Слайд 1Технология проблемного обучения
Представление педагогического опыта
Теребениной А.В.
Слайд 2
Понятия проблемного обучения
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала
Питер Клайн
Слайд 3Концептуальные аспекты проблемного обучения
вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных
вопросов и заданий;
активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Слайд 4Основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее
в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Слайд 5Этапы продуктивной познавательно деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной
деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Слайд 7Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное
изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Слайд 8Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся
выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.
Слайд 9Монологический метод
представляет собой незначительное изменение традиционного метода;
используется, как правило, с
целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно;
педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.
Слайд 10Рассуждающий метод
в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из
вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;
учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;
метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;
порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить;
ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.
Слайд 11Диалогический метод
структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем
методе;
задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся;
ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать;
учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация;
характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.
Слайд 12Эвристический метод
учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем
дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися;
педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся;
осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.
Слайд 13Исследовательский метод
структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе;
постановка
вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися;
деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий;
деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.
Слайд 14Метод программированных действий
педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в
которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»);
«кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации;
после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.
Слайд 15Типы проблемных ситуаций
Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или
прежних умений для решения новой задачи.
Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций.
Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Слайд 16Правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
Решение
задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Слайд 17Правила создания
проблемных ситуаций
2. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей
необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Слайд 18Проблема!
Политическая раздробленность – это закономерный и прогрессивный этап или «смута» и
«темные времена»?
Для решения проблемы ответим на 2 вопроса:
Закономерный ли этап в истории государства - период раздробленности?
Прогрессивный или регрессивный период в истории государства?
Слайд 19Политическая раздробленность – это закономерный и прогрессивный этап или «смута» и
«темные времена»?
Проблема!
Раздробленность способствовала подъему экономики, активизации торговли, расцвету культуры в княжествах.
Период раздробленности это прогрессивный этап в истории России.
Слайд 20
Степан Разин : разбойник или герой
Слайд 21Из опыта.
«Отмена крепостного права благо или тягость?»
«Было ли монгольское иго?»
«Реализуется ли
в России свобода слова?»
«Я иду на выборы, а ты?» и многие другие
Слайд 22
На проблемно- диалогическом уроке достигается подлинное понимание материала учеником, ибо нельзя
не понимать того, до чего додумался лично.
Слайд 23Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу знаний в
убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
пробуждение интереса к научному знанию.