Презентация, доклад на тему Внешняя политика Руси в период образования российского государства: Дмитрий Донской. Куликовская битва

Содержание

Перед выступлением русских против татар во Владимире были открыты мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иванович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Перед сражением князь Димитрий

Слайд 1Куликовская битва
Собирая силы для решающего сражения с войсками Мамая, 18

августа 1380 года перед Куликовской битвой князь Московский Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился за благословением в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым) и просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.
Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (в монашестве Андрей) Ослябя. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».


П.П. Попов Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву, 2014

Куликовская битва Собирая силы для решающего сражения с войсками Мамая, 18 августа 1380 года перед Куликовской битвой

Слайд 2Перед выступлением русских против татар во Владимире были открыты мощи святого

благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иванович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Перед сражением князь Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав:
«Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».


Перед выступлением русских против татар во Владимире были открыты мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иванович

Слайд 3Подготовка к битве
Для навязывания Мамаю решающего сражения, а также чтобы использовать

водный рубеж для защиты собственного тыла, русские войска перешли на южный берег Дона и уничтожили за собой мосты.
Вечером 7 сентября 1380 года русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским.
Перед началом битвы Дмитрий встал в первый ряд войск.
Подготовка к битвеДля навязывания Мамаю решающего сражения, а также чтобы использовать водный рубеж для защиты собственного тыла,

Слайд 4Ход битвы
Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман

не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб.
Перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей».
Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей, который отличался не только огромной силой, но и особым мастерством военной выучки, которого наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья, но копье Челубея было длиннее обычного, что делало его практически непобедимым воином-поединщиком. Вступая с ним в бой на копьях, противник не успевал даже нанести удар, как уже оказывался пронзенным и выпадал из седла. Зная об этом, Пересвет пошёл на бой вопреки логике поединка. Он снял с себя доспехи и остался лишь в одной монашеской накидке с изображением креста. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Оба противника получили смертельные раны, Челубей умер на месте, а Пересвет продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя русских воинов и только там умер.





С.Н. Ефошкин
За Святую Русь. Бой Пересвета с Челубеем, 1997

Ход битвыУтро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к

Слайд 5Вскоре начался бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком

(Туляком). Князь Дмитрий сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя. Бой в центре был затяжной и долгий.
Из летописи: «Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им».
«Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…». В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых». «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати».
Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.
Владимир Серпуховской, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы золотоордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.
Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско побежало с поля битвы.
Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 километров, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии.

В. Маторин, П.Попов, 2001
Удар Засадного полка

Вскоре начался бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (Туляком). Князь Дмитрий сначала был в

Слайд 6Итоги и значение битвы:
1.Разгром противника был полным, большинство ордынских воинов было

убито в бою или во время бегства. Был захвачен стан Мамая со всем имуществом и стадами.
2.Несколько дней русские воины хоронили павших и собирали трофеи.
3.В ходе Куликовской битвы погиб и Ослябя. Подробностей о его смерти неизвестно.
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (ныне Симонов монастырь).
В конце XVII в. Александр Пересвет и Родион Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября.
4.14 сентября поредевшее русское войско двинулось назад и 1 октября москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы.
5.Лев Николаевич Гумилев (1912-1992)-учёный, писатель и переводчик, археолог, востоковед и географ, историк, этнолог, философ писал: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него - русские».
6.Вадим Валерианович Кожинов (1930-2001)-литературовед, критик и публицист писал: «...Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории...».
Итоги и значение битвы:1.Разгром противника был полным, большинство ордынских воинов было убито в бою или во время

Слайд 77.За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться Донским.
8.Появился

Успенский Дубенский монастырь, основанный Сергием Радонежским по обету князя Дмитрия Донского в память о погибших в Куликовской битве воинах. (Монастырь находился на острове, ограниченным рекой Дубной и Быстрицей - Шавыкина пустынь-Успенский Дубенский мужской монастырь, упраздненный в 1765 году) и основан храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов.
11 июня 2001 года на месте монастыря был установлен пятиметровый крест и памятный знак с надписью: «Здесь в конце XIV века после победы в Куликовой битве святым благоверным князем Димитрием Донским по данному обету был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы»
9. 19 мая 1389 года князь Дмитрий Донской скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
10. В 1988 году московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви. Память святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского отмечается в день его кончины 19 мая (1 июня).





Архангельский собор построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового

7.За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться Донским. 8.Появился Успенский Дубенский монастырь, основанный Сергием Радонежским

Слайд 8«Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых

в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных, словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостию казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему. — Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий Пост приобщался Святых Таин и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел следовать обыкновению предков, умиравших всегда иноками: ибо думал, что несколько дней или часов монашества перед кончиною не спасут души и что государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье».
Н. М. Карамзин (1766-1826) , «История государства Российского», том 5, глава I.
«Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и

Слайд 9Память о Дмитрии Донском
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом

русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР.
В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. Учредителем ордена "За служение Отечеству" стал национальный благотворительный фонд "Вечная слава героям".
Новый негосударственный орден "За служение Отечеству", учрежденный в память православных святых Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, будет вручаться людям, отличившимся в деле возрождения исторических традиций и национального самосознания, за доблестное служению Отечеству, за благотворительность. Орден имеет 3 степени (золотую, серебряную и бронзовую). До сих пор в России не существовало двойных орденов, то есть учреждаемых в память двух лиц.
3. На флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.
4. Именем Дмитрия Донского названы: улицы в Уфе, Новосибирске, Иркутске и других городах России; бульвар в Москве; набережная в Коломне; площадь в Дзержинске (Московская область)
5. В Москве есть станция метро Бульвар Дмитрия Донского. Открыта 26 декабря 2002 года.



станция метро
Бульвар Дмитрия Донского

Память о Дмитрии ДонскомИмя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой

Слайд 106. Образ Дмитрия Донского в кино:
- Образ князя Дмитрия Донского пытались

воссоздать на киноэкране еще в начале XX века: в 1909 году американский режиссер Кай Ганзен снял короткометражный фильм «Дмитрий Донской»-до сих пор единственный художественный фильм о великом князе Московском Дмитрии Ивановиче (копии этого фильма не известны).
- В 1980 году к 600-летию Куликовской битвы на студии «Союзмультфильм» режиссер Роман Давыдов создал мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы» («Во славу русского народа, победившего на поле Куликовом»): эта анимационная лента и сейчас рекомендована к просмотру детям младшего и среднего школьного возраста, как лучший наглядный материал по истории Куликовской битвы и личности Дмитрия Донского.
- В 2010 году режиссером Станиславом Подивиловым снят православный мультфильм «Пересвет и Ослябя».
- Среди документальных лент о Дмитрии Донском можно отметить фильм «Великий князь Дмитрий Донской», 13-й фильм документального цикла «Правители России» («Иллюстрированная история Российского государства»), снятого по заказу правительства Москвы в 2003 году режиссерами Александром Громовым и Виктором Беляковым. А также телепрограмму «Димитрий Донской - строитель и воин», из цикла «Час истины» на телеканале «365» («Первый исторический канал»), вышедшей в эфир 19 мая 2008 года с участием доктора исторических наук, профессора факультета политологии МГУ Сергея Перевезенцева и доктора исторических наук, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Владимира Волкова.

6. Образ Дмитрия Донского в кино:- Образ князя Дмитрия Донского пытались воссоздать на киноэкране еще в начале

Слайд 117. В скульптуре:












В сквере на пересечении Николоямской и Яузской улиц

Москвы,
установлен в 2013 году

У стен Коломенского кремля, установлен
22 мая 2007 года

На «Куликовом поле», установлен в 1980 году

На Куликовом поле, Красный холм преподобному Сергию Радонежскому и князю Димитрию Донскому, установлен
22 сентября 2014 года

7. В скульптуре: В сквере на пересечении Николоямской и Яузской улиц Москвы, установлен в 2013 году У

Слайд 12Памятник святым Евдокии Московской и Дмитрию Донскому с детьми
открылся при

храме Евфросинии
на Нахимовском проспекте в Москве,
район Котловка (ЮЗАО)
19 ноября 2013 года

Храм Преподобной Евфросинии Московской

Монумент воинской славы России
памятник-колонна Дмитрию Донскому, открыт на Куликовом поле, Красный холм
8 сентября 1850 года

Памятник святым Евдокии Московской и Дмитрию Донскому с детьми открылся при храме Евфросинии на Нахимовском проспекте в

Слайд 13Много памятников и барельефов с изображением Дмитрия Донского находятся в Великом

Новгороде, Туле, Дзержинске (Московская область) , Новомосковске и других городах России.
8.В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте Куликовской битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» - это фестиваль военно-исторической реконструкции, посвященный Руси и Золотой Орде 13-14 веков.







9. С 26 октября / 8 ноября 1380 на Руси Дмитрием Ивановичем Донским была установлена Димитриевская суббота. Впоследствии в этот день Православная Церковь стала совершать поминовение не только воинов, погибших на Куликовом поле, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Много памятников и барельефов с изображением Дмитрия Донского находятся в Великом Новгороде, Туле, Дзержинске (Московская область) ,

Слайд 149. Образ в литературе:
А) Образ Донского нашел свое отражение в памятниках

московской литературы XIV-XV веков - в «Задонщине» (автор Софоний Рязанец конец XIV-начало XV века), «Сказание о Мамаевом побоище», ставшие лирическим откликом на Куликовскую победу и повествовала о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем Донским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.





Б) Особое торжественно-риторическое прославление Дмитрия Донского было создано после кончины великого князя - «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского». Сочинение состоит из рассказа о судьбе Дмитрия, плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю.

9. Образ в литературе: А) Образ Донского нашел свое отражение в памятниках московской литературы XIV-XV веков -

Слайд 15В) Литераторы XIX-XX веков не раз воссоздавали образ Дмитрия Донского в

произведениях различных жанров:

В 1827 году была написана героическая поэма А.Орлова
«Дмитрий Донской, или Начало российского величия»

В 1822 году появилась дума
К.Ф.Рылеева (1795-1826) «Дмитрий Донской»

В 1864 г. была опубликована пьеса
Д.В.Аверкиева (1836-1905) «Мамаево побоище»

В) Литераторы XIX-XX веков не раз воссоздавали образ Дмитрия Донского в произведениях различных жанров:  В 1827

Слайд 16
Г) Великое княжение Донского запечатлели в XX веке и создатели исторических

романов: среди наиболее значительных - романы С.П.Бородина (1902-1974)«Дмитрий Донской» (1941), Ф.Ф.Шахмагонова (1923-2014) «Ликуя и скорбя» (1980), Ю.М.Лощица «Дмитрий Донской» (1980) и другие.






Г) Великое княжение Донского запечатлели в XX веке и создатели исторических романов: среди наиболее значительных - романы

Слайд 179.21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России -

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским
над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.
Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года
«О днях воинской славы и памятных датах России».
9.21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть