Презентация, доклад на тему Советская Россия и СССР в 1920-е гг.

Презентация на тему Советская Россия и СССР в 1920-е гг., предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 36 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Советская Россия и СССР в 1920-1930-е гг. 11 класспрактикум
Текст слайда:

Советская Россия и СССР в 1920-1930-е гг.

11 класс
практикум


Слайд 2
Экономический и политический кризисы начала 1920-х гг.      Весной и летом 1921
Текст слайда:

Экономический и политический кризисы начала 1920-х гг.

Весной и летом 1921 г. в Поволжье разразился голод, который был спровоцирован
сильной засухой и тем, что после конфискации излишков продукции осенью у крестьян не
осталось зерна для посевов. Напряжённая обстановка сложилась и в Тамбовской губернии,
где лето 1920 г. выдалось особо засушливым. Когда тамбовские крестьяне получили план
продразвёрстки, не учитывающий этого обстоятельства, они взбунтовались. Во главе крестьянского восстания встал бывший начальник милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии эсер А. С. Антонов. Одновременно вспыхнули крестьянские восстания в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней
Азии. Период крестьянских выступлений 1920—1921 гг. был назван современниками ≪малая Гражданская война≫. Крестьяне создавали свои армии, штурмовали и захватывали города, выдвигали политические требования, формировали органы крестьянской власти.
На подавление крестьянских восстаний была брошена вся мощь регулярной Красной
Армии. Боевыми операциями командовали красные полководцы — М. Н. Тухачевский,
М. В. Фрунзе, С. М. Будённый, И. Э. Якир, И. П. Уборевич и др. В широких масштабах
применялись методы массового устрашения населения — взятие заложников, расстрелы родственников ≪бандитов≫, высылка на север целых деревень, им сочувствующих.


Слайд 3
Кронштадтское восстаниеВскоре недовольство охватило армию, затем пролетариат. Самым опасным для большевиков было недовольство в Петрограде и Кронштадте
Текст слайда:

Кронштадтское восстание

Вскоре недовольство охватило армию, затем пролетариат. Самым опасным для большевиков было недовольство в Петрограде и Кронштадте — колыбели революции. В феврале 1921 г. на линкоре ≪Петропавловск≫ было созвано собрание. Его председатель — старший писарь С. Петриченко — огласил резолюцию:
писарь С. Петриченко — огласил резолюцию:
1) немедленные перевыборы Советов тайным голосованием;
2) свобода слова и печати;
3) освобождение политических заключённых;
4) ликвидация продразвёрстки и продотрядов;
5) свобода торговли;
6) свобода для крестьян обрабатывать землю и иметь скот;
7) власть Советам, а не партиям.


Слайд 4
Кронштадтское восстаниеГлавной идеей восставших стала ликвидация монополии большевиков на власть.1 марта эта резолюция была принята на совместном
Текст слайда:

Кронштадтское восстание

Главной идеей восставших стала ликвидация монополии большевиков на власть.
1 марта эта резолюция была принята на совместном митинге гарнизона и жителей города. В Кронштадте был создан Временный революционный комитет. 2 марта советское правительство объявило кронштадтское движение мятежом и ввело осадное положение в Петрограде. Для руководства операцией по штурму крепости прибыли главком Красной Армии С. С. Каменев и командующий Западным фронтом М. И. Тухачевский. После упорной обороны 18 марта 1921 г. Кронштадт прекратил сопротивление.


Слайд 5
Переход к новой экономической политикеСобытия весны 1921 г. были серьёзным политическим кризисом. Кронштадтское восстание, по определению Ленина,
Текст слайда:

Переход к новой экономической политике

События весны 1921 г. были серьёзным политическим кризисом. Кронштадтское восстание, по определению Ленина, было опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые: в нём стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трёх сил. Ленин извлёк из событий два принципиальных урока. Для сохранения власти, во-первых, необходимо идти на соглашение с крестьянством и, во-вторых, ужесточить борьбу со всеми, кто не согласен с политикой большевиков. В марте
1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (нэпу).


Слайд 6
Из декрета ВЦИК «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами
Текст слайда:

Из декрета ВЦИК



«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств развёрстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.
Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.
...Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.
Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.
Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.
Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы ещё до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств».


Слайд 7
?1. Укажите название декрета. Назовите дату его принятия. 2. Куда государство направляло основные средства этого вида налогов?
Текст слайда:

?


1. Укажите название декрета. Назовите дату его принятия.
2. Куда государство направляло основные средства этого вида налогов? Приведите не менее двух статей таких расходов.
3. Назовите не менее трёх признаков, доказывающих, что налог был в экономическом смысле прогрессивным.


Слайд 8
Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» «Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров
Текст слайда:

Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР»

«Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.
Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах...»


Слайд 9
?1. Какая эпоха в развитии страны началась с введением продналога? Укажите не менее двух отличий продналога от
Текст слайда:

?


1. Какая эпоха в развитии страны началась с введением продналога? Укажите не менее двух отличий продналога от продразвёрстки.
2. Какие изменения в экономической деятельности крестьян вело за собой введение продналога? Приведите не менее двух изменений.
3. Каковы были последствия государственных мер по отношению к крестьянству, определённых в обращении? Укажите не менее трёх последствий.


Слайд 10
Основные мероприятия советского правительства, проводимые в рамках нэпа1) Отмена продразвёрстки, введение продналога, который был вдвое меньше продразвёрстки
Текст слайда:

Основные мероприятия советского правительства, проводимые в рамках нэпа

1) Отмена продразвёрстки, введение продналога, который был вдвое меньше продразвёрстки и объявлялся накануне посевной. Размер продналога не мог быть увеличен в течение года. Это создавало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции
2) Разрешалась свободная торговля внутри страны
3) Отменён Декрет о полной национализации промышленности. Мелкие и часть средних предприятий вновь были переданы в частные руки. Некоторые крупные промышленные предприятия частным лицам разрешалось брать в аренду
4) Допускалось создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. 23 ноября 1920 г. СНК опубликовал Декрет о концессиях, регламентировавший иностранную предпринимательскую деятельность
5) В деревне разрешались аренда земли и применение наёмного труда
6) Отменялась трудовая повинность, в условиях денационализации части промышленных предприятий и перевода деятельности госпредприятий на коммерческие начала возникает безработица, открываются биржи труда
7) Декрет Совнаркома РСФСР от 7 апреля 1921 г. ≪О потребительской 'кооперации≫ предоставил потребкооперации права обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, кустарных и ремесленных изделий. К концу 1926 г. кооперативы регулировали 52,2% товарооборота
8) В 1922—1924 гг. в стране была проведена денежная реформа под руководством наркома финансов Г. Я. Сокольникова. В 1925 г. новая денежная единица— червонец стала конвертируемой валютой
9) Система управления государственной промышленностью была децентрализована, основной формой управления производством стали тресты — объединения однородных или взаимосвязанных предприятий


Слайд 11
Из произведения М.А.Булгакова «Для того, кто видел Москву всего каких-нибудь полгода назад, теперь она неузнаваема, настолько резко
Текст слайда:

Из произведения М.А.Булгакова



«Для того, кто видел Москву всего каких-нибудь полгода назад, теперь она неузнаваема, настолько резко успела изменить её новая... политика.
Началось это постепенно... понемногу... То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из-под них глянули на свет после долгого перерыва запылённые и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочки, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, прибивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Вспыхнули сильные круглые лампы над выставками или узкие ослепительные трубки по бокам окон.
Трудно понять, из каких таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар, но она достала его и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные витрины и разложила на полках.
Не узнать Москвы. Москва торгует... Кондитерские на каждом шагу. И целые дни и до закрытия они полны народу. Полки завалены белым хлебом, калачами, французскими булками. Пирожные бесчисленными рядами устилают прилавки. Всё это чудовищных цен. Но цены в Москве давно уже никого не пугают, и сказочные, астрономические цифры миллионов (этого слова уже давно нет в Москве, оно окончательно вытеснено словом "лимон") пропускают за день блестящие... кассы...
Движение на улицах возрастает с каждым днём. А на Ильинке с серого здания с колоннами исчезла надпись "Горный совет" и повисла другая, с огромными буквами: "Биржа"...»


Слайд 12
?1. Явления какого периода описывает автор? Укажите годы, которые этот период охватывал. Назовите политическую партию, которая осуществляла
Текст слайда:

?


1. Явления какого периода описывает автор? Укажите годы, которые этот период охватывал. Назовите политическую партию, которая осуществляла в то время управление страной.
2. Используя текст документа и знания по истории, назовите не менее трёх характерных черт этого периода.
3. Как относились современники к политике, о которой идёт речь? От чего зависело отношение к этой политике? Укажите не менее трёх положений.


Слайд 13
Результаты проведения новой экономической политики• Начиная с 1923 г. наблюдается подъём сельскохозяйственного производства. К 1925 г. площадь
Текст слайда:

Результаты проведения новой экономической политики

• Начиная с 1923 г. наблюдается подъём сельскохозяйственного производства. К 1925 г. площадь посевных площадей достигла почти довоенного уровня, а сбор зерновых был на 11% выше предвоенного уровня.
• Валовая продукция промышленности СССР в 1926 г. составила 98% довоенного уровня.
• Нэп имел и отрицательные социальные последствия, так как в обществе росло поддерживаемое государством негативное отношение к нэпманам (торговцам, предпринимателям, разбогатевшим в этот период).


Слайд 14
Кризисы нэпаВ то время как промышленность увеличивала выпуск товаров для деревни, цены на них завышались. К осени
Текст слайда:

Кризисы нэпа

В то время как промышленность увеличивала выпуск товаров для деревни, цены на них завышались. К осени 1923 г. общий уровень цен на промышленные товары в три раза превысил уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. ≪Ножницы цен≫ стали причиной затоваривания складов и остановки работы промышленных предприятий. Это был первый кризис сбыта промышленных товаров.
Следующий кризис, получивший название ≪заготовительного≫, имел место в 1924—1925 гг., когда из-за нежелания крестьян продавать зерно свыше того, что им было нужно для уплаты налогов, заготовки зерна составили лишь две трети от ожидаемого уровня.
В 1927—1928 гг. произошёл новый кризис заготовок, когда не удалось собрать даже самого необходимого и пришлось прибегать к административным мерам, чтобы обеспечить города продовольствием.
! Следствием возникновения данных противоречий становится постепенный отказ от нэпа, и с 1928—1929 гг. в стране укрепляется административно-командная экономика.


Слайд 15
Хронология основных событий Март 1921 г. — восстание в Кронштадте.Август 1920 — июнь 1921 г. — Тамбовское
Текст слайда:

Хронология основных событий

Март 1921 г. — восстание в Кронштадте.
Август 1920 — июнь 1921 г. — Тамбовское восстание.
1920 г. — принятие плана ГОЭЛРО.
14 марта 1921 г. — переход к нэпу.
30 декабря 1922 г. — создание СССР.
1922—1924 гг. — финансовая реформа.
1924 г. — принятие первой Конституции СССР.


Слайд 16
Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921 — 1928 гг)?Выберите три ответа из шести предложенных
Текст слайда:

Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921 — 1928 гг)?

Выберите три ответа из шести предложенных и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отказ государства от монополии внешней торговли
2) разрешение аренды земли и использования наёмного труда при её обработке
3) введение новой денежной единицы — червонца
4) децентрализация управления государственными предприятиями
5) запрет частной торговли внутри страны
6) отказ большевиков от монополии на политическую власть


Слайд 17
Установите соответствие между советскими деятелями и должностями, которые они занимали:
Текст слайда:

Установите соответствие между советскими деятелями и должностями, которые они занимали:


Слайд 18
Задание 24«Новая экономическая политика задумывалась большевиками исключительно как временное мероприятие, призванное ликвидировать экономическую разруху после Гражданской войны».
Текст слайда:

Задание 24


«Новая экономическая политика задумывалась большевиками исключительно как временное мероприятие, призванное ликвидировать экономическую разруху после Гражданской войны».


Слайд 19
Аргументы в подтверждение:введение НЭПа изначально не планировалось, а произошло под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма»; -
Текст слайда:

Аргументы в подтверждение:

введение НЭПа изначально не планировалось, а произошло под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма»; -
вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, не собиравшейся отказываться от строительства социализма;
- все крупные промышленные предприятия, транспортные коммуникации, недра и полезные ископаемые оставались в руках государства;
- в руках государства оставалась монополия внешней торговли;
- государство серьезно ограничивало деятельность частных предпринимателей и вело против них идеологическую борьбу;
- не была разрешена частная собственность на землю.


Слайд 20
Аргументы в опровержение:НЭП рассматривался руководством партии большевиков в том числе и как возможность путем мирного соревнования постепенно
Текст слайда:

Аргументы в опровержение:

НЭП рассматривался руководством партии большевиков в том числе и как возможность путем мирного соревнования постепенно вытеснить капиталистический уклад из экономики;
был отменен декрет о полной национализации промышленности, в результате чего мелкие и часть средних предприятий были переданы в частные руки;
• государственные промышленные предприятия переводились на хозрасчет;
• допускалось создание государством концессий с привлечением иностранного капитала;
• заработная плата перестала быть уравнительной и ставилась в зависимость от квалификации рабочего, количества и качества произведенной им продукции;
• как на государственных, так и на частных предприятиях главными стали экономические стимулы к труду.


Слайд 21
Задание 24«В новой экономической политике (НЭП), проводившейся в 1920-х годах, доминировали рыночные методы хозяйствования».
Текст слайда:

Задание 24



«В новой экономической политике (НЭП), проводившейся в 1920-х годах, доминировали рыночные методы хозяйствования».


Слайд 22
Аргументы в подтверждение:• в ГОДЫ НЭПа была восстановлена торговля, в том числе частная; • в годы НЭПа
Текст слайда:

Аргументы в подтверждение:


• в ГОДЫ НЭПа была восстановлена торговля, в том числе частная;
• в годы НЭПа были отменены бесплатные услуги, произошел переход к денежной оплате труда;
• в годы НЭПа часть ранее национализированных промышленных предприятий были возвращены их прежним владельцам;
•государственные промышленные предприятия были переведены на хозрасчет;
• в сельском хозяйстве были разрешены аренда земли и использование наемной рабочей силы.


Слайд 23
Аргументы в опровержение:торговля в годы НЭПа носила ограниченный характер, в частности, внешняя торговля оставалась полностью в руках
Текст слайда:

Аргументы в опровержение:


торговля в годы НЭПа носила ограниченный характер, в частности, внешняя торговля оставалась полностью в руках государства;
стратегические отрасли промышленности, железнодорожный, речной и морской транспорт оставались в руках государства;
частное предпринимательство ограничивалось сферой услуг и мелкой промышленностью;
налогообложение в рамках НЭПа имело идеологизированный характер: размер налогов для частных предпринимателей был выше, чем для простых граждан.


Слайд 24
Образование СССР
Текст слайда:

Образование СССР


Слайд 25
Проекты объединения
Текст слайда:

Проекты объединения


Слайд 26
30 декабря 1922 г. открылся / съезд Советов СССР, на котором были утверждены Декларацияоб образовании СССР и
Текст слайда:

30 декабря 1922 г. открылся / съезд Советов СССР, на котором были утверждены Декларация
об образовании СССР и Союзный договор, — создан Союз Советских Социалистических
Республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР. В
состав СССР первоначально вошли четыре советские республики: РСФСР, Украинская ССР,
Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская федерация, состоявшая из Грузии, Армении и
Азербайджана).
Конституция СССР определила принципы построения союзного многонационального государства.
Высшая законодательная власть принадлежала съезду Советов СССР. В промежутках
между общесоюзными съездами Советов действовал двухпалатный ЦИК (Центральный
исполнительный комитет) СССР. Председателем ЦИК от РСФСР был избран
М. И. Калинин. Исполнительная власть принадлежала союзному правительству — Совету
народных комиссаров СССР. Председателем СНК СССР был В. И. Ленин.
Согласно первой главе Конституции, к ведению верховных органов власти СССР относились
вся сфера внешнеполитических и внешнеторговых сношений, обороны, все вопросы
о государственных границах и об изменении границ между республиками, а также вопросы
планирования и общего руководства всем народным хозяйством СССР. Столицей СССР
стала Москва.


Слайд 27
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны; создание и деятельность Коминтерна
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны; создание и деятельность Коминтерна


Слайд 28
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны


Слайд 29
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны


Слайд 30
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны


Слайд 31
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны


Слайд 32
Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны
Текст слайда:

Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны


Слайд 33
Задание 24В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну
Текст слайда:

Задание 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Вплоть до апреля 1922 года Советская Россия находилась в международной изоляции».


Слайд 34
Аргументы в подтверждение:до конца 1921 года правительства ведущих европейских стран и США не признавали советское правительство легитимным;до
Текст слайда:

Аргументы в подтверждение:

до конца 1921 года правительства ведущих европейских стран и США не признавали советское правительство легитимным;
до конца 1921 года правительства ведущих европейских стран и США признавали легитимными дипломатических представителей царской России;
до конца 1921 года парламенты и правительства ведущих европейских стран и США рассматривали возможность осуществления новой военной интервенции в Советскую Россию.


Слайд 35
Аргументы в опровержение:- 16 января 1920 года Верховный совет стран Антанты принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен
Текст слайда:

Аргументы в опровержение:

- 16 января 1920 года Верховный совет стран Антанты принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Советской Россией, союзными и нейтральными странами, что было формальным снятием экономической блокады;
• 16 марта 1921 года было заключено советско-английское торговое соглашение, которое означало прежде всего, что Великобритания признала Советское государство де-факто;
• 6 мая 1921 года было подписано торговое соглашение с Германией, которая пошла дальше Англии, признав представительство РСФСР в Германии и предоставив ему дипломатические права и привилегии;
• в 1921 году РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией, в которых решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимного признания и взаимопомощи.


Слайд 36
По материаламИ. А. Артасов, А. А. Данилов, Н. Ф. Крицкая, О. Н. Мельникова Модульный курс ≪Я сдам
Текст слайда:

По материалам

И. А. Артасов, А. А. Данилов, Н. Ф. Крицкая, О. Н. Мельникова Модульный курс ≪Я сдам ЕГЭ!≫
Пазин, Р. В. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Анализ исторического источника: учебно-методическое пособие.
Маркин С. А. История. ЕГЭ: выполнение задания 24


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть