Слайд 1Тема урока :
«Коллективизация сельского хозяйства»
Слайд 2Цель урока
знать о состоянии сельского хозяйства
и положении крестьян накануне коллективизации;
выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;
воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;
знать понятия : «репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки»;
Слайд 3Проблемное задание
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что
она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.
Определите, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова.
В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.
Слайд 4Сельское хозяйство в конце 20-х г.г.
Крестьяне и крестьянский быт
В 1928 г. на
селе проживало более 80% населения
СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским.
Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.
В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок.Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс , делая исключение для бедноты.
Слайд 5Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации
Сталин видел выход из кризиса
в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака.
Бухарин. видел выход в увеличении выпуска промтоваров, коллективизации отводил вспомогательную роль основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.
Слайд 6Коллективизация
это объединение единоличных
крестьянских хозяйств
в крупные
коллективные хозяйства,
осуществлявшаяся в к.20-ых-н.30-ых
по решению ВКП(б) форсированным методом
с широким применением принудительных
и репрессивных методов.
Слайд 7Причины коллективизации
Самостоятельная работа с учебником истории
Параграф 16
Цели коллективизации
Слайд 8Причины коллективизации
На ХV съезде ВКП (б)
На ХV съезде ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса .
Причины коллективизации :
1. Набиравшая силу индустриализация.
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.
Слайд 9Цели коллективизации
Централизованное управление сельским хозяйством
Обобществление средств производства
Передача земли в коллективную собственность
крестьян
Повышение эффективности сельскохозяйственного труда
Применение в сельском хозяйстве машинного труда
«ликвидация кулачества как класса»
Слайд 10ТОЗ
Артель
Общий труд по обработке земли. Объединялись лишь полевые наделы. Средства производства
оставались в личной собственности.
Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д.
Формы коллективных хозяйств
Слайд 11Коммуна
Максимальная степень обобществления, включавшего в себя землю, тягловую силу и инвентарь,
а также и усадьбу, всю живность (вплоть до мелкой птицы). Распределение излишков производственной продукции осуществлялось уравнительно – по числу «едоков».
Формы коллективных хозяйств
Слайд 12Определение кулака
Хозяйство середняка
В перечне признаков кулацких хозяйств,
опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому.
Слайд 13Административное принуждение к вступлению в колхозы
Конфискация имущества, построек, средств в пользу
колхоза
Выселение кулачества из родных мест
Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела ) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз
Средства и методы борьбы с кулаками
Слайд 14Недовольство крестьян коллективизацией
Крестьяне читают статью Сталина "Головокружение от успехов
Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.
1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток их колхозов).
Слайд 15Итоги коллективизации
Массовый голод 1932-1933 г.г.
Разразился массовый голод в 1932/33 г.г. в
период коллективизации — тогда от голода и болезней, связанных с недоеданием, погибло около 7 млн. человек.
Своеобразие голода 1932—1933 годов заключается в том, что это был первый в её истории „организованный голод“, когда субъективный, политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими.
Слайд 16Итоги коллективизации
В
короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин.
Слайд 17Проверяем проблемное задание
О коллективизации и её целях в
30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?
Слайд 18Рефлексия
Кластер
Выполнить кластер со словом -
коллективизация (работа в парах
– на отдельном альбомном листе).
коллективизация
Слайд 19Рефлексия
Кубик Блума
На гранях написаны тонкие вопросы, учащиеся кидают кубик задают вопросы
и отвечают на них.
Слайд 20Рефлексия
Составить
Синквей
Одно слово – существительное
Два слова – прилагательные
Три
глагола
Фраза из 4 слов
Одно слово - резюме
Слайд 21Домашнее задание
параграф 16, работа с документами
с. 141 задание 5, 4 ученика
с.
141 задание 6, 4 ученика
написать сочинение-эссе
«Коллективизация и раскулачивание –рукотворная трагедия»,
«Мои мысли о сплошной коллективизации».
Слайд 22Литература
1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса» Архангельск. Северо-Западное книжное
издательство. 1991г..
2. Геллер. М., Некрич. А. Утопия у власти. В 3-х томах, т.1 МЛ 996г.
3. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
4. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г.
5. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
6.Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
7. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. . 8.http://images.yandex.ru
9. http://ru.wikipedia.org