Презентация, доклад на тему Тема урока: Становление абсолютизма в России. Внешняя политика.

Содержание

Цели:Охарактеризовать процесс становления абсолютизма и основные направления внешней политики России в XVII в.Развивать умения и навыки выделять главное в тексте.Воспитание национальной гордости, формирование гражданской позиции.

Слайд 1Варненский филиал
ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Карталинский многоотраслевой техникум»


Наименование дисциплины: история

Тема урока:

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика.

Преподаватель: Черноиванова Галина Николаевна
Варненский филиал ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум»Наименование дисциплины: историяТема урока: Становление абсолютизма в России.

Слайд 2Цели:
Охарактеризовать процесс становления абсолютизма и основные направления внешней политики России в

XVII в.
Развивать умения и навыки выделять главное в тексте.
Воспитание национальной гордости, формирование гражданской позиции.
Цели:Охарактеризовать процесс становления абсолютизма и основные направления внешней политики России в XVII в.Развивать умения и навыки выделять

Слайд 3План:
1.Усиление царской власти.
2.Государственный аппарат.
3.Преобразования в армии.
4.Патриарх Никон и раскол в Русской

православной церкви.
5.Расширение территории России.
6.Внешняя политика.

План: 1.Усиление царской власти.2.Государственный аппарат.3.Преобразования в армии.4.Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.5.Расширение территории России.6.Внешняя политика.

Слайд 4Основные понятия:
Абсолютизм
Соборное уложение царя Алексея Михайловича(1649 г.)
Раскол, старообрядчество, реформы Никона
Острог

Основные понятия:АбсолютизмСоборное уложение царя Алексея Михайловича(1649 г.)Раскол, старообрядчество, реформы НиконаОстрог

Слайд 5Важнейшие даты:

Важнейшие даты:

Слайд 6Актуализация знаний:
Назовите основные последствия Смуты.
Какие задачи стояли перед новым правителем?

Актуализация знаний:Назовите основные последствия Смуты.Какие задачи стояли перед новым правителем?

Слайд 7 Абсолютизм– это форма правления, при которой верховная власть в

государстве принадлежит монарху. Монарх правит, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию, ему подчиняется церковь как идеологическая сила.


Запись в тетрадях:

Абсолютизм– это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху. Монарх правит, опираясь

Слайд 81.Усиление царской власти.
XVII в.
Процесс усиления царской власти

Стремление к всемерному

укреплению центральной власти


Эволюция роли земских соборов

(после возвращения из плена патриарха
Московской и всея Руси Филарета (отца
Михаила) созыв соборов прекратился;
в 1633 г. после смерти патриарха вновь созываются соборы;
при Алексее Михайловиче соборы собирались для принятия решений по важнейшим проблемам /Соборное уложение 1649 г., начало войны за воссоединение с Украиной/)
.

Становление абсолютизма в России.

Мощная власть могла гарантировать независимость страны и внутренний порядок, развитие хозяйства


Центральная власть стремилась избавиться от необходимости совета с сословиями
Постепенно Алексей Михайлович добился полной победы принципа личной и абсолютной власти.
К концу XVII в земские соборы ушли в прошлое.
Царская власть приобрела все признаки абсолютизма.
В соборном уложении 1649 г.законодательно закреплено изменение роли царской власти. Всякое выступление против абсолютной власти монарха наказывалось смертной казнью.




1.Усиление царской власти.XVII в.Процесс усиления царской власти  Стремление к всемерному укреплению центральной властиЭволюция роли земских соборов(после

Слайд 9Титул самодержца
наполнился содержанием, обозначая единовластного правителя

Титул самодержцанаполнился содержанием, обозначая единовластного правителя

Слайд 102.Государственный аппарат.
Государственный аппарат в XVII в. рос и совершенствовался.
Основным элементом

его была приказная система
Признаком усиления власти царя стало создание Алексеем Михайловичем приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местные власти. Фактически руководил этим приказом сам царь.
В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранилась прежняя система самоуправления, но теперь она была подчинена воеводам. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями, от чего не спасали самые крутые меры и наказания.
Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой. Места в Думе занимали на основе системы местничества, т. е. боярами становились благодаря знатности предков. Однако при Алексее Михайловиче в Думе оказались незнатные, но талантливые люди, такие как А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев. Местничество было отменено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче.
2.Государственный аппарат. Государственный аппарат в XVII в. рос и совершенствовался. Основным элементом его была приказная система Признаком

Слайд 113.Преобразования в армии.
XVII в.- необходимость в создании постоянной армии.
Первые полки

нового(иноземного) строя


солдатские


рейтарские


драгунские


сражались
в
пешем строю


принимали всех
«охочих людей»
затем - из числа
«даточных людей»


сражались
в
конном строю

мелкие дворяне

сражались
в
пешем строю и
в конном строю

принимали всех «охочих людей»
с 40-х гг. XVII в.- крестьян
(за службу освобождали от налогов и
повинностей)


Казна обеспечивала вооружением, лошадьми и платила жалованье

3.Преобразования в армии. XVII в.- необходимость в создании постоянной армии. Первые полки нового(иноземного) строясолдатскиерейтарскиедрагунскиесражались в пешем строюпринимали

Слайд 12
Армия по-прежнему имела непостоянный характер
Стрельцы, казаки, служилые люди
Во время войны: отряды

башкир, татар, калмыков…


Русские капитаны, майоры, подполковники окончательно вытесняют иностранцев.
Появились русские генералы.

Алексей Михайлович - попытку создания флота.
Первая эскадра Каспийского флота: корабль «Орел», яхта, две шлюпки, один челнок
(создавалась в селе Дединово на Оке)

Армия по-прежнему имела непостоянный характерСтрельцы, казаки, служилые людиВо время войны: отряды башкир, татар, калмыков…Русские капитаны, майоры, подполковники

Слайд 134.Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
В 1652 г. патриархом

был провозглашён Никон.
Весной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ.
Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Раскол церкви

Протопоп Аввакум
(раскольники-староверцы)

Никон (никонианцы)

Низшее духовенство
Посадские люди
Крестьяне

Стремился использовать реформу для усиления власти Патриарха.
Назревали разногласия между царем и патриархом
«священство выше царства»
В 1658 г.- открытый разрыв( Никон уехал в монастырь
под Москвой, рассчитывая, что царь вернет его.
В 1666 г. В Москве – большой церковный собор (лишил сана патриарха)
Сослан в Ферапонтов монастырь, затем переведен в Кирилло-
Белозерскую обитель.
В 1681 г. Разрешили вернуться, в пути скончался.

Бежали в глухие леса Поволжья,
севера, на юг, в Сибирь

Отлучены от церкви, преданы анафеме.
Протопопа Аввакума отправили в
заточение,
позже был сожжен заживо







4.Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви. В 1652 г. патриархом был провозглашён Никон.Весной 1653 г.

Слайд 145.Расширение территории России. (сообщения обучающихся)
Дежнёв Семён Иванович
Поярков Василий Данилович

5.Расширение территории России. (сообщения обучающихся)Дежнёв Семён Иванович Поярков Василий Данилович

Слайд 15 Ерофей Павлович Хабаров-Святитский
Памятник Е.Хабарову в Хабаровске
Современный

вид
Ерофей Павлович Хабаров-Святитский Памятник Е.Хабарову в Хабаровске  Современный вид

Слайд 18Запись в тетрадях:
Острог- деревянное укрепление (от слова «острога»- заостренной палки) в

пограничной полосе России 14-17 вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесенную деревянным частоколом из заточенных кверху бревен.
Запись в тетрадях: Острог- деревянное укрепление (от слова «острога»- заостренной палки) в пограничной полосе России 14-17 вв.

Слайд 196.Внешняя политика.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в.:

обеспечение

выхода к Балтийскому и Черному морям;

возврат потерянных ранее земель на юго-западе и воссоединение с украинским и белорусским народами;

достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана.

6.Внешняя политика. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в.:обеспечение выхода к Балтийскому и Черному

Слайд 20Присоединение Украины

Присоединение Украины

Слайд 22I.Работа с учебником: Самостоятельно прочитать (с.173-175) и заполнить таблицу «Основные события

внешней политики России в XVII в.»

II. Взаимопроверка

I.Работа с учебником: Самостоятельно прочитать (с.173-175) и заполнить таблицу «Основные события внешней политики России в XVII в.»II.

Слайд 23ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1.  Что такое абсолютизм? В чем состояли причины его

складывания в России?
2.  Какие изменения в государственном управлении были характерны для России XVII в.?
3.   В каком направлении происходило реформирование русской армии в XVII в.?
4.  Какие реформы провел патриарх Никон?
К каким последствиям они привели?
В чем состояли причины конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как он завершился?
5.  Расскажите об освоение Сибири русскими людьми в XVII в,
6.  Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в XVII в.? Какие из этих задач удалось решить, а какие нет? Почему?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:1.  Что такое абсолютизм? В чем состояли причины его складывания в России?2.  Какие изменения в

Слайд 24Литература:
В.В.Артемов
Ю.Н. Лубченков
История: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования-9-е изд.,-
М. :

Издательский центр «Академия», 2011.- 448 с.
Литература:В.В.АртемовЮ.Н. ЛубченковИстория: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования-9-е изд.,-М. : Издательский центр «Академия», 2011.- 448 с.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть