Слайд 1Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках истории и обществознания.
Развиваясь
как личность ,человек формирует
и раскрывает свою собственную природу.
П.А .Флоренский
Слайд 2Цель работы - развитие творческих и интеллектуальных
способностей учащихся.
Формировать у детей
способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.
Слайд 3 Схема развивающего обучения на любом уроке
Слайд 4Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально -
нравственном уровне.
На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему.
Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи.
Слайд 5Технология критического мышления
На стадии “Вызова” уроков по технологии критического мышления учитель
может использовать следующие приемы:
“Кластер”.
Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
“Дерево предсказаний”.
“Ромашка Блума”.
“Верные и неверные утверждения”.
“Верите ли вы?”.
“Корзина идей”.
Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
«Фишбоун»
“Синквейн”.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Слайд 7Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.
Слайд 8Прием “Дерево предсказаний”.
ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся
по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Слайд 9Ромашка Блума. Учимся задавать вопросы
Слайд 11Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе
текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
Слайд 12 Синквейн
Абсолютизм
Безграничный, единоличный
Назначает, решает, изменяет
Личная власть монарха
Власть
Слайд 14Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ
или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 15«Корзина идей»
(для отработки какого-либо понятия обучающимся)
Учащиеся вспоминают и записывают
в тетради все, что знают по данной теме.
Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями. Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары.
В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
Для погружения обучающихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
Слайд 16Игровые технологии
игра «Исторический портрет»
игра «Города».
игра - «Запомни текст».
Театрализованные уроки
( праздник, спектакль, инсценировка, имитация событий, интервью с историческим героем, ожившая картина)
урок-спектакль.
урок-праздник.
игра “Рассыпанное предложение”
игра “Чёрный ящик”
игра “ Выражение”
Слайд 17Групповые технологии
урок-конференция
урок-суд
урок-путешествие
интегрированный урок и др.
Уроки- семинары
Урок-диспут
Диалог на
уроке
«Круглый стол», «Форум»
технология «Дети пишут историю».
Ее концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексам (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. Например, в 5-м классе детям предлагается написать свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы и задания, иллюстрации, карты, схемы –плод коллективной работы школьников.
Слайд 18Метод проблемного обучения
Проблемный метод позволяет максимально концентрировать внимание школьников на проблемном
задании в процессе самых разнообразных форм работы на уроке, приводит в систему мыслительную деятельность.
Слайд 19Эвристическое обучение
это конструирование учеником собственного смысла на основе проблемных заданий,
которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию, высказанных предположений.
Два основных метода эвристического обучения:
а) креативный
б) оргдеятельностный
Слайд 20Креативный метод предусматривает задания, где необходимо домысливать. В самой задаче-загадка.
Пример: Что могут означать эти рисунки? Для чего идолы?
Слайд 21Оргдеятельностный метод-это метод самоорганизации обучения:
разработать план домашнего задания или, например,
создать модуль памятных дат, имён. Задания выполняются в письменной и устной форме. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить самостоятельно добывать знания.
Модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.
Слайд 22
Составляющей развивающего обучения является создание на уроке « ситуации успеха».
Слайд 23Методы работы с текстом учебника
Технология продуктивного чтения
Слайд 24Прием « инсерт»
Или пометки на полях, особенно нравится детям,
так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации.
Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным.
Слайд 25«Найдите ошибки в предложении»
а) Поэт Гомер родился и жил в Афинах,
где своей рукой записал созданные им поэмы « Илиада» и « Одиссея».
б) Поэма Гомера « Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены
в) Легендарную Трою раскопал американский археолог Хамер.
г) У героя Троянской воны Тесея была неуязвимая пята.
Слайд 26В системе развивающего обучения равными наряду с учебным текстом по роли
в развитии учащихся рассматриваются иллюстрации и учебные картины, документы, диаграммы, схемы и т.п. Как говориться, учебная картина - это параграф учебника, написанный кистью. Учитель может широко использовать такие задания для иллюстраций с целью поиска дополнительной информации: придумать название; сделать описание отдельных сюжетов;
сопоставить отдельные сюжеты на разных картинах; придумать за действующих лиц слова;
построить рассказ по содержанию картины;
написать сочинение;
инсценировать сюжет картины;
найти в тексте строки, комментирующие картину. И т.д.
Слайд 27Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении?
Для
проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения.
Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Слайд 28Для развития творческого мышления
“Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в
5-м классе “Жизнь египетского вельможи”, я в конце урока задаю детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают нарисовать дом вельможи, гробницу, составить кроссворд и т.д. Ученики сами задают себе задание. Это один из самых эффективных способов развития творческого мышления.
Творческие домашние задания: разработать памятку «Правила доброты», придумать эмблему «толерантности» (защита эмблемы)
На формирование умения аргументировать свой ответ например «Приведите аргументы «за» и «против» по теме «Положительное влияние конфликтов на личность» для 6 класса.
Слайд 29Методы исследовательской работы
Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические
документы.
Проектная деятельность
Слайд 30Коференция «Шаг в будущее», осенние балы, дидактические спектакли
Слайд 31Большое влияние на творческое и интеллектуальное развитие оказывает внеурочная деятельность: кружки,
экскурсии, коллективно-творческие дела и т.д.