Слайд 1Культура
второй половины XX – начала XXI в.
Слайд 2Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
Культура – это все,
что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
Культура – возделывание души (Цицерон)
Слайд 3Ключевые вопросы
1. Общая характеристика культуры
второй половины XX – начала XXI
в.
2. Поворот в искусстве в 1960-е гг.
3. Новое объяснение мира.
4. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре
Слайд 41. Общая характеристика культуры
второй половины XX – начала XXI в.
Во
второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Развитие научно-технической революции привело к невиданному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных странах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике.
В XX в. увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Если в 1970-е гг. было принято говорить о том, что объем научной информации удваивается каждые 5-7 лет, то в 1980-е гг. – каждые 20 месяцев, а к концу 1990-х гг. – ежегодно.
Слайд 5Осмысление происходящего и итогов войны, её жестоких будней, поведения людей в
экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация различных политических сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной.
Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры.
Слайд 6Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX в. стало рок-движение, появившееся
в начале 1960-х гг. в Англии и США и охватившее весь мир.
Творцы рока – Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз».
Слайд 7В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и
милитаризма, расовой дискриминации.
Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки
Слайд 82. Поворот в искусстве в 1960-е гг.
Основные направления изобразительного искусства 1960-х
г.:
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Концептуализм
- Оп-арт (оптическое искусство)
- Кинетическое искусство
Слайд 9Поп-арт
В определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится
произведением искусства. Используется коллажный принцип создания художественного объекта.
Поп-арт направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между ними.
Наиболее яркие представители поп-арта: Э.Уорхол, Р.Гамильтон, Р.Раушенберг, Дж.Джонс, К.Ольденбург
Слайд 11Гиперреализм
Художники этого направления стремились к фотографической правдивости изображения.
Гиперреалисты создают ложную реальность,
убедительную иллюзию.
Наиболее яркие представители: Ч.Клоуз, Ф.Гертч, Ж.Монори
Слайд 12Концептуализм
Концепция произведения важнее его физического выражения цель искусства – в передаче
идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, ауди- и видеоматериалов.
Наиболее яркие представители: М.Дюшан, Ж.Косат.
Слайд 13Оп-арт
Оптическое искусство – искусство зрительных иллюзий, опирающиееся на особенности визуального восприятия
плоских и пространственных фигур. Путем использования сложных приборов достигались разнообразие световых эффектов, что создавало иллюзию нереального мира.
Наиболее яркие представители: В.Вазарели, Е.Финци
Слайд 15Кинетическое искусство
Создание подобия сложных механических устройств. Объекты представляют собой движущиеся установки,
производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие.
Это тщательно сконструированные устройства их металла, стекла или других материалов, соединенные с мигающими световыми устройствами, получили название «мобили».
Наиболее яркие представители этого направления: Н.Шеффер, Х.Ле Парк, Ж.Тэнгли
Слайд 173. Новое объяснение мира
Научная картина мира — это одна из возможных картин
мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира.
В истории развития науки можно выделить три картины мира, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях:
Слайд 18Три картины мира
1. Аристотелевская
Период: VI—IV века до нашей эры
2. Ньютоновская
Период: XVI—XVIII
века
3. Эйнштейновская
Период: рубеж XIX—XX веков.
Слайд 19
Главные характеристики
современного этапа развития науки
В ходе развития науки в последней
трети XX в. были выявлены основания для создания новой научной картины мира - эволюционно-синергетической.
Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности.
Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем.
Слайд 214. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре
Постмодерн — состояние современной
культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи
Для этой эпохи характерна идея о том, что читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нем смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора – создать поле для творчества.
Ю.Хабермас, Д.Белл трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерны эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества