Презентация, доклад на тему Садово-парковое искусство Древнего мира. Древняя Греция и Рим

Содержание

План урокаОрганизационный момент.Опрос по пройденной теме и проверка домашнего задания.Изложение нового материала: лекция, показ слайдов, зарисовки на доске.Закрепление пройденного материала: устный опрос. Задание на дом.

Слайд 1Дисциплина: Основы садово-паркового искусства

Урок №2: Садово-парковое искусство древней Греции и древнего

Рима
преподаватель Государственного образовательного учреждения среднего
специального образования Тульской области «Крапивенский лесхоз-техникум»
Лютенко Елена Леонидовна

Презентация урока

Дисциплина: Основы садово-паркового искусстваУрок №2: Садово-парковое искусство древней Греции и древнего Рима   преподаватель Государственного образовательного

Слайд 2План урока
Организационный момент.

Опрос по пройденной теме и проверка домашнего задания.

Изложение нового

материала: лекция, показ слайдов, зарисовки на доске.

Закрепление пройденного материала: устный опрос.

Задание на дом.

План урокаОрганизационный момент.Опрос по пройденной теме и проверка домашнего задания.Изложение нового материала: лекция, показ слайдов, зарисовки на

Слайд 3Историю Древней Греции принято делить на четыре эпохи: древнейшую ("гомеровскую") до

конца VIII в. до н. э.; архаическую (VII - VI вв. до н. э.); классическую (V-IV вв. до н. э.); эллинистическую (III - I вв. до н. э.).

По своему географическому положению Древняя Греция занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый, ряд горных кряжей отделяет одну область от другой; без широких речных долин, морской берег изрезан. Климат средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух прозрачный и ясный, что обеспечивает видимость на большом расстоянии.
Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Из древесных культур выращивали, маслины, сосну приморскую, дуб, платан, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр, мирт; из цветочных: махровые розы, левкои, хризантемы, гвоздику, анютины глазки, водяные лилии.

Из строительных материалов использовались белый и голубовато-серый мрамор, темно-фиолетовый мраморный известняк.

Историю Древней Греции принято делить на четыре эпохи: древнейшую (

Слайд 4Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более

свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком.

Демократические основы культуры Древней Греции, заложенные в архаический период, выражались и в отношении к богам, и в отношении друг к другу, и в отношении к природе. Греки воспринимали природу чувственно-эстетически, в единстве пользы и красоты.


Аристотель (IV в. до н.э.), считал, что «…город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству

Слайд 5Греки предпочитали создавать небольшие города «полисы» — с населением не более

10 тыс. человек. Афины были, пожалуй, редким исключением -там проживало 120-150 тыс. человек. Полис состоял из города (центра), окруженного оборонительными стенами, и сельской округи. В городе жило основное население полиса, на агоре (городской площади) собиралось Народное собрание и шла торговля, а на акрополе (цитадели) находились храмы самых почитаемых богов.
Греки предпочитали создавать небольшие города «полисы» — с населением не более 10 тыс. человек. Афины были, пожалуй,

Слайд 6Эти принципы направили развитие греческого садово-паркового искусства по пути создания садов

общественного характера. Публичные сады, украшенные фонтанами, гротами, скульптурой, были частью городов и поселений.

Городская общественная площадь агора была обсажена ширококронными деревьями и ограничена крытой колоннадой.

Эти принципы направили развитие греческого садово-паркового искусства по пути создания садов общественного характера. Публичные сады, украшенные фонтанами,

Слайд 7Замечательным рукотворно-природным творением является вырастающий из скалы ансамбль Афинского акрополя, сотворенный

из мрамора, неба и воздуха. Весь ансамбль согласуется с ландшафтном путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.
Замечательным рукотворно-природным творением является вырастающий из скалы ансамбль Афинского акрополя, сотворенный из мрамора, неба и воздуха. Весь

Слайд 8Знаменитые афинские театры Диониса, Герода Аттика, театр в Эпидавре как бы

втягивают зрителя в огромные воронки амфитеатров, высеченных в естественном скальном рельефе. Греческие театры отличались исключительной акустикой и идеальной связью со свободно обозреваемым окружающим ландшафтом.
Знаменитые афинские театры Диониса, Герода Аттика, театр в Эпидавре как бы втягивают зрителя в огромные воронки амфитеатров,

Слайд 9Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения:
Священные рощи (нимфеи

и герооны). Нимфей – богопочитаемое место - дубовая, кедровая или маслиновая роща с водным источником в центре. Источник украшался скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа. Например, роща Афины Паллады располагалась близ дороги, имела луг, окружающий источник, где стоял алтарь в тени четырех тополей.

Героон представлял первоначально рощу, посвященную герою и носил мемориальный характер. Они украшались статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Герооны стали прообразом спортивных парков.

Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения: Священные рощи (нимфеи и герооны). Нимфей – богопочитаемое место

Слайд 10 Гимнасии или философские сады. Часть из них была преобразована из

героонов и вначале они представляли собой места для занятий физическими упражнениями, затем стали использоваться просто для встреч или философских бесед, постепенно перерастая в философские сады. Гимнасии чаще всего представляли собой цветущие сады со множеством деревьев и лужаек.

Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения:

Гимнасии или философские сады. Часть из них была преобразована из героонов и вначале они представляли собой

Слайд 11 Частновладельческие сады. Они носили чисто утилитарный характер, но там использовались

элементы художественно-декоративной обработки:Неотъемлемой частью греческого дома перистильного типа был внутренний двор, окруженный колоннадой. Он был вымощен каменными плитами и декорирован небольшим бассейном в середине, растениями в вазонах и скульптурой.

Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения:

Частновладельческие сады. Они носили чисто утилитарный характер, но там использовались элементы художественно-декоративной обработки:Неотъемлемой частью греческого дома

Слайд 12Более свободное композиционное решение культурных ландшафтов.

Сложное террасирование, позволяющее создавать разноплановые

композиции.

Использование принципов равновесия, ритма и симметрии.

Применение системы пропорций – принципа «золотого сечения» и модуля как соотношение частей и целого, где модуль – это единица, минимальный базовый элемент как основа, на которой строится вся композиция путем кратного увеличения или повтора.

Античная культура Древней Греции вобрала в себя
традиции великих цивилизаций Востока и привнесла
в садовое искусство свои уникальные приемы:

Более свободное композиционное решение культурных ландшафтов. Сложное террасирование, позволяющее создавать разноплановые композиции.Использование принципов равновесия, ритма и симметрии.Применение

Слайд 13Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века

превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

В истории Древнего Рима выделяют три эпохи. Эпоха царей (VIII-VI вв. до н.э.) характеризуется формированием рабовладельческого строя.
Эпоха республики (VI-I вв. до н.э.) - Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство.
Эпоха империи (I-V вв. н.э.) - определяется значение Рима как государственного центра. Разворачивается градостроительство: строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенствуется композиционное решение архитектурных ансамблей.
В конце III в. н.э. упадок рабовладельческой системы обусловил кризис империи. В 410 г. н.э. Римская империя пала под ударами вестготов.

Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся

Слайд 14Широк ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений: здесь произрастали различные виды сосен,

дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, розы тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф и наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка)

Широк ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений: здесь произрастали различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь,

Слайд 15Как и во многих других сферах, в садово-парковом искусстве Древнего Рима

присутствует множество греческих заимствований. Однако воинственные римляне и здесь к эллинским подражаниям прибавили свойственные только им величественность и роскошь
Как и во многих других сферах, в садово-парковом искусстве Древнего Рима присутствует множество греческих заимствований. Однако воинственные

Слайд 16Типы объектов садово-паркового искусства в Древнем Риме
Объекты общественного
назначения
Частновладельческие
сады
Священные рощи

Городские

сады и парки

Дороги и форумы

Гидротехнические сооружения

Сады городских домов

Сады загородных вилл

Императорские сады


Типы объектов садово-паркового искусства в Древнем РимеОбъекты общественного назначенияЧастновладельческие садыСвященные рощиГородские сады и паркиДороги и форумыГидротехнические сооруженияСады

Слайд 17Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у

греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.
Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм,

Слайд 18В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные

сады. Один из таких увеселительных комплексов для горожан - Марсово поле, построенное Агриппой (63 г. до н. э. -14 г. и. э.),- талантливым полководцем, помощником императора Августа.

На Марсовом поле, кроме цирков, театров, портиков, терм, был размещен великолепный парк, украшенный бассейнами, фонтанами, большим озером для купания и различных развлечений на воде.

В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные сады. Один из таких увеселительных комплексов

Слайд 19Городские общественные сады устраивались около портиков вблизи театров или других общественных

зданий. Они служили для прогулок или использовались в качестве открытого фойе.

Около роскошного здания терм Агриппы был заложен парк с большим проточным искусственным озером и каналом. В парке было размещено около 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах таких парков устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения.

Городские общественные сады устраивались около портиков вблизи театров или других общественных зданий. Они служили для прогулок или

Слайд 20В Древнем Риме появляется строгое разделение уличного полотна на проезжую часть

и тротуары, для которых применяли большие прямоугольные плиты, а для проездов либо тот же плитняк, либо крупную мозаику из неправильных, но искусно подобранных камней. Желая создать для триумфальных шествий торжественную архитектурную оправу и стремясь к усилению архитектурной значимости главных улиц, римляне стали обстраивать эти улицы непрерывно идущими колоннадами.

По сравнению с греками римляне сильно развили архитектуру городских улиц. Этому способствовало высокое благоустройство римских городов. Римляне употребляли на мощение улиц не только простые сорта камня, но даже и мрамор.

Римские дороги были обсажены деревьями для того, чтобы защитить марширующие легионы от солнца. Зимой аллеи защищали от сугробов – благодаря кронам деревьев внутри аллеи лежит более мягкий снег, легко поддающийся утаптыванию.

В Древнем Риме появляется строгое разделение уличного полотна на проезжую часть и тротуары, для которых применяли большие

Слайд 21В Древнем Риме все многообразные стороны общественной жизни сосредотачивались на форуме.

Форум был местом и центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей, тут же хранилась казна, велась торговля, заключались сделки.

В праздничные дни форум превращался в зрительный зал - в центре площади происходили гладиаторские игры. Также многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. Это были: храмы, базилики для суда, биржи, курии для заседания сената или городского управления, лавки торговцев, окаймляющие площадь портики.

В Древнем Риме все многообразные стороны общественной жизни сосредотачивались на форуме. Форум был местом и центром политической

Слайд 22«Мне кажется, что величие Римской империи прекрасно подтверждают три вещи: водоводы,

дороги и канализация».
Дионисий Геликарнасский (7 год н.э.)

Одиннадцать древнеримских акведуков, которые были построены с 312 г.до н.э. снабжали город водой в количестве вдвое больше необходимого. Вода была в избытке в частных домах зажиточной части населения, привилегией для избранных. Также поставлялась в общественные фонтаны, их было около 1300, в 15 монументальных фонтанов, в 900 бассейнов, в 11 общественных термальных источников и в три искусственных озера.

Водопотребление на одного человека в Древнем Риме было сопоставимо с водопотреблением на одного человека в современном городе.

«Мне кажется, что величие Римской империи прекрасно подтверждают три вещи: водоводы, дороги и канализация».

Слайд 23 Частновладельческие городские сады: в древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого

дома, в объеме которого находились внутренние дворы (атриумы), окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов.

План и разрез
атриумно-перистильного
жилого дома

Общий вид атриума

Частновладельческие городские сады: в древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние

Слайд 24Сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто

хозяйственного до увеселительного:

«рустика» – сельскохозяйственная вилла;

«фруктуария» – вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный аллеями из тенистых неплодовых деревьев;

«урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного:«рустика» – сельскохозяйственная вилла;

Слайд 25Ближе к зданиям, а также во внутренних двориках устраивались декоративные сады

для отдыха:
для вечерних пиршеств были предназначены внутренние дворики, так называемые виридариумы , в которых произрастали вечнозеленые растения;

для прогулок и развлечений служил регулярно распланированный плоский декоративный сад-ксист;

для прогулок на лошадях или на носилках предназначался сад-ипподром.

На специально выделенных территориях содержались дикие и домашние животные и вольеры-птичники.

Декоративные сады и парки плавно переходили в хозяйственные участки (огороды и фруктовые сады), растворявшиеся в зеленой массе, окружавших усадьбы лесов.

Объемно-пространственные композиции этих садов представляли собой сложную систему террас, соединенных лестницами и пандусами. Украшениями террасных садов были разнообразные гидротехнические устройства и формы малой архитектуры.

Создавая прогулочные сады, римские зодчие большое внимание уделяли созданию дальних перспектив. Именно поэтому, самое большое количество вилл и дворцов расположено в средней и южной части Аппенинского полуострова, имеющей ярко выраженный горный рельеф и живописное побережье.

Иной характер носили сады и парки загородных усадеб римской знати. Их площадь порой достигала 100-150 га, а парковые композиции создавались в соответствии с традиционным укладом жизни римских патрициев.

Ближе к зданиям, а также во внутренних двориках устраивались декоративные сады для отдыха: для вечерних пиршеств были

Слайд 26Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад

Перикла и сад с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.

Вилла императора Адриана (117-138 гг. н.э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений.

Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад с водоемом и

Слайд 27Сад с водоемом
виллы Адриана современное состояние

Сад с водоемомвиллы Адриана современное состояние

Слайд 28В римских садах топиарное искусство (умелая техника подрезки или стрижки деревьев)

оценивалось очень высоко и достигло совершенства. Например, на вилле Ручелаи кусты самшита были подстрижены в виде больших кораблей, храмов, животных, птиц, фигур мужчин и женщин.


«Римский квинкунс» - это способ посадки деревьев пятёрками, сдвинутыми довольно плотно в ряды и затем постриженными в один объем кроны. Стволы при этом оставляют открытыми, что обеспечивает видимость по диагонали между стволами и создаёт полог из крон над ними.

Ещё один прием, сохранившийся
в ландшафтном дизайне до наших времен – квинкунс, также берёт своё начало в Древнем Риме.

В римских садах топиарное искусство (умелая техника подрезки или стрижки деревьев) оценивалось очень высоко и достигло совершенства.

Слайд 29В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование

ландшафтных приемов античной Греции;

- создание новых типов садов (общественные сады, атриумно- перистильные сады, сады при виллах, сады-ипподромы);

- отсутствие композиционного единства в садах.

- В римской архитектуре сконцентрировались такие черты, как грандиозность и монументальность в сочетании с рациональной конструкцией и планировкой, соответствие образа сооружения его назначению.

- В Древнем Риме возникли специфические приемы садово-паркового искусства, обусловленные характерными особенностями рельефа, природы и климата Италии

- применение мелиорации и гидротехнических сооружений,

- террасирование склонов для разбивки парка и размещения зданий,

- использование топиарного искусства, цветочного партера и скульптуры, пандусов и лестниц.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:- совершенствование ландшафтных приемов античной Греции;- создание новых

Слайд 30Контрольные вопросы по теме: «Садово-парковое искусство древней Греции и древнего Рима»
1.

Какие типы садов существовали в древней Греции?

2. Что такое «героон»?

3. Каково было устройство сада греческого жилого дома? Как назывался такой тип дома?

4. Как обустраивались в древней Греции территории общественного назначения: философские сады, городские улицы, агоры?

5. Что такое «топиарии»? Какие растения использовались для их создания?

6. Что такое «акведук» и для чего он использовался?

7. В чем отличие сада при городском жилом доме от сада загородной виллы?

8. Как был устроен сад-ипподром и какое он имел назначение?

9. В чем отличие приема террасирования в Междуречье от террасирования в садах древнего Рима?

10. Что такое «виридариум»? Где он располагался и какое имел назначение?


Контрольные вопросы по теме:  «Садово-парковое искусство древней Греции и древнего Рима»1. Какие типы садов существовали в

Слайд 31Домашнее задание: Составить сравнительную таблицу формирования исторических ландшафтов
Государства
Характеристики
Древняя Греция
Древний

Рим

Исторический период
существования

Географическое
положение

Климат и ландшафт

Растительность

Природные
строительные материалы

Гидротехнические
и искусственные водные устройства

Виды и назначения садов

Композиционное решение планировки городов и садово-
парковых комплексов

Композиционные приемы
садово-паркового искусства

Домашнее задание: Составить сравнительную таблицу формирования исторических ландшафтовГосударства Характеристики Древняя Греция Древний Рим Исторический период существования Географическое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть