Слайд 5Отрывок из письма Никону от его бывшего друга священника Иоанна Неронова
Какая
тебе честь, что ты страшен всякому? Кто ты? Зверь лютый, или медведь, или рысь?
Дал тебе благочестивый государь волю, и ты, зазнавшись, творишь всякие поругания, а ему, государю, сказываешь: «Я-де делаю по Евангелию и по отеческим преданиям…» Иноземцев (имеются в виду греки. — О. Ж.) законоположение ты хвалишь и обычаи тех приемлишь, благоверны и благочестны тех родителей нарицаешь. А мы прежде всего у тебя же слыхали, что многажды ты говаривал нам: гречане -де и Малой России люди потеряли веру, и крепости и добрых нравов нет у них.
Слайд 6В. Карташёв. «Очерки по истории Русской Церкви» (фрагмент)
Особенно неблагоприятной для Никона
оказалась вражда к нему боярства из-за его претензий на сферу чисто государственной деятельности. Царь дал Никону титул «Великого Государя», который по праву царского отца носил в своё время патриарх Филарет. А Никон смело пользовался этим титулом, видя в нём и свою реальную власть. В предисловии к Служебнику 1653 г. царь и патриарх называются «двоицею, сугубицею, богоизбранною»…Никон был советником царя в деле присоединения Малой России. Он советовал воевать и с поляками (1654), и со шведами (1656). Уезжая из Москвы в походы, царь оставлял Боярскую думу под контролем Никона. Никон слал указы воеводам в такой форме: «Указал государь царь великий князь всея Руси Алексей Михайлович и мы, великий государь и патриарх…» Воеводы Никону адресовали свои челобитные. Боярин наместник Москвы и другие чины не имели права никакого дела решать без доклада патриарху. Даже коллективные боярские приговоры утверждались Никоном. Явившиеся к Никону самые высокопоставленные бояре принимались им стоя и получали инструкции, как поступать в том или другом случае.