Слайд 1Тема урока: Культура Древней Руси 9-12 веков.Письменность и литература.
Слайд 2Эпиграф:
О, светло светлая и прекрасно украшенная земля
Русская,
многими красотами прославлена ты…
Всем ты преисполнена, земля Русская…
Слайд 3Кроссворд
1 .Город, по преданию созданный братьями: Кием, Щеком и Хоривом.
2. Размер
дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
3. Как называлось искусство управления государством?
4. Как назывался объезд киевским князем своих земель для сбора дани?
5. Наследственное земельное держание.
6. Княжеские раздоры на Руси.
7. Учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения.
8. Натуральный или денежный побор с покоренных племен.
Слайд 8Ювелирное искусство
Ювелирное искусство
Слайд 10В древности создавались календарно-обрядовые песни, в соответствии с сельскохозяйственными работами. Песни
входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.
В Древней Руси события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью, отразились в прекрасных народных песнях.
Слайд 11Былина (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о
богатырях и исторических событиях.
Былины создавались в IX – XVI веках, передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.
Слайд 13 К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического
былинного эпоса. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи.
Слайд 14 Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича .
Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ.
Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот».
Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
Слайд 15Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в
селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении.
Село Карачарово
Город Муром
Слайд 16 Посланник римского императора, посетивший Киев в 1594 г., оставил
описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря.
Слайд 17Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в
сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.
В.Васнецов
«Гусляры»
Слайд 19В.М.Васнецова «Витязь на распутье».
Слайд 20В.М. Васнецов «Богатырский скок».
Слайд 24Берестяная грамота
Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем
не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах.
Видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.
Слайд 25Славянская азбука
Создание славянской азбуки связывается с именами византийских монахов Константина (в
монашестве Кирилла)и его брата Мефодия. Их называют «солунские братья» ( по городу Солуни, современный город Салоники).
Слайд 26Древнерусские летописные книги в богатых переплетах, рукописные листы пергамента
Слайд 27Словарь.
Летопись - погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях.
Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название — летопись.
Слайд 28Повесть временных лет
Летописи исторических событий начали вестись в Киеве, по-видимому, уже
в конце 10 века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054).
«Повесть временных лет»— наиболее ранняя из дошедших до нас древнерусских летописей начала XII века. Была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Слайд 30Вещий Олег
После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград,
во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на цареградских воротах, получил прозвище Вещий - чародей.
Византийцы
выплачивают
дань русским
дружинникам.
Слайд 32А.С.Пушкин
"Песнь о вещем Олеге"
"Повесть
временных лет"
Слайд 33Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за
буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне…
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник.
Слайд 34«Песнь о вещем Олеге»
Открой мне всю правду, не бойся меня,
В награду
любого возьмешь ты коня.
В. М. Васнецов Встреча Олега с кудесником
Слайд 35
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит
под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
«Песнь о вещем Олеге»
Слайд 36«Песнь о вещем Олеге»
Прощай мой товарищ, мой
верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня…
Репродукция иллюстрации В. Васнецова к «Песни о вещем Олеге». 1899 г.
Слайд 37«Песнь о вещем Олеге»
О своем
товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня печалит князя. Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком».
Слайд 38«Песнь о вещем Олеге»
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь
и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В. М. Васнецов. Тризна
Слайд 39Месть княгини Ольги
Миниатюра из летописи. Х в.
Слайд 40Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Художник К.В.Лебедев.
Слайд 41Месть Ольги
В 945 г. Князь Игорь отправился
к древлянам в Искоростень. Но по возвращении дружина потребовала возвратиться за новой данью.
Древляне предложили Игорю дождаться утра, а ночью его и всю его дружину перебили..
Слайд 42Месть Ольги
Ольга узнала о смерти
мужа от послов.
Она собрала новую дружину и, взяв малолетнего сына - Святослава, двинулась в землю древлян.
Княгиня Ольга
сжигает Искоростень.
Слайд 44Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое "Слово о полку
Игореве". В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над интересами своего княжества до высоты общерусских интересов.
Слайд 45Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 год.
Слайд 48Жанры древнерусской литературы:
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни.
Хождение
– жанр, в котором описывались всякого рода путешествия.
Житие – описание жизни святого.
Сказание – рассказ исторического содержания.
Слайд 50Поучение Владимира Мономаха.
«…Дети мои или иной
кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Более же всех убогих не забывайте, но сколько можете по силам вашим, кормите и сироте ( милостыню) подавайте, и вдовицу сами оправдывайте, и не дайте сильным погубить человека. Ни правого , ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, и не губите никакой души христианской…Старых почитайте, как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите... И мимо человека не пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".
Слайд 52 Д/З. Сочинить сказку, рассказ или интересную историю из жизни
села, близких людей.