Презентация, доклад на тему СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Содержание

1) педагогическая помощь 2) педагогическая поддержка 3) педагогическое продвижение Методами и приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников, будут:

Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Выполнила учитель истории и

обществознания
Линник И. А.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ  Выполнила учитель истории и обществознания Линник И. А.

Слайд 21) педагогическая помощь
2) педагогическая поддержка
3) педагогическое продвижение
Методами и

приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников, будут:
1) педагогическая помощь 2) педагогическая поддержка 3) педагогическое продвижение Методами и приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников,

Слайд 3Задачи методики

Задачи методики

Слайд 4Зачем учить
Чему учить
Как учить
Методика изучения истории позволяет ответить

на три основных вопроса:
Зачем учить Чему учить Как учить Методика изучения истории позволяет ответить на три основных вопроса:

Слайд 5Овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен

до наших дней;
• Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;
• Формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;
• Развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.
Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести:
• Воспитание человека - патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; формирование человека интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование современного общества.

Цели исторического образования

Овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;•	Развитие способности осмысливать события

Слайд 6Метод - способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на обучение,

развитие и воспитание учащихся.
Классификации методов обучения различны, однако, мы остановимся только на двух, чаще всего используемых при организации учебного процесса.
Прием - составная часть метода обучения. Отдельные приемы Могут входить в состав различных методов. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ Деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный Метод, а в других как прием обучения (когда та же беседа, объяснение применяются эпизодически).

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Метод - способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на обучение, развитие и воспитание учащихся.Классификации методов обучения

Слайд 9Основные приемы устного преподавания учебного исторического материала

Основные приемы устного преподавания учебного исторического материала

Слайд 10• Рассказ (повествование);
• Описание;
• Характеристика;
• Объяснение;
• Рассуждение;
• Лекционное изложение.

МЕТОДЫ УСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

•	Рассказ (повествование);•	Описание;•	Характеристика;•	Объяснение;•	Рассуждение;•	Лекционное изложение.МЕТОДЫ УСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11Система приемов работы на уроках истории

Система приемов работы на уроках истории

Слайд 12Начало урока

Начало урока

Слайд 15Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют

учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматриваются карту.

Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при

Слайд 16Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____;

скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.
 

Прием «Займи позицию» (шкала мнений)

Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально

Слайд 17При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события

по названию рассказа.

Прием «Что впереди?»

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.Прием «Что впереди?»

Слайд 18Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе

имеющихся знаний.

Прием «Нестандартный вход в урок».

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.Прием «Нестандартный вход в урок».

Слайд 19К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.

Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
•оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Прием «Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился

Слайд 20Сентиментализм.
Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм -

литературное направление, возводящее в культ чувство.

Пример.

Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Слайд 21Актуализация знаний

Актуализация знаний

Слайд 22Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают

карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Жокей и лошадь”.

Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с

Слайд 23На уроке истории в 6 классе при изучении темы "Религия Древней

Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

Пример

На уроке истории в 6 классе при изучении темы

Слайд 27Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика –

согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Прием «Верные - неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными

Слайд 28вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и

вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
вельможа не работал (нет).
вельможа носил много украшений (да);

Пример

вельмож хоронили в гробницах (да);обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);фараон мог приказать побить

Слайд 30Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно

определив основание, по которому объединены остальные три слова.

Прием «Четвертый лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные

Слайд 31Обсуждение и решение проблемы

Обсуждение и решение проблемы

Слайд 32Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается

записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Приём “Диаграмма Венна”

Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а

Слайд 33Уголь, соль: Общее - Различия: Соль - Различия: Уголь
Полезное ископаемое

- Минеральное вещество - Органическое вещество
Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»
Продукт - Продукт пищевой промышленности - Продукт добывающей промышленности
Товар - Можно добывать выпариванием - Добывают в шахтах
и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.
 
 

Пример.

Уголь, соль: Общее - Различия: Соль - Различия: Уголь Полезное ископаемое - Минеральное вещество - Органическое вещество

Слайд 38Изучение нового материалы

Изучение нового материалы

Слайд 40Описание алгоритма действий: 1. Прочитать текст и выделить в нем большие

и малые смысловые единицы. 2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. 3. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. 4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. 5. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

Прием «Кластер»

Описание алгоритма действий: 1. Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. 2. После

Слайд 43Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук,

в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка.

Прием "Исследовательский фартук"

Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя

Слайд 45Контроль знаний, обратная связь.

Контроль знаний, обратная связь.

Слайд 47«отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с

партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Физкультминутка «да/нет»

«отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ

Слайд 50Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый

временной промежуток написать список  из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

Прием «Историческая азбука»

Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список  из слов,

Слайд 51Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который

загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы  только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов - не более 10.

Прием «Отгадай героя»

Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического

Слайд 52Описание: Ι вариант - сразу назвать имена, которые можно отнести к

изученной теме;
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

Прием «Аукцион имён»

Описание: Ι вариант - сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на

Слайд 53Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых

получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому

Слайд 54Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между

историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и

Слайд 57Рефлексия

Рефлексия

Слайд 60Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать

самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока

Слайд 61Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик,

выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.

Приём "Цветные поля".

Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными

Слайд 62Приём “Рюкзак”
Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения

большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Приём “Рюкзак” Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать

Слайд 63Главное в обучении- раскрыть

перед учеником увлекательную перспективу, наметить конкретную цель и быть рядом с ним. В.Ф.Шаталов
Главное в обучении- раскрыть            перед учеником

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть