Слайд 2Викинги - так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии,
Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры.
Войны и пиры - вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии - и брали с покоренных дань.
Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных "северных людях" и их драконоголовых кораблях.
Слайд 3
Викинги жили большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе.
Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние
В Скандинавии дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии широко использовался местный камень. Крыши обычно настилали из торфа.
Центральная жилая комната дома была низкой и тёмной, посреди неё располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.
Слайд 4Одежда скандинавов IX—XI веков состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и
прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок.
Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись мелкие предметы.
Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.
Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою.
Слайд 5Оружие
Мечи
Топоры
Ножи (саксы)
Копья
Луки
Слайд 6Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые
корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками.
Весла кораблей викингов были сделаны из сосны с узкой торцевой частью, которые были легкими и достаточно эффективными.
Якоря были сделаны из камня или железа и достигали полутораметровой длины с железной цепью. Паруса изготовлялись из шерстяных тканей, которые ткали женщины.
Слайд 7
Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные
как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки» Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт.
Боевые корабли
Слайд 8
Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире,
чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. Существовало несколько типов кораблей, каждый из них соответствовал своему назначению.
Основным грузовым судном считался широкий «knorr» с парусом площадью 90 кв. м., осадкой 1,5 м и грузоподъемностью 40 тонн.
Торговые суда
Слайд 9Хоф (др.-сканд. hof) — существительное, использовавшееся северными язычниками для обозначения храма. Хофы находились
в частном владении и во главе них стояли ховгоди.
Хёрг (др.-сканд. hörgr) — тип религиозной постройки или алтаря, предположительного представлявшего собой груду камней.
Ве (др.-сканд. Vé) — тип святилища или отгороженной священной территории в скандинавском язычестве.
Остатки так называемых многофункциональных зал находят по всей Скандинавии. Часто зала делилась на несколько зон, которые использовались для религиозных фестивалей, жертвоприношений и поклонения богам.
Слайд 10Рождение
Во многих ранних сообществах существовали обряды, связанные с рождением ребёнка. Они
были призваны защитить мать и дитя, так как в те времена это было связано с большим риском для них обоих. В эпоху викингов с этой целью люди молились богиням Фрейя и Фригг и распевали гальды. Фортуна играла большую роль в скандинавской культуре, а судьбу каждого человека определяли норны в момент его рождения.
Через девять ночей после рождения ребёнка должен был признать отец семейства. Он усаживал его к себе на колени, восседая на высоком стуле. Ребёнка окропляли водой и нарекали именем — так он становился членом семьи. С этих пор родители не могли его убить или бросить на произвол судьбы не неся за это ответственности.
Обряды перехода
Слайд 11Брак
Брак представлял собой договор, свадьба представляла собой торжественную церемонию, подтверждавшую обещание
семей помогать друг другу, в связи с чем глава семьи имел решающее слово в вопросе брака. Тем не менее, согласно сагам, молодожёны также имели право голоса в выборе супруга, так как хорошие отношения внутри семьи были залогом успешного ведения хозяйства.
Свадьба был самым главным ритуалом. На ней впервые собирались вместе обе семьи, и она представляла собой праздник, длившийся несколько дней. Свадьба короче трёх дней считалась жалкой. Гости следили за правильностью проведения торжества. Сохранилось мало свидетельств относительно религиозной составляющей церемонии. Известно, что богиня Вар свидетельствовала обет новобрачных, призывались Фрейр и Фрейя в вопросах любви и свадьбы, изображение Мьёльнира помещалось на подоле невесты, чтобы Тор благословил её. Однако нет никаких достоверных сведений о проводившихся религиозных ритуалах. Жениха и невесту провожали на брачное ложе, что было одним из центральных ритуалов. Их вели с факелами в руках, что показывало разницу между законными супружескими отношениями и незаконными внебрачными связями.
Слайд 12Смерть
Считалось, что если почивший не будет правильно похоронен и обеспечен, то
он не найдет своего места в загробном мире. Такой блуждающий призрак мог посетить своих потомков в виде ревенана или драугра. Это могло быть знаком того, что скоро умрёт ещё один член семьи, а также иные бедствия. Во избежание этого требовалось правильно провести церемонию погребения.
Считалось, что если всё сделано правильно, после смерти усопший отправляется в одно из загробных мест:
в Хэльгафёлл — священной горе, где усопшие вели ту же жизнь, что и на земле. Как правило, этим местом считалась ближайшая к общине гора. Она была столь священна, что прежде чем смотреть в её сторону, следовало вымыть лицо;
в Хель попадали умершие от старости или от болезней. Вероятно, под влиянием христианской традиции хель стали изображать как мрачное место, хотя есть свидетельства, что там могли устраиваться и богатые пиры, например, в «Сны Бальдара». Некоторые воины перед смертью протыкали себя копьем, чтобы обмануть Хель и попасть в Вальхаллу;
в Вальхаллу Один при помощи валькирий собирал половину воинов, павших в бою, где они готовились к решающей битве — Рагнарёк, сражаясь друг с другом и воскресая вновь;
в Фолькванг попадала вторая половина, павших в бою, под руководство богини Фрейи.
На седьмой день после смерти, люди отмечали сьюунд, или погребальный эль, так как обряд включал в себя распитие хмельных напитков. Проведение этой церемонии завершало земной путь усопшего и после неё наследники могли предъявить права на наследство.
Слайд 13Блот исполнялся и как общественный, и как частный ритуал. Блот (др.-сканд. blót)
представлял собой обряд жертвоприношения и, как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда. Блот совершалсяосенью (праздник сбора урожая) и в день зимнего солнцестояния.
Сейд долго считался относящимся скорее к магии, чем к религии. Такая оценка была связана с тем пренебрежением, с которым новая христианская религия относилась к старым скандинавским верованиям. Однако Seiðr являлся частью религии и был связан с мифологическими сказаниями, поэтому сейчас его считают неотъемлемой частью скандинавского язычества. Seiðr использовался для гаданий и интерпретации знамений как с благими, так и со злыми намереньями.
Ритуалы