняв христианство в 988 году и т.д.);
метод взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты.
Слайд 10Технологии духовно-нравственного развития на уроках истории России в 6 классах.
Просмотр патриотического
видео, прослушивание гимна РФ.
Слайд 11Анализ заповедей исторических личностей
Слайд 12
Хитрая? Мудрая? Святая?
Постановка проблемы на уроке
Слайд 13Славы или позора достоин Иван IV? (урок-диспут)
Рождение Ивана IV
Слайд 14Работа с документами
Лев Диакон о походах Святослава
Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью. Объятых ужасом испуганных мисян он умерщвлял с врожденной жестокостью: говорят, что, с бою взяв Филиппополь, он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность. Ромейским послам [Сфендослав] ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами». Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря споспеществованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и отговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога-Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря [Игоря], который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, — ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами».
Слайд 15
Повесть временных лет о Святославе
В год
6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу с сохи даем".
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
Слайд 16Что писал Владимир Мономах о православной религии и христианских заповедях?
Прежде всего,
Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, нелепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".
"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей".. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
Слайд 17Моделирование исторических ситуаций
Слайд 18
Виртуальная экскурсия
Тема урока « Быт и культура славян»
Слайд 20У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души
приобрету
Я у Бога …
Твори добро – нет большей радости.
И жизнью жертвуй, и спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой, остынь. Поверь – действительно,
Все станет на свои места.
Ты – сильный, сильные – не мстительны,
Оружье сильных – доброта.