Презентация, доклад на тему Урок по истории на тему Реформы Петра I

Содержание

Россия отставала от передовых европейских стран, связано это было и с отсутствием пригодных морских путей. Жизнь требовала ускоренного развития и социального, и экономического, и военного. В век XVIII Россия вошла по образному выражению А. С. Пушкина

Слайд 1Реформы Петра I
Презентацию подготовил Ледников Герман Владиславович

Реформы Петра IПрезентацию подготовил Ледников Герман Владиславович

Слайд 2Россия отставала от передовых европейских стран, связано это было и с

отсутствием пригодных морских путей. Жизнь требовала ускоренного развития и социального, и экономического, и военного.
В век XVIII Россия вошла по образному выражению А. С. Пушкина «при стуке топора и при громе пушек».
Вопрос – как вы можете объяснить смысл этой цитаты?

Содержание урока

Россия отставала от передовых европейских стран, связано это было и с отсутствием пригодных морских путей. Жизнь требовала

Слайд 3Петр резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству

и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить.
Вопрос - какие это задачи?
После просмотра видео:
1 – что можно сказать о личности Петра?
2 – чему он учился за границей?
Петр резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не

Слайд 5Задание – работа с документом. Вопрос – что можно сказать, прочитав

документ? Как автор относится к Петру I? К какому времени относится документ?
Историк М. П. Погодин писал:
«Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал.
Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.
Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет вам дворянство — так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу — Петр Великий определил ее форму. Примут ее — перед зерцалом Петра Великого. Рассудят — по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.».



Задание – работа с документом. Вопрос – что можно сказать, прочитав документ? Как автор относится к Петру

Слайд 6Исходное противоречие – Петр I воспитывался православным дьяком Никитой Зотовым в

русских традициях, несмотря на это проникся европейским духом, а вернулся из Великого посольства «другим человеком», как говорили многие современники, а возможно и действительно другим (легенда о подмене Петра I).

Но почему предыдущие правители не начали проводить политику, аналогичную политике Петра I?

Исходное противоречие – Петр I воспитывался православным дьяком Никитой Зотовым в русских традициях, несмотря на это проникся

Слайд 7Во время правления Петра I произошли грандиозные перемены, о которых говорят

«Петровские реформы». Среди них: реформы государственного управления (создание Сената и коллегий), областная реформа, военная реформа, церковная, финансовая реформа, реформа образования, самодержавия, преобразования в промышленности и торговле, в культуре.

Задание – нарисовать таблицу и заполнять в ходе урока:

Во время правления Петра I произошли грандиозные перемены, о которых говорят «Петровские реформы». Среди них: реформы государственного

Слайд 8Правительствующий сенат— высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19

февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.
Коллегии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов.
Вопрос – как до Петра назывались высшие органы государственной власти?

Реформы государственного управления: Сенат и коллегии

Правительствующий сенат— высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как

Слайд 9
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа. В 1708 году страна

была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти.

Вопрос – Что было до губерний? И зачем было проводить Областную реформу?
С целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами + централизация.

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во

Слайд 10Губернии

Губернии

Слайд 11Московская
Ингермандландская (впоследствии Санкт-Петербургская)
Киевская
Смоленская
Азовская
Казанская
Архангелогородская
Сибирская

Список губерний

Московская Ингермандландская (впоследствии Санкт-Петербургская)КиевскаяСмоленскаяАзовскаяКазанскаяАрхангелогородская СибирскаяСписок губерний

Слайд 12Развитие идеи о введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу

и комплектование армии на основе рекрутской повинности.

После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота. 20 октября 1696 года – день рождения ВМФ России.

Преобразования в военной сфере

Развитие идеи о введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу и комплектование армии на основе рекрутской

Слайд 13Знают турки нас и шведы
И про нас известен свет
На сраженья, на

победы
Нас всегда сам Царь ведет

C нами труд Он разделяет
Перед нами Он в боях
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах

Славны были наши деды
Помнит их и швед, и лях
И парил орел победы
На Полтавских на полях

Знамя он полка пленяет
Русский штык наш боевой
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Гордо штык четырехгранный
Голос чести не замолк
Так пойдем вперед мы славно
Грудью первый русский полк

Государям по присяге
Верным полк наш был всегда
В поле брани не робея
Грудью служит он всегда

Преображенцы удалые
Рады тешить мы царя
И потешные былые
Славны будут век Ура!
Знают турки нас и шведыИ про нас известен светНа сраженья, на победыНас всегда сам Царь ведетC нами

Слайд 14Направлена на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской

церковной иерархии Императору. В 1721 году в России учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод.
Вопрос – Что было до Святейшего Синода?

Церковная реформа

Направлена на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1721 году

Слайд 1514 января 1701 года в Москве была открыта школа математических и

навигационных наук.
В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах.
В 1705 была открыта первая в России гимназия.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства.
Вопрос –Положительное или отрицательное влияние это оказало?

Реформа образования

14 января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты

Слайд 16— закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов

по старшинству, последовательность чинопроизводства. Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года. Насчитывала 14 классов и 263 должности.








Вопрос – Какие чины вы видите? Что давал этот документ? + или -?

Табель о рангах

— закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Утверждена 24

Слайд 17После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними

проявлениями «устаревшего» образа жизни (что изображено на картинке?).

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи (на что похоже?)

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Преобразования в сфере культуры

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (что изображено

Слайд 18Иллюстрации

Иллюстрации

Слайд 19Уставное обращение соответственно классу

Уставное обращение соответственно классу

Слайд 20Указ о единонаследии 1714 — нормативно-правовой акт, подписанный Петром I 18

марта 1714 года. Указ регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье.
Вопрос – Чем вотчина отличалась от поместья? Зачем принимался данный указ?

В. О. Ключевский: «...юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным…отец мог завещать недвижимое и младшему сыну мимо старшего. Указ установлял не майорат, а единонаследие, неделимость недвижимых имений…».

Землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов».
Указ о единонаследии 1714 — нормативно-правовой акт, подписанный Петром I 18 марта 1714 года. Указ регламентировал правовой

Слайд 21«…в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и

партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение…Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе».
Указ о престолонаследии был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года.

В чем суть данного указа?

«…в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от

Слайд 22В начале шестого часа утра 28 января 1725 года Пётр I

скончался в страшных мучениях в своём Зимнем дворце у Зимней канавки по официальной версии от воспаления лёгких. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах: «Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».

Смерть Петра I и оценка его правления

В начале шестого часа утра 28 января 1725 года Пётр I скончался в страшных мучениях в своём

Слайд 23И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре»

И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре»

Слайд 24Контроль-коррекция
Боярская дума
Приказы
Уезды
Патриарх
Стрельцы, ополчение; иррегулярная армия
Отсутствие военного флота
Правительствующий Сенат
Коллегии
Губернии
Рекрутские наборы; регулярная армия
Наличие военного флота
Святейший

Синод
Контроль-коррекцияБоярская думаПриказыУездыПатриархСтрельцы, ополчение; иррегулярная армияОтсутствие военного флотаПравительствующий СенатКоллегииГубернииРекрутские наборы; регулярная армияНаличие военного флотаСвятейший Синод

Слайд 25Задание по картинам - Опишите, что изображено на картинах (кто, что

происходит, когда и т.д.).
Задание по картинам - Опишите, что изображено на картинах (кто, что происходит, когда и т.д.).

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть