Презентация, доклад на тему Сфера духовной жизни

Содержание

Духовные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания – не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически

Слайд 1Мазилкина Василина
Ученица 8кла
Школы №2
Города Энгельса
Сфера духовной жизни

Мазилкина Василина Ученица 8клаШколы №2 Города ЭнгельсаСфера духовной жизни

Слайд 2Духовные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую,

духовную сферу жизни общества. Явления сознания – не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства – производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) – предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.
Духовные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания

Слайд 3Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью

сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.
Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания

Слайд 4Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности

с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура – лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.
Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической

Слайд 5В самом широком смысле этого слова культура – развивающаяся совокупность материальных,

политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура – одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура – исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
В самом широком смысле этого слова культура – развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих

Слайд 6Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы

и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве – нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.
Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на

Слайд 7Главная цель, функция духовной культуры – формирование определенного типа личности в

интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция – формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
Главная цель, функция духовной культуры – формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в

Слайд 8При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет

свою специфику. Предмет труда в нем – не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем

Слайд 9Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве

выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.


Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как

Слайд 10Духовная ситуация в России

После падения социалистического строя в стране вся привычная

для миллионов людей идеологическая система ценностей также оказалась разрушенной. Перестало существовать то многообразие смыслов, которыми была пронизана вся общественная жизнь, которые помогали им ориентироваться в ней и решать свои повседневные задачи, побуждали их к совершению конкретных действий и поступков. В российском обществе наступил затяжной и очень глубокий идейно-духовный кризис. Жизнь потеряла четкие ориентиры, а иногда и смысл.
Духовная ситуация в России После падения социалистического строя в стране вся привычная для миллионов людей идеологическая система

Слайд 11Идеологический вакуум был немедленно заполнен с помощью СМИ другими ценностями -

индивидуализмом, культом денег, наживы, агрессии, секса, а также религиозными и оккультными взглядами самых различных по своему содержанию и происхождению. Отношение к этим новым ценностям в обществе весьма сложное и противоречивое. Но ответа на главный вопрос, который мучает, наверное, каждого российского человека, до сих пор нет. Почему Россия все 90-е гг. балансирует на краю бездны, почему падает жизненный уровень населения и растет аморализм, что нужно сделать, чтобы спасти страну? Какое будущее ждет Россию? Возродится ли она как великая держава или покинет историческую арену и уйдет в небытие? Одним словом, речь идет об обретении Россией, всем российским народом новых высших духовных ценностей, которые помогли бы обрести миллионам людей утерянные ими смысложизненные ориентиры. Пока этого нет, но есть ли надежда с теоретической, философской точки зрения?
Идеологический вакуум был немедленно заполнен с помощью СМИ другими ценностями - индивидуализмом, культом денег, наживы, агрессии, секса,

Слайд 12Общепризнанно, что Россия традиционно из века в век отличалась высокой духовностью,

по крайней мере, в образованной части общества, да и не только. Русский православный человек много размышлял о Царстве Божьем на земле, об окончательном разрешении всех земных противоречий, много исходил по земле в поисках высшей правды и справедливости. Почему же так неудачно складывается российская история?
Общепризнанно, что Россия традиционно из века в век отличалась высокой духовностью, по крайней мере, в образованной части

Слайд 13Дело здесь, конечно, не в какой-то особой и загадочной русской ментальности,

а совсем в другом, рационально объяснимом явлении. Россия в силу конкретных исторических условий на протяжении веков постоянно запаздывает в своем развитии, прежде всего в экономическом и политическом в сравнении с передовыми западноевропейскими странами. И перед Россией постоянно возникала проблема, куда пойти, какие цели и задачи поставить перед собой, как отыскать новые идеалы, которые помогли бы России преодолеть отставание и догнать ушедшие вперед страны. Напряженные духовные поиски приносили свои результаты, хотя ни одно из решений такого рода никогда не было и не могло быть окончательным. Но когда духовные поиски по каким-то причинам прекращались, тогда Россия неизбежно вновь оказывалась в кризисе. Велико сегодня духовное напряжение в России, во всех слоях общества идет напряженный поиск выхода из кризисной ситуации.
Дело здесь, конечно, не в какой-то особой и загадочной русской ментальности, а совсем в другом, рационально объяснимом

Слайд 14Противоречия в развитии сферы духовного производства

Итак, духовное производство очень многообразно и

по форме, и по содержанию. Оно претерпевает постоянные изменения под воздействием все более растущего исторического опыта, материальных условий существования общества, геополитической ситуации в мире. Внутри сферы духовного производства также складываются весьма сложные и противоречивые отношения между философией и религией, наукой и философией, наукой и религией.
Противоречия в развитии сферы духовного производства Итак, духовное производство очень многообразно и по форме, и по содержанию.

Слайд 15Взаимоотношения между ними - большая и сложная тема. Можно только сказать,

что в период культа науки, особенно в XIX в. - первой половине XX в., когда она пыталась доказать свою универсальную способность к решению любых проблем, философия и религия испытывали с ее стороны мощное давление. В частности, философию пытались превратить в настоящую науку. Отсюда появление позитивистской школы в философии, которая оказалась всего лишь сводкой, систематизацией конкретно-научного знания. Ответом на такой поворот дел стал расцвет иррационализма в философской мысли. Таким способом философия пыталась утвердить свое принципиальное отличие от научного рационализма того времени. Различным образом складываются отношения между формами духовного производства в каждой отдельной цивилизации - в Китае, Индии, России.

Один из самых сложных аспектов анализа духовного производства связан с изучением взаимосвязи материальных .условий жизни и уровнем духовности общества. Общепринято считать, что Восток, как древний, так в значительной мере и современный, отличается богатством и глубиной духовных поисков и прозрений. Все это верно, особенно в отношении буддизма.
Взаимоотношения между ними - большая и сложная тема. Можно только сказать, что в период культа науки, особенно

Слайд 16Вместе с тем можно сказать, что чрезмерная активность человека в сфере

духа при отсутствии интереса к материальной стороне жизни, при предельном ограничении насущных потребностей также опасна, как и обратная ситуация. Такая духовная активность с неизбежностью ведет к асоциальной позиции человека, когда духовное совершенствование человека никаким образом не связывается с общественными отношениями, с социально значимой деятельностью. В качестве примера можно привести современные весьма популярные школы, проповедующие науку духовного развития. Главная задача таких школ заключается в обучении человека медитации с целью познания собственной души и затем возвращения к Богу, понимаемого как некоторое космическое сознание. Все это де позволит человеку обрести внутренний мир и покой. "Величайшей целью человеческой жизни, - написано в книге, изданной одной из таких школ, - является самопознание и богореализация. Все остальное лишь пустая трата времени" .

2 Духовность и вегетарианство. М., 1994. С. 18.
Вместе с тем можно сказать, что чрезмерная активность человека в сфере духа при отсутствии интереса к материальной

Слайд 17Важно заметить, что нет однозначной связи между ростом материального благополучия в

обществе и уровнем духовности. В одних социальных группах сытость и комфорт порождают духовный инфантилизм, безразличие к высоким идеалам, к идее личного совершенствования. В других социальных группах, напротив, удовлетворение жизненно важных, витальных потребностей стимулирует дальнейший рост интереса к занятиям философией, искусством, к поиску все новых и более глубоких смыслов своего существования, одним словом, к полноте духовной жизни.

В итоге можно сказать так: о реальном состоянии общества, находится ли оно в кризисе или динамично развивается, нельзя судить только по тому, что сделано и делается в сфере духа, что пишется о будущем общества, его идеалах. В здоровом обществе должна быть какая-то соразмерность материального, социального и духовного. В каждом конкретно-историческом обществе эта проблема может быть решена разными способами. Общим для них выступает лишь одно - непрекращающийся поиск здесь совершенства, гармонии, справедливости.
Важно заметить, что нет однозначной связи между ростом материального благополучия в обществе и уровнем духовности. В одних

Слайд 27 Спасибо

за внимание
Спасибо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть