Презентация, доклад на тему ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Содержание

«Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит»Евангелия от Матфея.Профстандарт «Педагог». Трудовые действия: Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

Слайд 1ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Слайд 2«Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит»
Евангелия от Матфея.
Профстандарт «Педагог». Трудовые действия: Владеть

методами убеждения, аргументации своей позиции

«Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит»Евангелия от Матфея.Профстандарт «Педагог». Трудовые действия: Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

Слайд 3Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.


Мишель де Монтень
Профстандарт

«Педагог». Трудовые действия: Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.Мишель де МонтеньПрофстандарт «Педагог». Трудовые действия: Владеть методами убеждения,

Слайд 4Из поучения Владимира Мономаха
Профстандарт «Педагог». Трудовые действия: Формирование общекультурных компетенций и

понимания места предмета в общей картине мира

Из поучения Владимира МономахаПрофстандарт «Педагог». Трудовые действия: Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине

Слайд 5Всемирная история великим воспоминаниям украшает мир для ума, а российская украшает

Отечество, где живем и чувствуем

Н.М. Карамзин
Всемирная история великим воспоминаниям украшает мир для ума, а российская украшает Отечество, где живем и чувствуемН.М. Карамзин

Слайд 6Отдельные части интересующего нас предмета (история в средней школе) не пользуются

равноправностью. История родной страны должна изучаться обстоятельней и основательней, чем история других народов, в этом не может быть ни малейшего сомнения, но из этого еще не следует , чтобы всеобщая история находилась в пренебрежении… Но, несмотря на это соображение: относительно подробно рассматривается история греков и римлян, Восток практически совсем исключен из курса, на историю средневековья и нового времени дается меньше часов, чем следовало бы, и на окончательном экзамене эти разделы не спрашиваются.

Кареев Н.
Заметки о преподавании истории в средней школе
СПб, 1900 г.

Отдельные части интересующего нас предмета (история в средней школе) не пользуются равноправностью. История родной страны должна изучаться

Слайд 7ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативные документы, регламентирующие

преподавание истории

ФГОС

ИКС по Отечественной истории

Примерная ООП, Нормативные документы ЕГЭ

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХРЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯНормативные документы, регламентирующие преподавание историиФГОСИКС по Отечественной историиПримерная ООП,

Слайд 8Проблемы реализации курса Всеобщей истории в современных условиях
Сохранение достаточно большого объема

обязательного для усвоения содержания при значительном сокращении учебных часов.

Высокая степень затруднения при реализации задач освоения большого объема исторического содержания и одновременного освоения универсальных учебных действий.

Тенденция к поверхностному, сокращенному освоению курса Всеобщей истории с целью экономии учебного времени для освоения курса истории России в рамках подготовки к ЕГЭ.


ВСЕОБЩАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: ПАДЧЕРИЦА И ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы реализации курса  Всеобщей истории в современных условияхСохранение достаточно большого объема обязательного для усвоения содержания при

Слайд 9Тощенко Ж.Т. Историческое сознание  и историческая память.  Анализ современного состояния
Степень оценки исторических

знаний (в % к числу опрошенных)

Уровень знаний у населения по оценкам учителей и преподавателей истории

Тощенко Ж.Т. Историческое сознание  и историческая память.  Анализ современного состоянияСтепень оценки исторических знаний (в % к числу

Слайд 10 Перенос акцентов с предметных результатов на метапредметные и личностные;
Формирование

представлений о системе международных отношений;
Накопление компаративного материала для курсов Отечественной истории;
Формирование базовых понятий для их последующего развёртывания в курсе Отечественной истории;
Формирование базовых культурологических представлений;
Формирование знаний школьников о системообразующих элементах российской культуры;
Приобщение учащихся к мировому культурному наследию;
Подготовка к выполнению отдельных заданий ЕГЭ.

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перенос акцентов с предметных результатов на метапредметные и личностные; Формирование представлений о системе международных отношений; Накопление

Слайд 11БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФК ГОС ПО ИСТОРИИ (2004 г.)
Изучение истории в основной школе направлено

на достижение следующих целей:

• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФК ГОС ПО ИСТОРИИ (2004 г.)Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний

Слайд 12формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПО ФГОС ООО

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;овладение учащимися знаниями об

Слайд 131.2.5.5.История России. Всеобщая история
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного

общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

http://fgosreestr.ru/

1.2.5.5.История России. Всеобщая историяПредметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося

Слайд 141.2.5.5.История России. Всеобщая история
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного

общего образования предполагают, что у учащегося
сформированы:
1.2.5.5.История России. Всеобщая историяПредметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося

Слайд 15СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ (ПРОЦЕССОВ, ЯВЛЕНИЙ) ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ

БЫТЬ ПРОВЕРЕНО В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ 2018


Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников образовательных организаций
для проведения единого государственного экзамена по истории
ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
03 НОЯБРЯ 2015 Г.
СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ (ПРОЦЕССОВ, ЯВЛЕНИЙ) ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕРЕНО В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ 2018Кодификаторэлементов

Слайд 16Задание 1. Эпохальные события всеобщей истории в соотнесении с событиями Отечественной

истории.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. созыв первого Земского собора
2. провозглашение Карла Великого императором
3. присоединение Крыма к Российской империи
Задание 1. Эпохальные события всеобщей истории в соотнесении с событиями Отечественной истории.Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Слайд 1711. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов:

для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.









1) принятие конституции США
2) XVI в.
3) гражданская война в Англии
4) окончание Столетней войны
5) присоединение Крыма к Российской империи
6) XII в.
7) XIV в
8) отмена крепостного права в России
9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите

Слайд 1824. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,

часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В начале 50-х гг. XIX в. сложилась благоприятная международная обстановка для участия России в русско-турецкой войне».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена

Слайд 20ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение курса

ИСТОРИИ и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года.

Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИАбсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение курса ИСТОРИИ и повторение отдельных ранее изученных

Слайд 21ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Познавательная
Практически-политическая
Мировозренческая
Воспитательная
Прогностическая
Принцип историзма
Принцип объективности
Принцип социального подхода
Принцип альтернативности

ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯПознавательнаяПрактически-политическаяМировозренческаяВоспитательнаяПрогностическаяПринцип историзмаПринцип объективностиПринцип социального подходаПринцип альтернативности

Слайд 22ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИИ УМК по
ВСЕМИРНОЙ
ИСТОРИИ

ПРОЕКТКОНЦЕПЦИИ УМК поВСЕМИРНОЙИСТОРИИ

Слайд 23 В феврале 2013 г. на заседании Совета по

межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране.
Была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по истории.
В феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В.

Слайд 24«...Если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными

знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере…»

В.В. Путин, 30 октября 2014 г., пленарное заседание Х съезда Российского союза ректоров


«…А история – это наука, её нельзя, если к ней серьёзно относиться, невозможно переписать. Но, безусловно, для того чтобы этого не случилось, должны быть такие люди, как вы, специалисты, которые объективно, полноценно не только освещают события прошлого, но и дают им оценку, что чрезвычайно важно и без чего исторической науки не существует…»

В.В. Путин, 5 ноября 2014 г., встреча с молодыми учеными и преподавателями истории

«...Если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы

Слайд 25председатель Государственной Думы,
председатель Российского исторического общества
С. Е. Нарышкин —

руководитель рабочей группы

министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов — заместитель руководителя

министр культуры Российской Федерации
В. Р. Мединский — заместитель руководителя

директор Института всеобщей истории Российской академии наук
А. О. Чубарьян — научный руководитель

Рабочая группа по подготовке концепции нового
учебно-методического комплекса по истории

председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества С. Е. Нарышкин — руководитель рабочей группыминистр образования и науки

Слайд 27Целью настоящей Концепции является выработка общественно согласованной позиции по основным этапам

развития человеческого общества, ключевым процессам и событиям, определяющим состояние мира, его регионов и стран, цивилизаций и культур.

Концепция ориентирует на системный обзор всемирной истории, учитывающий взаимосвязь ее определяющих компонентов, выявление основных линий исторического движения к современному миру, проявление «человеческого лица» истории и раскрытие исторического опыта в аспектах, помогающих ему стать частью личностного опыта молодых людей.

Концепция УМК по Всемирной истории

Концепция направлена:
повышение качества школьного исторического,
образования воспитание гражданственности и патриотизма,
развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО,
формирование представлений о месте России в мире.

Целью настоящей Концепции является выработка общественно согласованной позиции по основным этапам развития человеческого общества, ключевым процессам и

Слайд 28Проект концепции УМК по Всеобщей истории http://school.historians.ru/?p=2513

Проект концепции УМК по Всеобщей истории  http://school.historians.ru/?p=2513

Слайд 29— Конституция Российской Федерации (важнейшие положения: Россия – демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью);
— Послания Президента Федеральному Собранию, Поручения Президента Правительству и другим органам (совершенствование системы образования и воспитания);
— федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации»;
— Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации;
— Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
— Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг.;
— Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
— Примерной программе учебного предмета «История».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ

— Конституция Российской Федерации (важнейшие положения: Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в

Слайд 30ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной,

этнонациональной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИформирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, этнонациональной, культурной самоидентификации в окружающем мире;овладение

Слайд 31Конкретные цели Концепции
на основе общественно согласованной позиции по всеобщей истории дать

молодому поколению комплекс знаний о всемирно-историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира;
сформировать у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
на историческом опыте научить находить свою позицию в мультикультурном и поликонфессиональном мире, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
анализируя исторический опыт человечества, сформулировать систему позитивных гуманистических ценностей.

Конкретные цели Концепциина основе общественно согласованной позиции по всеобщей истории дать молодому поколению комплекс знаний о всемирно-историческом

Слайд 32Задачи Концепции
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием

к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;
изучение исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;
обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».

Задачи Концепцииусвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во

Слайд 33В результате усвоения курса всеобщей истории учащиеся должны знать:
содержание основных эпох

и цивилизаций в истории человечества,
уметь оценивать их место в историческом процессе и важные достижения, вошедшие в сокровищницу мировой истории и культуры;
понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений, специфику разных форм исторического и социального детерминизма;
учитывать мировой контекст исторических феноменов, явлений и процессов;
анализировать роль человеческого фактора в истории;
уметь определять мотивы действий участников исторических событий;
на базе исторических знаний вырабатывать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен в современном мире,
соотносить общечеловеческие, национальные и личностные ценности.
В результате усвоения курса всеобщей истории учащиеся должны знать:содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества, уметь

Слайд 34МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ
принцип историзма, требующий анализ всей совокупности фактов и проблем

в их взаимодействии, развитии, причинно-следственных связях с учетом времени и места;
принцип научности, определяющий соответствие всех частей УМК основным результатам современных научных исследований и степени изученности исторических источников;
комплексный подход к освещению истории, предполагающий рассмотрение во взаимосвязи различных аспектов жизни государства и общества: внутренняя и внешняя политика стран, экономика государств, особенности социальной стратификации, проблемы взаимоотношений власти и общества, научные достижения, изменения в военном деле, развитие культуры, повседневная жизнь, религиозные и духовные трансформации;
историко-сравнительный подход, предполагающий сопоставление различных явлений, процессов и регионов с целью выявить общие черты и различия между ними, выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям;
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИпринцип историзма, требующий анализ всей совокупности фактов и проблем в их взаимодействии, развитии, причинно-следственных связях

Слайд 35Аксиоматические принципы
Принцип соответствия
образовательным стандартам
Принцип доступности
Принцип научности

Аксиоматические принципыПринцип соответствия образовательным стандартамПринцип доступностиПринцип научности

Слайд 36Принцип научности
Учебный материал не должен содержать фактических и концептуальных ошибок.
Учебный материал

должен соответствовать современным научным представлениям .
В учебном материале должны быть преодолены псевдонаучные стереотипы (какие например?).

Принцип научностиУчебный материал не должен содержать фактических и концептуальных ошибок.Учебный материал должен соответствовать современным научным представлениям .В

Слайд 37Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, впервые появилась у Плутарха в эссе

«Слава Афин» в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий).
Согласно Геродоту, Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня
Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, впервые появилась у Плутарха в эссе «Слава Афин» в первом веке нашей эры

Слайд 40Обычно считается, что Александрийскую библиотеку — символ античной учености — дотла сожгли варвары

и/или христиане -  ненавистники античной культуры.

в «кризисном» III веке нашей эры император Каракалла ликвидировал стипендии для ученых и запретил иностранцам работать в библиотеке — что во многом превратило книги в мертвый груз, никому не понятный и не интересный. Постепенно библиотека просто перестала существовать — книги были либо уничтожены, либо естественным образом обветшали.

Обычно считается, что Александрийскую библиотеку — символ античной учености — дотла сожгли варвары и/или христиане -  ненавистники античной культуры.в «кризисном»

Слайд 41Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли,

и у них были гнилые зубы
Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

Слайд 43Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в

качестве доктрины

Нет достоверных данных о том, какие воззрения на форму Земли преобладали в Средние века. На представлении о сферической форме Земли основаны трактаты по астрономии и натурфилософии, изучавшиеся в средневековых университетах: трактаты «О природе вещей» и «Исчисление времени»  Беды Достопочтенного, трактаты «О Сфере» Сакробоско и Гроссетеста, комментарии к естественно-научным сочинениям Аристотеля многочисленных схоластов. У Данте Алигьери в «Божественной комедии» (XIII век) Земля шарообразна.

Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктриныНет достоверных данных о том,

Слайд 45Образованными людьми в Средние века были исключительно монахи

Образованными людьми в Средние века были исключительно монахи

Слайд 46Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и

таким образом отбросила нас на сотни лет назад
Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни

Слайд 47Средняя продолжительность жизни в Средние века была очень низкой
25-30-35 лет
Историки согласны

более или менее лишь в том, что высокой была детская смертность, притом в семьях не только крестьян, но и знати.
Средняя продолжительность жизни в Средние века была очень низкой25-30-35 летИсторики согласны более или менее лишь в том,

Слайд 49Ярчайшие псевдонаучные стереотипы
Универсальность феода.
Строгая иерархичность феодальной системы («феодальная лестница»).
Целенаправленность королевской политики

по созданию централизованного государства.
Применение современной политической логики к объяснению процессов / институтов феодального общества.

Ярчайшие псевдонаучные стереотипыУниверсальность феода.Строгая иерархичность феодальной системы («феодальная лестница»).Целенаправленность королевской политики по созданию централизованного государства.Применение современной политической

Слайд 50Поль Зюмтор «Вильгельм Завоеватель». 2010.
«Вильгельм ничего не предвидел, не желал ничего,

выходящего за пределы возможного, не создавал ничего такого, что не сохраняло бы традиционные формы, однако его деятельность, представлявшая собой последовательный ряд ответов на вызовы времени, обусловила эволюцию, которая рано или поздно должна была произойти во всех странах Запада»

Поль Зюмтор «Вильгельм Завоеватель». 2010.«Вильгельм ничего не предвидел, не желал ничего, выходящего за пределы возможного, не создавал

Слайд 51Принцип доступности
«…допустимо и даже неизбежно некоторое огрубление и более широкое понимание;

школьник не может уловить все тонкости, естественные для профессионального историка»
В.А. Ведюшкин
Принцип доступности«…допустимо и даже неизбежно некоторое огрубление и более широкое понимание; школьник не может уловить все тонкости,

Слайд 52МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ
системный подход как основа содержания курса истории и межпредметных

связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла (обществознание, история мировых религий, литература, мировая художественная культура, русский и иностранные языки), а также географией;
антропологический подход, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей;
культурологический подход, подразумевающий изучение диалога культур различных государств в одном историческом пространстве и преемственность в восприятии, сохранении и преумножении культурных традиций отдельных стран во временном контексте; развивающий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию каждого народа;
изучение всеобщей истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИсистемный подход как основа содержания курса истории и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами

Слайд 53НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Основой для определения научно-образовательных принципов функционирования всеобщей истории в системе

школьного исторического образования являются современные научные концепции исторического развития.

Теория цивилизаций позволяет показать стадиальность, вариативность, стабильность и динамику всемирно-исторического процесса, констатировать долговременно существующие формы больших человеческих сообществ, раскрыть специфику цивилизационной и культурной идентичности.
Историко-культурная антропология дала толчок развитию новых направлений в исторической науке (история ментальности, история повседневности и частной жизни, новая социальная история), гуманизировала историческое познание, выдвинув на первый план проблематику «человек в истории», раскрыла диалектичность историко- культурного существования народов и человеческих общностей.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫОсновой для определения научно-образовательных принципов функционирования всеобщей истории в системе школьного исторического образования являются современные научные

Слайд 54НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Теория модернизаций концентрирует внимание на узловых моментах исторического развития, связанных

с коренными преобразованиями общества, повлекшими за собой радикальные изменения в социальной, экономической, цивилизационно-культурных сферах.

Мир-системный подход к истории позволяет обосновать целостность и единство мировой истории в каждый отдельный период ее развития, раскрыть горизонтальные и вертикальные связи в едином исторической пространстве, диалектику многофакторности, показать многоуровневый характер исторических процессов, явлений и фактов.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫТеория модернизаций концентрирует внимание на узловых моментах исторического развития, связанных с коренными преобразованиями общества, повлекшими за

Слайд 55В качестве основных научно-образовательных принципов выделяются:
системное освещение всемирной истории на каждом

этапе ее развития;
раскрытие исторических процессов, состояний общества, явлений, имевших место в различных регионах мира и странах, на базе сравнительно-исторического и синхронистического подходов;
изучение периодов всемирной истории в их преемственности, демонстрация непрерывности процессов становления и развития общества и государства;
выявление сущностно важных общих тенденций в историческом развитии регионов, стран и народов;
рассмотрение мирового исторического процесса в тесной связи с историей России как его неотъемлемой части, что в ходе последующего изучения курса Отечественной истории будет способствовать пониманию особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире, воспитанию школьников в духе патриотизма;
раскрытие цивилизационных аспектов истории в едином историческом пространстве с выявлением возможностей историко-культурного диалога;

В качестве основных научно-образовательных принципов выделяются:системное освещение всемирной истории на каждом этапе ее развития;раскрытие исторических процессов, состояний

Слайд 56В качестве основных научно-образовательных принципов выделяются:
усиление внимания к периодам и формам

кардинальных изменений социального, экономического, цивилизационного и культурного характера, модернизационным процессам в истории;
освещение истории культуры и религии, ментальности, повседневности в различных исторических сообществах;
показ гендерных аспектов истории, отношения общества к детям в разных цивилизациях и культурах;
формирование позитивного отношения к истории и бережного отношениях к мировому наследию;
формирование представления об исторических источниках, в т.ч. вещественных и изобразительных, их изучении и интерпретации как основе научного понимания истории;
обучение приемам анализа текстов; формирование представлений о разных типах текстов (исторические источники, исторические исследования, научно- популярные и публицистические тексты, художественные тексты), обучение на этой основе первичным приемам выявления в потоке информации ненадежных сведений и прямых фальсификаций.

В качестве основных научно-образовательных принципов выделяются:усиление внимания к периодам и формам кардинальных изменений социального, экономического, цивилизационного и

Слайд 57содействие развитию личности учащегося, помощь в поисках ценностных ориентиров, своего места

во времени и пространстве, рассмотрение картины окружающего мира в историческом измерении;
формирование самосознания учащихся, создание и поддержка социальных аспектов исторической памяти, которые являются основой идентичности; воспитание патриотизма и толерантности;
воспитание уважения к ценностям гражданского общества - верховенству права, социальной справедливости, безопасности, свободе и ответственности;
формирование убеждения об общественном согласии и взаимном уважении как необходимых условиях существования и взаимодействия государств и народов в современном мире.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ

содействие развитию личности учащегося, помощь в поисках ценностных ориентиров, своего места во времени и пространстве, рассмотрение картины

Слайд 58АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДПОЛГАЕТ ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИКО-МЕНТАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Критерии отбора историко-ментального

компонента учебного содержания

• содержание ментальных элементов должно быть доступно учащимся в силу их психолого-познавательных возможностей;
• элементы ментальности должны наиболее ярко показывать качественное своеобразие изучаемой культуры;
• эти элементы должны быть показательны в плане объяснения особенностей взаимосвязи ментальности и других факторов жизнедеятельности общества в прошлом;
• изменение содержания этих элементов в отдельные периоды изучаемой эпохи должно убедительно иллюстрировать изменение ментальности в целом, показывать ее историчность.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДПОЛГАЕТ ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИКО-МЕНТАЛЬНОГО КОМПОНЕНТАКритерии отбора историко-ментального компонента учебного содержания• содержание ментальных элементов

Слайд 59• внутренняя и внешняя политика стран,
• экономика государств,
• особенности социальной стратификации,

проблемы взаимоотношении власти и общества,
• научные достижения,
• изменения в военном деле,
• развитие культуры,
• повседневная жизнь,
• религиозные и духовные трансформации.

КОМПЛЕКСНЬЙ ПОДХОД К ОСВЕЩЕНИЮ ИСТОРИИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИИ РАССМОТРЕНИЕ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА:

• внутренняя и внешняя политика стран,• экономика государств,• особенности социальной стратификации,• проблемы взаимоотношении власти и общества,• научные

Слайд 60СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Слайд 61СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Слайд 63Учебно-методическое обеспечение по всеобщей истории
Вопросы от учителей:
Какие учебники по всеобщей истории

можно использовать?
Как работать по старым учебникам в соответствии с новой линейной структурой преподавания истории?

5

6

7

8

9

Древний мир
(до V в.)

История Средних веков
(V -XV вв.)

История Нового времени
(XVI – XVII вв.)

История Нового времени
(XVIII вв.)

История Нового времени
(XIX – нач. XX вв.)

Профстандарт «Педагог». Необходимые знания: Программы и учебники по преподаваемому предмету

Учебно-методическое обеспечение по всеобщей историиВопросы от учителей:Какие учебники по всеобщей истории можно использовать?Как работать по старым учебникам

Слайд 64 Великие географические открытия.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в

XVI — начале XVII в.
Абсолютные монархии.
Образование национальных государств в Европе.
Реформация и Религиозные войны
Нидерландская революция.
Международные отношения в раннее Новое время. Тридцатилетняя война.
Английская революция XVII в.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII в.
Европейская культура XVI-XVII вв.

Экономическое и социальное развитие Европы в ХVIII в.: начало промышленного переворота.
Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния
Век Просвещения
Война североамериканских колоний за независимость.
Французская революция XVIII в.
Международные отношения XVIII в. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Колониальные захваты европейских держав.
Европейская культура XVIII в.

Курс Новой истории в 7 и 8 классах

Великие географические открытия. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Абсолютные монархии.

Слайд 65СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАСС

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древняя Месопотамия.
Древний Вавилон.
Древний Египет.
Восточное Средиземноморье

в древности.
Великие империи Ближнего Востока.
Древняя Индия.
Древний Китай.

АНТИЧНЫЙ МИР
Древняя Греция.
Древний Рим.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАССПЕРВОБЫТНОСТЬДРЕВНИЙ ВОСТОКДревняя Месопотамия.Древний Вавилон.Древний Египет.Восточное Средиземноморье в древности.Великие империи Ближнего Востока.Древняя Индия.Древний

Слайд 66СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» 6 КЛАСС

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V - СЕРЕДИНА XI

В.)
Империи и варвары в начале Средневековья.
Церковь на рубеже Древности и Средневековья.
Падение Западной Римской империи и образование германских королевств.
Франкское государство в VIII - IX вв.
Европа в IX - XI вв.
Византийская империя.
Возникновение ислама. Арабский халифат.

ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (КОНЕЦ XI - XIII В.)
Западная Европа в XI - XIII вв.: экономика и общество.
Церковь.
Средневековый город.
Рыцарство.
Крестовые походы.
Государства Западной Европы.
Картина мира средневекового человека.
Страны Востока.

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XIV - XV В.)
Западная Европа в XIV в.: экономика, общество, политические структуры.
Страны Западной и Центральной Европы.
Культура Западной Европы.
Страны Балканского полуострова.
Страны Востока.
Государства и цивилизации Африки и Америки.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» 6 КЛАССРАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V - СЕРЕДИНА XI В.)Империи и варвары в начале Средневековья.Церковь

Слайд 67СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XV - XVII ВВ.)» 7 КЛАСС

Понятие

«Новое время».
Мир к концу XV в.
Великие географические открытия.
Первые колониальные империи.
Старое и новое в экономике.
Политические структуры.
Сословные структуры европейского общества.
Реформация и Контрреформация.
Страны Европы.
Международные отношения.
Культура стран Европы.
Научная революция.
Страны Азии и Африки.

СОДЕРЖАНИЕ ИКС«РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XV - XVII ВВ.)» 7 КЛАССПонятие «Новое время».Мир к концу XV в.Великие

Слайд 68СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«XVIII ВЕК. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ» 8 КЛАСС

Модернизация как процесс перехода от

традиционного к индустриальному обществу.
Европа и Америка: новации в демографии и экономическом развитии.
Европейские общество и государство.
Духовная жизнь Европы в Новое время7
Повседневная жизнь Европы в Новое время.
Эпоха Просвещения.
Технический прогресс и промышленный переворот.
Страны Европы.
Культура Просвещения.
Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.
Международные отношения.
Колониальный период в истории Южной Америки.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Государства Африки.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«XVIII ВЕК. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ» 8 КЛАССМодернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.Европа и Америка:

Слайд 69СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«МИР В XIX ВЕКЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 9 КЛАСС
Демографическая картина

мира в начале и конце XIX века.
Промышленная революция XIX века. Индустриализация в Европе и за её пределами.
Социальное пространство и изменения в обществе.
Модернизация, урбанизация и условия жизни.
Страны Европы в первой половине XIX века.
Страны Европы во второй половине XIX века. Образование новых национальных государств.
Международный порядок, войны и дипломатические отношения середины XIX века.
США: на пути к могуществу.
Латинская Америка: век независимости.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX-начале XX века.
Страны Азии в XIX веке.
Африка: от традиционного к колониальному обществу.
Наука и образование.
Мировая политика последней трети XIX - начала XX в.
Мировая культура XIX века.
Религия и общество.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«МИР В XIX ВЕКЕ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 9 КЛАССДемографическая картина мира в начале и конце XIX

Слайд 70СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ в. - начало XXI в.» 10 КЛАСС
СИСТЕМА

КООРДИНАТ
Демографические и миграционные процессы.
Наука и технологические инновации. Развитие коммуникаций. Экологическое движение.
Развитие экономики, бизнеса и финансов.
Социальные изменения.
Культурные тенденции ХХ века
МИР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Мир накануне Первой мировой войны.
Первая мировая война.
МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1918 - 1939 ГГ.).
Революционная волна после Первой мировой войны
Версальско-вашингтонская система.
Страны Запада в 1920-е гг.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США.
Нарастание агрессии. Германский нацизм.3
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании.
Политика «умиротворения» агрессора.
Развитие культуры в первой трети ХХ в.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ в. - начало XXI в.» 10 КЛАСССИСТЕМА КООРДИНАТДемографические и миграционные процессы.Наука и технологические

Слайд 71СОДЕРЖАНИЕ ИКС
«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ в. - начало XXI в.» 10 КЛАСС

ВТОРАЯ

МИРОВАЯ ВОЙНА.
Начало Второй мировой войны.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане.
Коренной перелом в войне.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам.
Разгром Германии, Японии и их союзников.

СОРЕВНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Начало «холодной войны».
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы.
Дальний Восток в 40-е - 70-е гг. Войны и революции.
«Разрядка».
Западная Европа и Северная Америка в 50 - 80-е годы ХХ века.
Достижения и кризисы социалистического мира.
Латинская Америка в 1950 - 1990-е гг.

СОВРЕМЕННЫЙ МИР.
СОДЕРЖАНИЕ ИКС«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ в. - начало XXI в.» 10 КЛАССВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.Начало Второй мировой войны.Начало Великой

Слайд 72НАСЫЩЕННОСТЬ РАЗДЕЛОВ МАТЕРИАЛОМ
ИКС по всемирной истории
Было / стало

НАСЫЩЕННОСТЬ РАЗДЕЛОВ МАТЕРИАЛОМ ИКС по всемирной историиБыло / стало

Слайд 73Насыщенность разделов материалом ИКС по отечественной истории

Насыщенность разделов материалом ИКС по отечественной истории

Слайд 74являться универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации,
способствовать развитию познавательной деятельности и становлению

личности учащихся.
содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;
быть комплексным по составу и представлению исторического материала;
быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.), служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ

являться универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации,способствовать развитию познавательной деятельности и становлению личности учащихся.содержать целостный взгляд на исторический

Слайд 75фрагменты письменных источников;
отрывки из трудов историков, а также яркие оценочные высказывания

деятелей культуры на исторические темы;
иллюстративный ряд, включающий изобразительные и вещественные источники, научные реконструкции и историческую живопись; при этом упор целесообразно сделать на изобразительных и вещественных источниках, четко отделяя их от исторической живописи, отражающей представления более поздних эпох;
исторические карты и схемы;
методический аппарат (дидактическое введение (о том, как работать с учебником), упреждающие вопросы в начале каждого параграфа, вопросы и задания в конце параграфов и глав, вопросы внутри параграфов, вопросы и задания к источникам, картам и иллюстрациям); вопросы и задания дифференцированы по характеру и по уровню сложности, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению;
справочный аппарат (хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий, списки основных источников, рекомендованной литературы и интернет-ресурсов и др.).

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА

фрагменты письменных источников;отрывки из трудов историков, а также яркие оценочные высказывания деятелей культуры на исторические темы;иллюстративный ряд,

Слайд 79Какие достоинства и недостатки стандарта вы можете отметить?
Какие трудности ожидают авторов

учебников/ учителей при реализации стандарта?
Какие изменения (в формулировках) содержатся в тексте ИКС по сравнению с примерной образовательной программой по истории?
Какие новые дидактические единицы добавлены в текст стандарта(понятия, названия, события, исторические деятели)?
Какие дидактические единицы убраны из текста стандарта(понятия, названия, события, исторические деятели)?
Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы в стандарте?

ВОПРОСЫ ПРИ РАБОТЕ С ИКС
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Какие достоинства и недостатки стандарта вы можете отметить?Какие трудности ожидают авторов учебников/ учителей при реализации стандарта?Какие изменения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть