Слайд 1
Современный урок истории: система оценивания на уроках истории в свете тре6ований
ФГОС
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №523
Путинцева Н.В.
Слайд 2Функции оценивания
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний,
уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
Слайд 3Оценивание или контроль: по материалам анкетирования учащихся
Сложность заданий, перспектива экзаменов
Внезапность контроля,
тема одна, а проверяют целых пять,
Сомнение в себе, неудача снижает самооценку
Разный уровень сложности вариантов,
Некорректные задания,
Отвлекают и списывают другие,
Учитель не заинтересован в результате, а просто делает свою работу, задерживают после звонка
Стоят «над душой», нагнетают обстановку,
разговаривают, другие списывают, а мне – нельзя,
Высокий уровень проверки непрофильных
предметов
(9,10,11 класс)
Слайд 4Недостатки традиционной системы оценивания
Система оценивания по обществознанию несовершенна, устранить субъективный элемент чрезвычайно
трудно
Условное обозначение результатов обучения - знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. - все эти понятия не всегда имеют количественную форму выражения.
Не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно
Недостаточная разработанность критериев оценивания.
Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна. Точка отсчёта - «идеальный образец» («пятерка»), от которого «методом вычитания», фиксацией допущенных ошибок и недочётов, формируется оценка. Все ученики делятся на стандартные категории «отличников», «двоечников»…
Слайд 5Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС
Слайд 6
От «метода вычитания»
к «методу сложения»
требования к образовательным результатам выступают в
качестве критериев оценки образовательных достижений
система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
оценивание может быть только критериальным;
оценивать можно только то, чему учат
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся.
Слайд 7Критериальное оценивание.
за точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень.
Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется каждое достижение.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория:
получить положительную оценку,
поднять средний балл аттестата,
похвастаться, что в вашей школе это изучали,
мы все-таки сделали это…
Слайд 8
Вариативность оценочной
деятельности
Индивидуальное обсуждение с учащимся зоны ближайшего развития,
«Обратная связь»:
при проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды
При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу
Слайд 9Лист общеучебных достижений.
Слайд 10Педагогические приемы
Прием «Обшее-уникальное» развивает способность выделять и кратко представлять при сравнении
общие и особенные черты явлений и фактов, дополнительные баллы тем, кто предложит уникальную характеристику.
Прием «Перекрестная дискуссия» учит цивилизованно вести дискуссию, внимательно выслушивать оппонента, выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции. Применяется этот прием, когда существует положение противоположенных суждений. Позволяет дать оценку, провести самоанализ практически всем участникам проекта.
Слайд 11Прием «Комплимент»: соответствие комплимента заглавной букве имени, подбирается учащимися
АРИНА – активная,
артистичная, амбициозная, афигенная, аккуратная, аномальная, ароматная
ВЕРОНИКА – восхитительная, веселая, верная, внимательная, ворчливая,
ДИМА – добрый, дружелюбный, дорогой, динамичный, дИкоративный, демонстративный, думающий (сохранена орфография учащегося)
ПАВЕЛ – позитивный, превосходный, прикольный, перистый, простой
ИЛЬЯ – искренний, интересный, искрометный, игривый, интимный,
МАРИЯ – милая, мудрая, мирная, мечтательная, молодая,
ОЛЬГА – обворожительная, обаятельная, ослепительная, откровенная, ответственная, обильная, оригинальная
НАДЕЖДА – нежная, надёжная, настоящая, нужная, неистовая,
ШАХЛО – шаловливая, шикарная, шоколадная, шустрая,
ЮЛИЯ – юмористичная, юркая, ювелирная, южная,
Слайд 12
Рефлексия…
«У меня получилось…Вы не представляете, какой это кайф…»
(Богославская О., ученица
9 класса ГБОУ СОШ № 523 по итогам решения задач по теме «Закон спроса и предложения»)