Презентация, доклад на тему Технология формирования предметных, метапредметных, личностных универсальных учебных действий на примере классного часа Пушкин как историк в контексте своего времени

Содержание

Цель: охарактеризовать взгляды А.С. Пушкина как историка.Задачи:Ответить на вопрос: современником каких событий был А.С. Пушкин?Охарактеризовать философские, политические, правовые и социальные идеи, заложенные в его произведениях.

Слайд 1Технология формирования предметных, метапредметных, личностных универсальных учебных действий на примере классного

часа «Пушкин как историк в контексте своего времени»




ГБОУ
«Волгоградский лицей-интернат
«Лидер»
учитель истории, МХК,
к.и.н.
Лазновская Г.Ю.

Технология формирования предметных, метапредметных, личностных универсальных учебных действий  на примере классного часа  «Пушкин как историк

Слайд 2
Цель: охарактеризовать взгляды А.С. Пушкина как историка.
Задачи:
Ответить на вопрос: современником каких

событий был А.С. Пушкин?
Охарактеризовать философские, политические, правовые и социальные идеи, заложенные в его произведениях.


Цель: охарактеризовать взгляды А.С. Пушкина как историка.Задачи:Ответить на вопрос: современником каких событий был А.С. Пушкин?Охарактеризовать философские, политические,

Слайд 3Презентация может быть использована на уроках истории, МХК, а также при

проведении классного часа 19 октября День лицея

УУД
- познавательные: умение проводить сравнительный анализ и извлекать информацию из исторических источников.
- коммуникативные: умение вступать в диалог, выражать свою мысль.
- регулятивные: целеполагание (формулирование цели занятия).
- личностные: формирование морально-этической ориентации, гражданственности, патриотизма, внутренней позиции по существующим проблемам.

Презентация может быть использована на уроках истории, МХК, а также при проведении классного часа 19 октября День

Слайд 4«Сегодня я говорил с умнейшим человеком в России» Николай I (1826 г.)

О ком так выразился царь?

«Сегодня я говорил с умнейшим человеком в России»  Николай I (1826 г.) О ком так выразился царь?

Слайд 5 «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не

уважать оной есть постыдное малодушие». Александр Сергеевич Пушкин.



Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам….
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно;  не

Слайд 6Фрагмент картины «Александр Сергеевич Пушкин» работы художника Петра Кончаловского. 1932 г.

В.О. Ключевский :

«Историк от бога, даже там, где не старался».
Пушкин совершил «патриотический подвиг.., он понял глубину русского народного мышления». Выросло «народное самосознание», «через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое. Мы стали понятнее и себе самим и чужим». Русский читатель научился уважать свое отечество…
Фрагмент картины «Александр Сергеевич Пушкин» работы художника Петра Кончаловского. 1932 г. В.О. Ключевский : «Историк от бога, даже там, где

Слайд 7Какие произведения Пушкина можно назвать историческими?
«Кавказский пленник» (1821),«Песнь о вещем Олеге»,

«Заметки по русской истории XVIII века» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Борис Годунов» (1825), «Арап Петра Великого» (1827), «Полтава» (1828), «Евгений Онегин» (1831),«Русалка» (1832), «Медный всадник» (1833), «История Пугачёвского бунта» (1834), «Капитанская дочка» (1836).
Какие произведения Пушкина можно назвать историческими?«Кавказский пленник» (1821),«Песнь о вещем Олеге», «Заметки по русской истории XVIII века»

Слайд 8Две точки зрения на развитие русской истории. В чем разница?
«…Россия отстала

от Европы, если прошлое ее жалко, а будущее темно, если она рискует навеки застыть в своей китайской неподвижности…»
(П.Я. Чаадаев)

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой, бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие – печальное и великое зрелище.
Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана (III и IV), величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, как неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? …деятельность Петра, который один есть целая всемирная история»
(А.С. Пушкин)

Две точки зрения на развитие русской истории.  В чем разница?«…Россия отстала от Европы, если прошлое ее

Слайд 9Исторические взгляды А.С. Пушкина Какие проблемы поднимает поэт?
из оды «Вольность»:
«Владыки! Вам венец

и трон дает закон, а не природа.
Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон.
И горе, горе племенам, где дремлет он неосторожно,
Где иль народам, иль царям законом властвовать возможно!»
из стихотворения «Деревня»:
«Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный,
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря!»
Исторические взгляды А.С. Пушкина  Какие проблемы поднимает поэт? из оды «Вольность»:«Владыки! Вам венец и трон дает

Слайд 10«Борис Годунов»: народ безмолвствует? В своей поэме Пушкин выразил две точки зрения

на роль народа в истории. Какие?

боярин Шуйский:
народ - «бессмысленная чернь»; «баснями питается она»

боярин Пушкин:
«Чем сильны мы?...
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением, да! мнением народным»

«Борис Годунов»: народ безмолвствует? В своей поэме Пушкин выразил две точки зрения на роль народа в истории.

Слайд 11Почему на памятнике написано ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ, а не подданному?

Почему на памятнике написано ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ, а не подданному?

Слайд 12«То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он, всеобъемлющий душой, На троне вечный

был работник» (О ком идет речь?)

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданый и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в се́м коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?


«То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он, всеобъемлющий душой, На троне вечный был работник»

Слайд 13Какого мнения А.С. Пушкин о Петре I и его деяниях?

Какого мнения А.С. Пушкин о Петре I и его деяниях?

Слайд 14Прочитав отрывки из произведений, ответьте современником каких событий был А.С. Пушкин?
…Надменный!

кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум? Как сердца русских не постигнул Ты с высоты отважных дум? Великодушного пожара Не предузнав, уж ты мечтал, Что мира вновь мы ждем, как дара: Но поздно русских разгадал…

…Россия, бранная царица, Воспомни древние права! Померкни, солнце Австерлица! Пылай, великая Москва! Настали времена другие, Исчезни, краткий наш позор! Благослови Москву, Россия! Война по гроб – наш договор!
Прочитав отрывки из произведений, ответьте современником каких событий был А.С. Пушкин?…Надменный! кто тебя подвигнул? Кто обуял твой

Слайд 15А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г)
«...Блеснул кровавый меч в

неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич - и вскоре новой брани  Зарделась грозная заря...»
В 1821 г. Пушкин посвятил ссыльному стихотворение: «Чудесный жребий совершился:
 Угас великий человек» .



А.С. Пушкин  «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г)«...Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного

Слайд 17
«Так буйную вольность законы теснят,
Так дикое племя под властью тоскует;
Так ныне

бесправный Кавказ негодует,
Так чуждые силы его тяготят»
«Так буйную вольность законы теснят,Так дикое племя под властью тоскует;Так ныне бесправный Кавказ негодует,Так чуждые силы его

Слайд 18Делибаш

Перестрелка за холмами;
Смотрит лагерь их и наш;
На холме пред

казаками
Вьется красный делибаш.
Делибаш! не суйся к лаве,
Пожалей свое житье;
Вмиг аминь лихой забаве:
Попадешься на копье.
Эй, казак! не рвися к бою:
Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку.
Мчатся, сшиблись в общем крике.
Посмотрите! каковы?..
Делибаш уже на пике,
А казак без головы.
1829
Делибаш Перестрелка за холмами; Смотрит лагерь их и наш; На холме пред казаками Вьется красный делибаш. Делибаш!

Слайд 19
«Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
проломы падшей

вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый —
И бунт раздавленный умолк»
«Сбылось — и в день БородинаВновь наши вторглись знамена проломы падшей вновь Варшавы;И Польша, как бегущий полк,Во

Слайд 20Правильные ответы
Отечественная война 1812 г.
Восстание декабристов 1825 г.
Покорение Кавказа.
Русско-турецкая война 1828-1829

гг.
Подавление польского восстания 1830 г.


Правильные ответыОтечественная война 1812 г.Восстание декабристов 1825 г.Покорение Кавказа.Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Подавление польского восстания 1830 г.

Слайд 21Отношение Пушкина к актуальным проблемам своего времени
Рабство, рассуждал Н.М. Карамзин, конечно,

позорная вещь. Но оно не устраняется мятежами и революциями. Свободу должно, прежде всего, завоевать в своем сердце, сделать ее нравственным состоянием души. Лишь тогда может быть благодательно и реальное освобождение «по манию царя».

Поэт выразил это отношение злой и точной эпиграммой на своего учителя: «В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастия, Необходимость самовластья И прелести кнута»

Отношение Пушкина к актуальным проблемам своего времениРабство, рассуждал Н.М. Карамзин, конечно, позорная вещь. Но оно не устраняется

Слайд 22Отношение А.С. Пушкина к революциям
«Не приведи Бог видеть русский бунт -

бессмысленный и беспощадный, - писал Пушкин.
– Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Отношение А.С. Пушкина к революциям«Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный, - писал Пушкин.

Слайд 23Какие идеи истории, философии, права были заложены в творчестве А.С. Пушкина?
концепция правового

государства. 
программа просвещенной конституционной монархии.
отмена крепостного права.
эволюционное развитие, модернизация «почвенной», т.е. исторически сложившейся цивилизации с учетом ее особенностей.
Какие идеи истории, философии, права были заложены в творчестве А.С. Пушкина?концепция правового государства. программа просвещенной конституционной монархии.отмена крепостного права.эволюционное

Слайд 24
Какой вопрос мог бы задать НАМ А.С. Пушкин или что

он мог бы пожелать, окажись он сейчас перед нами?
Какой вопрос мог бы задать НАМ  А.С. Пушкин или что он мог бы пожелать, окажись он

Слайд 25
«…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел

бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал»
«…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую

Слайд 26
Есть ли факты, которые вы не знали?
Что было наиболее важным,

ценным на занятии?
Что осталось невыясненным и что хотелось бы узнать?

Есть ли факты, которые вы не знали? Что было наиболее важным, ценным на занятии?Что осталось невыясненным и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть