Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа р.п.Сурское
Реализация метапредметных связей на уроках истории и
обществознания в условиях реализации ФГОС
Подготовила: Бикбаева Г.А.
учитель истории и обществознания
Слайд 2Актуальность работы
Проблеме качественного образования на всех уровнях образовательного процесса
во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах
Президента РФ, Концепции модернизации образования.
«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского
образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия,
отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за
судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Качество современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться
в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в
разных областях знания для решения жизненно важных задач.
Компетентностный подход к обучению становится приоритетным направлением модернизации
образования.
Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые
специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.
Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является
формирование ключевых компетенций учащихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности. Умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.
Слайд 3Объект исследования: ключевые компетенции учащихся.
Предмет исследования: процесс формирования ключевых компетенций
учащихся в
исследовательской деятельности через метапредметные связи.
Цели исследования:
развитие ключевых компетенций учащихся посредством метапредметных связей.
Формирование не только определённых личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить профессиональное самоопределение.
Гипотеза исследования: развитие ключевых компетенций посредством метапредметных связей позволит подготовить учеников, адаптированных к новым условиям, способных к самоопределению в жизни, готовых к грамотному принятию самостоятельных решений.
Задачи исследования: разработать систему оценки метапредметных образовательных результатов, создать базу методических разработок. подобрать диагностический инструментарий для определения УУД участников образовательного процесса .
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие
методы исследования:
эмпирические (практические): изучение методической литературы по проблеме, обобщение
педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, беседа, организация и анализ работы;
теоретические: системно-структурный для планирования и разработки уроков,
типологический- для разработки типов уроков.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 17 декабря 2010 года
определяет, что учащийся должен уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Метапредметными называют результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 5В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения сформированных универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий.
Под метапредметными (обобщающими) действиями понимаются способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Работа учителя на образовательный результат учащегося связана с передачей последнему способов целеполагания, действия, контроля и оценки на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а также структуры самой учебной деятельности, в которую ребята научатся «вкладывать» освоенные способы действия или создавать новые под поставленную задачу.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Слайд 6К регулятивным относятся: владения действиями, связанные с принятием и удержанием
учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Слайд 7К коммуникативным относятся:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
К познавательным относятся:
1) владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
2) владения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения по родовидовым признакам, установления аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Слайд 8
Метапредметные связи имеют особое значение для формирования общественно- научных понятий. Но
при этом понятие не просто дублируется, а углубляется.
Метапредметные связи позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Поставлена задача отыскать возможные точки их соприкосновения, показать пример широкого сотрудничества предметов на уроках истории, обществознания, информатики через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их метапредметную компетентность.
Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей. При метапредметном подходе в определённой степени преодолеваются строгие рамки предметов, устанавливаются общие для учебных предметов темы, которые ведут к реализации целей более высокого уровня.
Слайд 9В зависимости от дидактических целей
метапредметные компетенции можно рассматривать с точки
зрения:
общности методов и приёмов;
форм преподнесения знаний;
формирования умений и навыков;
общности предметов в плане развития интеллектуально-познавательных
способностей учащихся;
воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.
Традиционные способы организации образовательного процесса обеспечивают невысокий результат качества образования. Поэтому были изучены такие предметные области как «История», «Информатика», «Обществознание» , выявлены темы которые могут быть рассматренны на занятиях на основе метапредметных связей с целью развития ключевых компетенций учащихся.
Слайд 10Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных
средств формирования метапредметных результатов учащихся. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.
На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Формирование ИКТ- компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
«Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации». Образовательные технологии с применением компьютерных технологий принято называть информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).
Слайд 11Компьютер обеспечивает возможность реализовать на уроке следующие направления:
1) при изложении
нового материала — визуализация знаний (демонстрационно –энциклопедические программы; технологии PowerPoint);
2) проведение виртуальных лабораторных, практических работ с использованием
обучающих программ;
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие
программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.
8) работа с понятиями.
Слайд 12Учащийся может работать с компьютером как на уроке, так и самостоятельно
дома, что особенно актуально при нехватке времени на уроке.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).
Компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.
Также, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, вполне доступная каждому учителю и ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы.
Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.
Слайд 13Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо
привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группе. Например, при закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по созданию слайдов. Это создаст на уроке благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе.
Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует метапредметные универсальные учебные действия. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.
Слайд 14Для формирования метапредметных УУД эффективно использовать электронные образовательные ресурсы. ЭОР можно
разделить на три основные группы, которые можно воспроизводить с помощью компьютера:
первый — информационные ресурсы И- типа, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках, и позволяют учащимся получить информацию к уроку.
второй тип — практические ресурсы П- типа, при работе с которыми учащиеся выполняют задания для закрепления темы. Эти ресурсы могут содержать видеофрагметы, текст, картины.
третий тип — контрольные ресурсы К- типа, в виде тестов или контрольных работ, позволяют учащимся проверить усвоение темы в реальном времени. Все ресурсы интерактивны, учащиеся сразу получают результат.
Использование ЭОР в учебной деятельности:
- Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
- Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
- Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимации.
- Усиливает наглядность. Вместо старых таблиц - «культурное» изображение. Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
- Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
Слайд 15ЭОР можно найти на сайтах:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru
);
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru );
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно», http://window.edu.ru );
Ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru ).
В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.
В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с _нтернет-ресурсами.
Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru , http://www.ege.ru ; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию.
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.
Слайд 16Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные
объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации.
Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести практическую работу, контрольное тестирование и тут же проверить свои знания.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Слайд 17Применяя в своей работе ИКТ прежде всего надо ориентироваться на
следующие моменты:
ИКТ должны быть простыми в использовании, обеспечивающими разные виды обратной связи с пользователем;
компоновать материал по своему усмотрению, а не только в строго представленном порядке, использовать разные способы взаимодействия;
материал должен представлять образовательную ценность для учащихся (соответствовать возрастным особенностям учеников, требованиям Государственного образовательного стандарта), способствовать формированию опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, а также социального опыта, в том числе на интерактивном уровне,
предлагать варианты творческой и проектной деятельности, устанавливать межпредметные связи.
Обязательным условием применения ИКТ является соответствие времени работы с ними на уроке нормам СанПИН: для учащихся 8-11 классов время работы с компьютером составляет 25 минут.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Слайд 18С учетом опыта использования ИКТ на уроках истории и обществознания, я
хочу отметить, что ИКТ не должны носить случайный характер и преследовать развлекательный эффект. Методическая организация таких занятий требует четкой направленности, последовательности в работе учителя для повышения качества исторического и обществоведческого образования в школе.
В ходе постоянной и системной работы с ИКТ хочу выделить преимущества ИКТ перед учебниками:
- материал представляется на экране компьютера.
- нелинейная навигация по тексту.
- кино, анимация, звукозапись.
- возможность одновременного воспроизведения некоторой совокупности объектов, представленных различными способами: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
Поэтому данные факторы как я считаю наиболее эффективными в процессе преподавания истории, обществознания и достижения метепредметных результатов, так как:
- ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых процессов, явлений (текстовые и звуковые фрагменты, графические изображения, демонстрационные слайды, видеофрагменты, анимационные сюжеты, интерактивные сюжеты);
- содержат систематическое изложение учебного курса, раздела в соответствии с требованиями образовательного стандарта, учебной программы по предмету.
- возможна организация различных типов и форм учебных занятий.
Слайд 19Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие?
Требования к сценарию учебного занятия
1. Методическое
обоснование темы урока: уровень общего образования, курс истории, уровень исторического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации (пункт 1).
3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы. Веделят выбор содержания и способов обучения.
Слайд 204. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из
содержащихся в материалах рубрики источников (карта, документ, иллюстрация, научно-популярный текст, статистическая таблица). Вопросы и задания направлены на:
— атрибуцию источника;
— логический анализ его информации;
— локализацию содержащихся в нём сведений в пространстве и времени;
— критический анализ источника;
— аксиологический (ценностный) анализ Текста;
— праксеологический анализ источника.
5. Познавательные задания и критерии их проверки, подготовленные на основе приёмов многоперспективного подхода к изучению истории и монтажа источников, которые можно предложить учащимся для работы в группах или индивидуально (два и более примеров).
6. Трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ по истории, охватывающая содержание новой темы (10 заданий для части А, 5 заданий — В, 7 заданий — С.)
Слайд 217. Интеграция содержания учебной темы с региональным (национально-региональным) компонентов содержания исторического образования
(учебный материал, вопросы и задания, связывающие тему урока с курсом региональной/локальной истории
8.Вопросы и задания для обобщающей дискуссии, подводящие школьников к выводам о новизне и неисчерпаемости исторического познания, многообразии источников и интерпретаций исторического прошлого, к сопоставлению альтернативных точек зрения и формулированию собственных суждений, к разработке перспектив научного исследования и общественного обсуждения данной темы и т.п.
Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.
Слайд 22
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Приобретение учащимися навыка работы с ИТК технологиями, умения строить кластеры,
схемы, таблицы, графики путем преобразований и различных комбинаций.
Активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Развитие творческих способностей учащихся, формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности.
Развитие коммуникативных способностей и чертёжно-графических умений.
Разработка исследовательских проектов учащихся по итогам реализации элективного курса.
Создание банка методических разработок.
Слайд 23
На протяжении последних лет педагоги нашей школы активно работают над включением
в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности через метапредметные связи.
Причиной усиленного внимания со стороны нашего педагогического коллектива к данному вопросу стало стремление разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной школе, а именно:
- система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ и отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях;
- необходимость овладения выпускниками навыками самообразования.
Слайд 24Результатами этой работы можно считать:
систематизацию приемов способствующих эффективному формированию исследовательских
умений обучающихся;
создание условий для осмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;
влияние исследовательской деятельности на учебную мотивацию;
создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.
Слайд 25Для выявления влияния исследовательской работы на учебную мотивацию было проведено анкетирование
среди школьников 6, 9,11 классов. Результаты которого отражены в таблице 1.
Слайд 26Рис.1 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Слайд 27Рис.2 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Сравнительный анализ результатов показал(рис.1 и 2),
что значительная часть учеников связывают свою успешность в обучении с занятиями исследовательской деятельностью. На третьем и четвертом рисунках мы можем видеть, что учащиеся осознают, что именно в процессе исследовательской деятельности они приобретают новые не только знания, но и формируют умения, которые им помогают в процессе обучения
Слайд 29Анализ пятого и шестого вопроса (рис. 5,6) показывает, что несмотря на
то, что в 11 классе меньше ребят занимаются внеурочной исследовательской деятельностью (возможно, это связано с большей занятостью по подготовке к ЕГЭ), но они ясно осознают, что их будущее успешное профессиональное обучение напрямую зависит от того, будут ли они заниматься исследованиями.
Рис.5 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Слайд 31 Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие
у учащихся широкого круга компетентностей:
социально-адаптивной (гражданственной);
-когнитивной (познавательной);
-информационно-технологической,;
- коммуникативной.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Слайд 32
Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации исследовательской деятельности учащихся через
метапредметные связи при изучении истории и обществознания позволяет нам:
осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;
познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;
научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат.
- научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Слайд 33Используемая литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /
Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2.Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
10. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
11. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципоа метапредметности / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_kak_jadro_rossijskogo_obrazovanija/14-1-0-349
- http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
- http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820
- http://www.sibuch.ru/article.php?no=451
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
- http://imc.tomsk.ru/metod
- http://www.apkpro.ru/content/view/804/
- http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/