Слайд 1Учебный проект
«Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и
терских казаков»
Слайд 2Самыми
многочисленными народами
в нашей республике,
Кабардино-Балкарии
являются:
кабардинцы (57,2%)
русские (22,5%)
балкарцы (12,7%).
Слайд 3Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная
к условиям их жизни.
Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.
Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.
Слайд 4
Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны.
Бешмет— одежда в виде
кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен.
Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин.
Бешмет
Слайд 5Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась
поверх бешмета.
Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места.
Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.
Черкеска
Слайд 6По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы.
Газырницы - карманы
с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия.
У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.
Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения.
Газырницы
Слайд 7Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.
Летом
они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
Балкарцы носили папаху и летом.
Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.
Папаха
Слайд 8Головной убор дополнялся башлыком.
Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду
поверх какого-либо головного убора.
Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна.
Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Башлык
Слайд 9Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ.
Бурка заменяла непромокаемый
плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.
Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ.
Воротник бурки имел специальную застежку.
Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.
Бурка
Слайд 10Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной
одежды.
В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги.
Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев.
Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма.
Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.
Слайд 11
Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь.
Для этого
горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.
Поверх рубашки обязательно надевалось платье.
Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.
Слайд 12
Иначе шились только рукава платья.
Сначала рукав был разрезан почти
до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью.
Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.
Эскизы подвесок - лопастей
Слайд 13
Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов.
Все
элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.
Орнаменты и символы животных:
Орнаменты и символы крестов:
Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств:
Орнаменты и символы птиц:
Слайд 14Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх
рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.
Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник.
Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.
Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.
Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.
Слайд 15
Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму,
иногда цилиндр сочетался с конусом.
Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.
Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.
На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток.
Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.
Слайд 16
В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа
с одеждой кабардинок и балкарок.
Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами.
На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка.
Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором.
Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.
Слайд 17
Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.
Со второй половины
XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта).
Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой.
Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц.
Казачки носили кружевные платки – «файшонки»
Слайд 18
Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже
талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча.
Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос.
Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.
Общее и особенное
в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков.
Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды.
Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Слайд 20Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке имел
общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.
Слайд 21В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки»
казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.
А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.
Выводы:
Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе.
Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий.
Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур.
Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов.
В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок.
В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек.
Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.
Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов.
Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику.
Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.