Слайд 1Тема урока:
« Наука: создание научной картины мира»
Новая история 8 класс
Слайд 2*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Какие изменения произошли в развитии науки
Какие причины
способствовали развитию науки и научных знаний;
Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;
Сегодня вы узнаете:
Слайд 3*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Причины быстрого развития наук.
« Повелитель молний».
Сенсации продолжаются.
Революция
в естествознании.
Новая наука – микробиология.
Успехи медицины.
Развитие образования.
Работаем по плану:
Слайд 4*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Работаем с таблицей
Слайд 5*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Причины быстрого развития наук
Почему же в XIX
– начале XX века так активно начинают развиваться
различные науки?
Ответ на вопрос найдёте
прочитав пункт 1
на стр. 39.
Слайд 6*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Причины быстрого развития наук
Сама жизнь требовала познать
законы и использовать их в производстве
2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени
Слайд 7*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В 1831 году Майкл Фарадей открыл
явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.
« Повелитель молний»
Майкл Фарадей
Слайд 8*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию
света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.
« Сенсации продолжаются»
Джеймс Карл Максвелл
Слайд 9*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Согласно его теории, в природе существуют невидимые
волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.
Максвелл с цветовым
волчком в руке
« Сенсации продолжаются»
Слайд 10*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В 1883 году немецкий инженер Генрих герц
подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помешать их распространению
« Сенсации продолжаются»
Генрих Рудольф Герц
Слайд 11*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со
скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца.
« Сенсации продолжаются»
Экспериментальный аппарат
Герца 1887 года.
Слайд 12*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла
с точки зрения атомного строения вещества
« Сенсации продолжаются»
Хендрик Антон Лоренц
Слайд 13*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
« Сенсации продолжаются»
Совершался переворот в естественно –
научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня
Слайд 14*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В конце 1895 года в Германии физик
Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.
« Сенсации продолжаются»
Слайд 15*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в
разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине.
« Сенсации продолжаются»
Рентгеновские снимки
Слайд 16*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Антуан Анри
Беккерель
Пьер Кюри
Мария
Склодовская-
Кюри
« Сенсации продолжаются»
Эрнест Резерфорд
Нильс
Бор
Учёные, изучающие
явление
радиоактивности
Слайд 17*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри
Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
Пьер и Мария Кюри
В лаборатории
« Сенсации продолжаются»
Слайд 18*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Переворот в естествознании произвела книга великого учёного
– натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»
Чарлз Дарвин
« Революция в естествознании»
Слайд 19*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
В 1885 году учёный спас жизнь юноше,
которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию
« Революция в медицине»
Луи Пастер
Слайд 20*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации
и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
« Революция в медицине»
Слайд 21*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Английский врач, разработал первую вакцину — против оспы.
Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.
« Революция в медицине»
Эдуард Дженнер
Слайд 22*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному
производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача
« Революция в медицине»
Первые
стетоскопы
Слайд 23*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку.
За исследования
туберкулёза награждён
Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
« Революция в медицине»
Генрих Герман
Роберт Кох
Слайд 24*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
Один из основоположников эволюционной
Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного
пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
« Революция в медицине»
Слайд 25*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
« Развитие образования»
Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования»
на стр. 44-45 и ответьте на вопрос
« Как в разных государствах происходило развитие образования?»
Слайд 26*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Подведём итог урока
Соотнесите учёного и его изобретение
Слайд 27*
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ
Домашнее задание:
§ 4, вопросы, записи в тетради.
Слайд 28Наука превращает природу в мастерскую
XIX век
Слайд 30Беккерель, Антуан Анри, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и
один из первооткрывателей радиоактивности.
В 1896 г. Беккерель открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана.
Склодовская-Кюри, Мария, учёный-экспериментатор, педагог,общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911), первый дважды нобелевский лауреат в истории. Открыла элементы радий и полоний.
Слайд 31Пьер Кюри́ — французский учёный-физик, один из первых исследователей радиоактивности, член
Французской Академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 год. В возрасте 16 лет получил ученую степень бакалавра Парижского университета, а спустя еще два года стал лиценциатом физических наук. С 1878 работал вместе со старшим братом Жаком в минералогической лаборатории Сорбонны. Вдвоем они открыли пьезоэлектрический эффект.
Томсон Джозеф Джон дал объяснение непрерывного спектра рентгеновского излучения, установил природу положительных ионов, предложил первую модель строения атома.
В 1911 г. он разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к её массе, который сыграл большую роль в исследовании изотопов.
Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. Фотография.
Слайд 32Планк Макс, немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по
физике (1918) и других наград
Резерфорд, Эрнест Известен как «отец» ядерной физики, создал планетарную модель атома. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.
Слайд 33
Нильс Хенрик Давид Бор — датский физик-теоретик и общественный деятель, один
из создателей современной физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1922). Член Датского королевского общества (1917) и его президент с 1939. Был членом более чем 20 академий наук мира, в том числе иностранным почётным членом АН СССР (1929; членом-корреспондентом — с 1924). Бор создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Он также внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.
Слайд 34В XIX веке медицина стала окончательно сложившийся наукой. Значительно улучшились такие
показатели, как средняя продолжительность жизни и снижение заболеваемости.
Медицина XIX столетия
Французский
госпиталь 19 века. Реконструкция.
/
Слайд 35Научные успехи медицины:
Анатомия к XIX веку по развитию уже практически соответствовала
современному уровню, поэтому основной исследовательский интерес был направлен на изучение анатомии тканей. В то время было совершено множество открытий, позволяющих объяснить те или иные заболевания, происходящие в тканях.
В физиологии активно изучалось строение отдельных структур головного мозга, нервной дуги, органов чувств, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца и других механизмов. Открыт процесс передачи нервного импульса и многое другое. Стал широко использоваться метод опытов на животных.
Успехам биологии во многом поспособствовала теория эволюции Чарльза Дарвина. Предложена клеточная теория строения живых организмов. Зародилось понятие генетики, предложены ее основные законы. Не отставала и химия: в 1869 году Д.И. Менделеевым был открыт периодический закон химических элементов и создана их система (таблица).
Большие успехи произошли в изучении инфекционных заболеваний.
Развивалась фармакология.
XIX век стал веком крупнейших открытий в области хирургии.
Слайд 36Луи́ Пасте́р — французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881).
Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого. Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.
Луи Пастер
(1822 – 1895 гг.)
Слайд 37Генрих Герман Роберт Кох — немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы,
холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
Генрих Герман Роберт Кох (1843 - 1910 гг.)
Слайд 38Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н (Рёнтген) — выдающийся немецкий физик, работавший в Вюрцбургском
университете. С 1875 профессор в Хоэнхайме, 1876 профессор физики в Страсбурге, с 1879 в Гиссене, с 1885 в Вюрцбурге, с 1899 в Мюнхене. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901).
Вильгельм Кондрат Рентген (1845 – 1923 гг.)
Слайд 39Зи́гмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд) — австрийский психолог, психиатр
и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни. Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством.
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.)
Слайд 40Томас Хант Морган — американский биолог, один из основоположников генетики, председатель
Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорк (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».
Томас Морган и его ученики (Г. Дж. Меллер, А. Г. Стертевант и др.) обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегор Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.
Томас Хант Морган (1866 – 1945 гг.)
Слайд 41Чарлз Ро́берт Да́рвин — английский натуралист и путешественник, одним из первых
осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор, достигший к тому времени значительного развития в английском сельском хозяйстве и сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора.
Чарлз Роберт Дарвин
(1809 – 1882 гг.)
Слайд 42Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в
то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).
Подпись Ч. Дарвина
Слайд 43Джордж Стефенсон (9 июня 1781, Уилэм, — 12 августа 1848, Честерфилд,
графство Дербишир) — английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому им паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог. Выбранная им ширина колеи рельсового пути, равная 1435 мм (4 фута 8½ дюймов, так называемая «Стефенсоновская» или «нормальная колея»), стала самой распространённой в Западной Европе и до сих пор является стандартом на железных дорогах многих стран мира.
Техника
Слайд 44Роберт Фултон
В школе юный Роберт не блистал успехами, предпочитая
проводить свободное время в местных оружейных мастерских, занимаясь рисованием, черчением и изготовлением фейерверков. В возрасте 12 лет Роберт увлёкся паровыми двигателями, а уже в 14 лет — успешно испытал свою лодку, оснащённую колёсным движителем на ручном приводе.
Слайд 45
Джеймс Несмит (19 августа 1808,Эндибург - )
-прославился изобретением парового молота (англ.) в 1839 году (запатентован в 1842 году) и гидравлического пресса, ставшими важной частью промышленной революции, а также оригинальной конструкцией телескопа.Несмит также является конструктором более 100 паровозов, множества небольших паровых двигателей, работающих на высоком давлении, различных насосов, гидравлических прессов и прочих машин. В возрасте 48 лет он ушёл из промышленного бизнеса, с тем чтобы полностью посвятить себя своему хобби — астрономии. Совместно с Джеймсом Карпентером (англ.) он опубликовал книгу «Луна: рассмотрим как планету, мир и спутник» (Themoon: consideredas a planet, a world, and a satellite), (1874)
Слайд 46Генри Бессемер (англ. SirHenryBessemer; 19 января 1813, Чарлтон, графство Хартфордшир —
15 марта 1898, Лондон) — английский изобретатель, член Лондонского королевского общества с 1879 года.
В 1864 предложил новый способ получения литой стали в регенеративных пламенных печах. Использовав разработанный незадолго до этого немецким инженером Ф. Сименсом принцип регенерации тепла продуктов горения, М. применил его для подогрева не только воздуха, но и газа. Благодаря этому удалось получить температуру, достаточную для выплавки стали. Мартеновский способ стал широко применяться в металлургии в последней четверти 19 века.
Слайд 47Альфред Крупп родился1812г.
В 1847 году была отлита первая стальная пушка Круппа,
она была предоставлена прусскому военному министерству для ознакомления. Однако её сразу сдали в арсенал и испытали только через два года. Хотя результат испытаний превзошёл все ожидания, но министерство не видело основания заказывать эти пушки
Слайд 48В 1852 году Анри Жиффар построил аэростат сигаровидной формы, длиной 44
м и диаметром 12 м, вмещавший 2500 куб. метров газа и снабжённый воздушным винтом, который приводился во вращение паровой машиной мощностью в 3 л. с. (2,2 кВт). Масса самой машины составляла 50 кг, а вместе с котлом – 150 кг, таким образом удельная масса двигателя составляла 50 кг/л.с. или 68 кг/кВт. Для придания аппарату устойчивости и управления его курсом был предусмотрен особый руль-парус
Слайд 50Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Джероламо Умберто Вольта
18 февраля 1745г.,Коми –
5 марта 1827г.,Италия.
Граф; итальянский физик, химик, физиолог.
Вольта впервые поместил пластины из цинка и меди в кислоту, чтобы получить непрерывный электрический ток, создав первый в мире химический источник тока
Слайд 51Андре-Мари Ампер
20 января 1775г.,Леон- 10 июня 1836г.Марсель.
Французский физик,
математик, химик.
В
1820 он установил правило для определения направления действия магнитного поля на магнитную стрелку, известное ныне как правило Ампера.
Слайд 52Георг Симон Ом
16 марта 1789г.,Эрланген – 6 июля 1854г.,Мюнхен.
Немецкий физик.
Наиболее
известные работы Ома касались вопросов о прохождении электрического тока и привели к знаменитому «закону Ома», связывающему сопротивление цепи электрического тока, напряжение и силу тока
Слайд 53Павел Львович Шиллинг
5 (16) апреля 1786г., Таллин – 25 июля
(6 августа) 1837г.,Санкт – Петербург.
Русский дипломат, историк-востоковед и изобретатель-электротехник.
21 октября 1832 года в Санкт-Петербурге первый в истории электромагнитный телеграф.
Слайд 54Сэмюэл Финли Бриз Морзе
27 апреля 1791, Чарлзтаун в штате Массачусетс
— 2 апреля 1872, Нью-Йорк.
Американский изобретатель и художник.
Наиболее известные изобретения — электромагнитный пишущий телеграф («Аппарат Морзе», 1836) и код Морзе.
Слайд 55Майкл Фарадей
22 сентября 1791г.,Лондон — 25 августа 1867г.,Принстон. Английский физик, химик
и физикохимий.
1825 году в статье «Электромагнитный ток» Фарадей описывает опыт, который показывает , что ток, действующий на магнит, испытывает с его стороны противодействие.
Слайд 56Александр Грэм Белл
3 марта 1847г., Эдинбург, Шотландия — 2 августа 1922г., Баддек, провинция
Новая Шотландия, Канада.
Американский учёный, изобретатель и бизнесмен шотландского происхождения.
Один из основоположников телефона
Слайд 57Павел Николаевич Яблочков
14 (26) сентября 1847г., Сердобский уезд Саратовской губернии — 19 (31) марта 1894г., Саратов.
Русский
электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель.
Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.