Презентация, доклад на тему Влияние православия на выстраивание иерархии ценностей Московского царства

Содержание

Трактовка царской власти в духовной литературеСоздание централизованного государства происходило при поддержке Русской православной церкви. Она подготовила духовную основу для усиления власти, содействовала сакрализации образа государя. Самодержавие стало стержнем культуры Московского царства, ее абсолютной ценностью.

Слайд 1Идея самодержавия, иерархия ценностей в культуре Московского царства.

Идея самодержавия, иерархия ценностей в культуре Московского царства.

Слайд 2Трактовка царской власти в духовной литературе

Создание централизованного государства происходило при поддержке

Русской православной церкви. Она подготовила духовную основу для усиления власти, содействовала сакрализации образа государя. Самодержавие стало стержнем культуры Московского царства, ее абсолютной ценностью.
Трактовка царской власти в духовной литературеСоздание централизованного государства происходило при поддержке Русской православной церкви. Она подготовила духовную

Слайд 3Иван IV  венчался на царство главной Русской православной церкви митрополитом Московским Макарием. Именно

Макарий, глава Иосифлян​ после смерти Иосифа Волоцкого, стал инициатором проведения этого обряда и внушил мысль о его необходимости юному Ивану. Иосифляне торжествовали. Они не только победили в споре с заволжскими старцами, но и получили мощную поддержку в деле искоренения ересей. Церковь приобретала значение гаранта царской власти в государстве.​


​Под влиянием новой трактовки власти складывалась официальная публицистическая духовная литература, в которой развивались идеи величия Московского государства.
Иван IV  венчался на царство главной Русской православной церкви митрополитом Московским Макарием. Именно Макарий, глава Иосифлян​ после смерти Иосифа Волоцкого, стал

Слайд 4С именем митрополита Макария связано появление двух крупнейших литературных памятников ХVI в. — «Великие Четьи-Минеи» (чтения, расположенные по месяцам)

представляли собой полное собрание "всех книг чтомых", которые в "Русской земле обретаются". 


С именем митрополита Макария связано появление двух крупнейших литературных памятников ХVI в. — «Великие Четьи-Минеи» (чтения, расположенные по месяцам) представляли собой полное собрание

Слайд 5"Степенная книга" содержала всю историю Руси в форме житий князей, каждое

из которых представлялось в виде "степени" восходящей на небо лестницы

Слайд 6Первый спор о "самодержавстве"

Первый спор о

Слайд 7Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского- яркое свидетельство того, что самодержец

Московского царства рассматривал себя как вотчинник.
В московском царстве сохранялась средневековая модель культуры, в качестве главной ценности утверждалось самодержавие. Данный процесс происходил в то время, когда в культуре западной Европы господствовали идеи гуманизма. В результате разрушался замкнутый мир средневековой жизни, вырабатывались новые представления о человеке, обществе, государстве
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского- яркое свидетельство того, что самодержец Московского царства рассматривал себя как вотчинник.В

Слайд 8Желание отгородиться от любых новаций, в том числе от влияния идей западноевропейского Возрождения, активизировало деятельность

Церкви и власти. Они выступили единой силой, предприняв довольно агрессивные действия для «консервации» традиции.  Важную роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Его решения, записанные в особом документе - "Стоглаве", стоявшем из ста разделов (отсюда и название - Стоглавый собор) , надолго стали своеобразным кодексом церковного права
на Стоглавом соборе произошло окончательное оформление славного вероучения в том виде в котором она утвердилась на Руси это свидетельствовало об окончательном оформлении союза церкви и государства.  



Желание отгородиться от любых новаций, в том числе от влияния идей западноевропейского Возрождения, активизировало деятельность Церкви и власти. Они выступили единой силой, предприняв довольно

Слайд 9Ценности традиционного общества закреплялись в знаменитом "Домострое". В этом произведении были обобщены

правила благочестивой жизни , определявшие важнейшие черты культуры московского царства . Домострой давал представление о духовном, мирском и домовом строении. Он стал своеобразным уставом поведения подданных московского царства.

Ценности традиционного общества закреплялись в знаменитом

Слайд 10Переходный характер культуры Московского царства
В то же самое время, когда в

Московии усиливалось стремление  к «консервации» традиций, в Западной Европе наивысшего расцвета достигла культура Возрождения. Традиционная культура Московского царства, несмотря на старания Церкви и власти, не могла полностью изолироваться от общеевропейских культурных процессов. 
С развитием городов менялись нравы и обычаи как знатных, так и простых людей.
Постепенно вырабатывался новый стиль жизни, стиль мышления. В центре этого процесса продолжала находиться идея самоценности человека.
Переходный характер культуры Московского царстваВ то же самое время, когда в Московии усиливалось стремление  к «консервации» традиций, в

Слайд 11Данная тема обсуждалась в духовной литературе — у Федора Карпова, монаха Ермолая-Еразма,

Феодосия Косого, Максима Грека, Матвея Башкина, Зиновия Отенского, в светской публицистике — у Андрея Курбского, Ивана Пересветова.    Особое место в духовной культуре того времени занимал Максим Грек. В 1518 г. в Москву приехал ученый грек Михаил Триволис, в монашестве Максим. Он был одним из образованейших людей своего времени. Максим получил образование в Италии.
Данная тема обсуждалась в духовной литературе — у Федора Карпова, монаха Ермолая-Еразма, Феодосия Косого, Максима Грека, Матвея Башкина, Зиновия Отенского, в светской публицистике

Слайд 12Тему самовластия человека не обошли даже сам царь Иван IV и его

неустанный обличитель Андрей Курбский. Разрабатывалась литературе и тема мирской справедливости. Она находила свое воплощение в сочинениях Федора Карпова и Ивана Пересветова. Исследователи их творчества подчеркивают гуманистический образ жизни обоих публицистов. 
Самое раннее упоминание о боярине Федоре Карпове относится к 1495 году, когда он принимал участие в поездке Ивана III  в Новгород.
Тему самовластия человека не обошли даже сам царь Иван IV и его неустанный обличитель Андрей Курбский. Разрабатывалась литературе и

Слайд 13Проблема справедливости - одна из главных в сочинениях Карпова. Он страстно

рассуждал о том, что "лучший мир" - это не небесная, а земная отчизна - гражданское государство, которое в лице своего монарха печется о своих православных подданных.
Поисками правды и мирской справедливости в своих сочинениях были озабочены принадлежавшей к дворянскому роду Матвей Башкин и беглый холоп Феодосий Косой.
Проблема справедливости - одна из главных в сочинениях Карпова. Он страстно рассуждал о том, что

Слайд 14Своим поведением юродивый показывал, что окружающий мир - ненастоящий, лицемерный, несоответствующих

христианским нормам. Юродивые - часть смехового мира русской жизни XVI века.
Его мир состоит из двух планов: для невежд - смешной, для понимающих - особо значительный. Юродивый играл роль не только обличителя, но и общественного заступника. Поэтому даже Иван грозный слушался и боялся Василия Блаженного
Своим поведением юродивый показывал, что окружающий мир - ненастоящий, лицемерный, несоответствующих христианским нормам. Юродивые - часть смехового

Слайд 15Начавшийся кризис средневековой системы ценностей, попытки затормозить робкое, но все же явное

движение культуры к новому историческому времени нашли свое отражение в таком феномене культуры XVI в., как юродство. Образ юродивого пришел на Русь из Византии и получил наибольшее развитие начиная с XVI в.

Таким образом, несмотря на то, что русская культура XVI в. сумела лишь приблизиться к Ренессансу, она уже была полна предчувствием нового времени.



Начавшийся кризис средневековой
системы ценностей, попытки затормозить робкое, но все же явное движение
культуры к новому историческому времени нашли

Слайд 16Художественный язык и символика культуры Московского царства
В конце XV  века, в период

обретения Русью единства и самостоятельности, началась интенсивная деятельность по формированию образа Москвы как столицы православного государства на основе идеи культурной традиции. После крещения Руси "стать равным" Царьграду стремился Киев. Затем миссию "своего Константинополя" взял на себя Владимир. Теперь эта роль переходила к Москве - столице единственного православного государства в Европе.
Художественный язык и символика культуры Московского царстваВ конце XV  века, в период обретения Русью единства и самостоятельности, началась

Слайд 17Московский Кремль как символ Московского царства
История Московского кремля началась задолго до

того, как на великокняжеский престол взошел Иван III . Но именно в конце XV  - начале XVI в. этот архитектурный ансамбль стал символом Русского государства
Московский Кремль как символ Московского царстваИстория Московского кремля началась задолго до того, как на великокняжеский престол взошел

Слайд 18В 1475 году. По приглашению Ивана 3 в Москву приехал итальянец

Аристотель Фиораванти.
Иноземному архитектору поручили строить Успенский собор в Москве, взяв за образец Успенский собор во Владимире. По требованию Ивана III собор в Москве должен был стать самым большим храмом Русской земли.
В 1475 году. По приглашению Ивана 3 в Москву приехал итальянец Аристотель Фиораванти.Иноземному архитектору поручили строить Успенский

Слайд 19Успенский собор (1475 – 1479) был построен в смешанной технике: нижняя

часть из белого камня, верхние - из кирпича. Строился собор на основе точных математических расчетов.
 По-новому решено и внутреннее пространство собора: оно поражает своим простором, создает ощущение торжественности. Этого удалось достичь за счет применения нетрадиционных для Руси круглых стояков-колонн и отсутствия привычных хоров храме. Их заменили моленные места для великого князя, княгини и митрополита. Собор поразил современников. Им казалось, что он больше похож на светское здание
Успенский собор (1475 – 1479) был построен в смешанной технике: нижняя часть из белого камня, верхние -

Слайд 20Успенский собор Московского Кремля стал главной святыней Руси. Здесь хранилось знаменитая

икона Владимирской Богоматери и многие другие иконы. В Успенском соборе стали проходить самые важные торжества . 
В этом соборе венчался на царство Иван Грозный и короновался последний русский император Николай II. Рядом с Успенским собором на территории Кремля под руководством итальянских мастеров были возведены Архангельский собор  (1505 – 1509), знаменитая колокольня Ивана великого (Бон Фрязин, 1505-1508, столп колокольни достроили в 1598-1600 гг.);  два великолепных храма - Благовещенский собор и церковь Ризоположения созданы псковскими мастерами. Пожалуй самым нетрадиционным из храмов Кремля оказался Архангельский собор, напоминающий итальянские дворцы. Смешение разнородных архитектурных стилей явилось очевидным новаторством, преодолением привычного канона храмового зодчества.
Успенский собор Московского Кремля стал главной святыней Руси. Здесь хранилось знаменитая икона Владимирской Богоматери и многие другие

Слайд 21Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого

Архангельский соборКолокольня Ивана Великого

Слайд 22Облик московского Кремля отличался живописными контрастами, для него было характерно соседство

построек различных стилей и эпох. Пространство Московского кремля по средневековой традиции замкнуто в круг - символ единства христианского мира.
 Кремль, окруженный стенами и башнями, стал неприступной твердыней, которая поражала своей красотой. Москва явилась образцом для строительства в других городах. Она определяла направление искусства так же, как определяла политику. Влияние московского зодчества сказалось на всей русской архитектуре XV-XVI вв.
Облик московского Кремля отличался живописными контрастами, для него было характерно соседство построек различных стилей и эпох. Пространство

Слайд 23Искусство шатрового храма
Великолепный архитектурный ансамбль кремля был создан гением иноземных мастеров.

Наивысшем же самостоятельным достижениям московской архитектуры, символом могущества и силы самодержавной Москвы . Каменный шатер 16 века, как считают искусствоведы, сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем конструкция купола свой индийского собора Санта Мария дель Фьоре в архитектуре итальянского Возрождения.
Искусство шатрового храмаВеликолепный архитектурный ансамбль кремля был создан гением иноземных мастеров. Наивысшем же самостоятельным достижениям московской архитектуры,

Слайд 24В шатровых храмах, заимствовавших формы русских деревянных построек, воплотился образ времени,

мечта о необычном, стремление к новому.
В 1532 году в подмосковном селе Коломенском была построена церковь Вознесения. Церковь вознесения стала прообразом храма "Покрова, что на рву" или собора Василия Блаженного. В этом храме русская шатровая архитектура достигла полной зрелости и совершенства. Архитекторы собора Василия Блаженного Барма и Постник строили храм в честь победы Ивана IV над казанским ханством.

Собор Василия Блаженного

Церковь Вознесения

В шатровых храмах, заимствовавших формы русских деревянных построек, воплотился образ времени, мечта о необычном, стремление к новому.В

Слайд 25Складывание единого общерусского национального стиля в архитектуре происходило в тесной связи

с идеей возвеличивания Москвы - "Третьего Рима". Русские зодчие возводили собора, создавали монастырские ансамбли - на всем чувствовалась печать Москвы, кремлевского зодчества. Государственная символика развивалась параллельно с осознанием роли и места человека в новом историческом пространстве. В культуре московской Руси вплоть до середины XVI века можно увидеть свидетельство продолжавшегося с XIV века развитие предвозрожденческих идей.
Складывание единого общерусского национального стиля в архитектуре происходило в тесной связи с идеей возвеличивания Москвы -

Слайд 26Подведем итоги:
Основным событием русской истории XV - XVI  веков стало образование централизованного государства, явившееся

своеобразным рубежом между древней Русью и Россией.
Острая борьба за роль идейного вождя нового христианского царства - "третьего Рима" между церковью и государством завершилась в пользу последнего. В осознании русского человека московский государь стал высшей ценностью Святой Руси, а идея самодержавия оказалась ведущей в культуре Московского царства. 
Тем не менее традиционная культура Московии не могла быть полностью изолирована от общеевропейских культурных процессов. Чем более усиливались тенденции "консервации" традиций, тем очевиднее становились черты переходности культуры.
Подведем итоги:Основным событием русской истории XV - XVI  веков стало образование централизованного государства, явившееся своеобразным рубежом между древней Русью и Россией.Острая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть