Слайд 1
Реалистическая живопись 19 века
Слайд 2Содержание
1.Введение
2.Основные черты реализма
3.Реалистическая живопись в п.п. 19 века
4.Реалистическая живопись во второй
половине 19 века
5.Заключение
6.Библиография
Слайд 3Художественные методы в живописи 19 века.
Слайд 4Классицизм
К. П. Брюллов
А. А.Иванов «Последний день «Явление
Помпеи» ( 1830 г. -1833 г. ) Христа
народу»
(1837 г. – 1857 г.)
Слайд 5Романтизм
О. А. Кипренский
«Портрет А. С. Пушки-
на» (1827 г.
)
Слайд 6Реализм ( фр. Realisme, от лат. Realis- вещественный,действительный )- течение в
искусстве, стремящееся правдиво и объективно отражать действительность.
Слайд 7Основные черты реализма:
Действительность ( верное отражение окружающего мира );
Народность;
Патриотизм;
Эмоциональная насыщенность;
Гражданственность;
Выявление неприглядных
сторон российской жизни;
Гуманизм.
Слайд 8Реалистическая живопись в первой половине 19 века.
Жанры:
1) бытовой жанр –
жанр
изобразительного искусства, посвященный повседневной, частной и общественной жизни.
Слайд 9Художники:
Алексей Гаврилович Венецианов
(1780 г. – 1847 г. )
Родился
в Москве, в небогатой ку-
печеской семье греческого выход-
ца Формаки-Венециано. Служил зем-
лемером при лесном департаменте.
С 1810 г. учился в Академии Художеств.
В 1819 г. оставил службу и поселился в
д. Сафонково Тверской губернии.
Там же организовал собственную худо-
жественную школу. Венецианов А. Г. по-
гиб в результате несчастного случая по
дороге в Тверь в 1847 г. в с. Поддубье.
Слайд 10
«Гумно» (1821 г.)
«Утро помещицы» (1823 г.)
«
Слайд 11Павел Андреевич Федотов
(1815 г. – 1852 г.)
Сын очень бедного чиновника, бывшего воина
Екатерининских времён. Был прапорщиком в
лейб-гвардии Финдлянского полка, потом
переселился в Санкт-Петербург. Года че-
рез 3 службы в полку он начал посещать
рисовальные классы Академии художеств.
После отставки вплотную занялся рисованием.
Умер от болезни в больнице всех скорбящих.
Слайд 13
2) портрет - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является один
человек или группа людей.
Слайд 14
«Девушка с василька-
ми» (1820 г.)
Слайд 15
3) пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр
изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа или какая-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Слайд 16Григорий Васильевич Сорока
(1823 г. – 1864 г.)
Ученик А. Г.
Венецианова.
Крепостной человек тверского
помещика Н. П. Милюкова. Как
и все ученики Венецианова,
Сорока работал с натуры.
А. Г. Венецианов хотел выку-
пить его из неволи, но не успел.
После его смерти, Сорока окон-
чил жизнь самоубийством.
Слайд 18Реалистическая живопись во второй половине 19 века
Жанры:
1) бытовой
жанр (ведущее место в творчестве передвижников заняли бытовые сцены)
Слайд 19Василий Григорьевич Перов
(1833/4 г. – 1882 г.)
Родился в Тобольске.
Окончил
курс в Арзамасском уездном
училище, был отдан в художест-
венную школу. В 1853 г. посту-
пил в Московское училище жи-
вописи, ваяния и зодчества. В
1866 г. получил степень акаде-
мика. Скончался от чахотки в
с. Кузьминки (ныне территория
г. Москвы).
Слайд 20«Сельский крестный ход на пасху» (1861 г.)
Слайд 23
2) исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, который посвящается
изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками.
Слайд 24Василий Иванович Суриков
(1848 г. – 1916 г.)
Родился в Красноярске,
в ка-
зачьей семье. В 1856 – 1861 г.
учился в Красноярском
уездном училище, где полу-
чил первые художественные
познания. В 1869 г. поступил
в Академию Художеств. В
1916 г. уезжает в Крым на ле-
чение. Скончался в Москве
от склероза сердца.
Слайд 25«Утро стрелецкой казни» (1881 г.)
Слайд 28«Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.)
Слайд 29«Переход Суворова через Альпы» (1899)
Слайд 30Илья Ефимович Репин
(1844 г. – 1930 г.)
Родился в
семье военного
поселенца, в г.Чугуев на
Украине. С 13 л. обучался
живописи. В 1863 г. поступил
в Академию художеств.
Был членом товарищества
передвижных художествен-
ных выставок. Скончался
в своей усадьбе «Пенаты» в
с. Куоккала.
Слайд 31«Бурлаки на Волге» (1870 г. – 1873 г.)
Слайд 32«Крестный ход в Курской губернии»
(1881 г. – 1883 г.)
Слайд 34Николай Николаевич Ге
(1831 г. – 1894 г.)
Родился в Воронеже, в се-
мье
помещика. Учился в
Киеве в первой Киевской
гимназии. По окончании
гимназии поступил на физи-
ко - математический факультет
сначала Киевского, потом
Петербургского университета.
В 1850 г. бросил университет
и поступил в Академию ху-
дожеств. В 1875 г. навсегда
покинул Петербург и уехал на
Украину. Там он и умер.
Слайд 35«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871 г.)
Слайд 37Иван Николаевич Крамской
(1837 г.- 1887 г.)
Родился в г. Острогожск Воронежс-
кой губернии,
в семье писаря.
С 1857 г. по 1863 г. учился в
Санкт-Петербургской Академии
Художеств. Стал инициатором
«восстания 14», которое закон-
чилось исключением из академии.
Был одним из основных членов
общества Подвижных выставок
искусств (или передвижников).В
1863 г. – 1868 г. он преподавал в
школе рисования общества под-
держки прикладного искусства. Умер
во время работы над портретом док-
тора Раухфуса, когда внезапно накло-
нился и упал.
Слайд 39Николай Николаевич Ге
«Портрет А. И. Герцена» (1867 г.)
Слайд 41Василий Дмитриевич Поленов
(1844 г. – 1927 г.)
Родился в
Петербурге.
учился в Петрозаводской
гимназии. По окончании
курса записался в ученики
Академии Художеств. В 1876 г.
состоял официальным худож-
ником при главной квартире
наследника-цесаревича (Александ-
ра III) в ходе русско-турецкой войны.
По окончанию войны поселился в
Москве.С 1879 г. состоял членом
Товарищества передвижных худо-
жественных выставок.Скончался
в с. Борок (ныне Поленово) Тульс-
кой области.
Слайд 43Иван Иванович Шишкин
(1832 г. – 1898 г.)
Родился в г.
Елабуха Вятской губер-
нии. Был сыном купца. В 12 лет
И. И. шишкин был определен в учени-
ки первой Казанской гимназии, но дойдя
до 5 класса, оставил её и поступил в Мос-
ковское училище живописи,ваяния и зодчес-
тва. Окончив курс этого заведения, с 1857 г.
продолжил свое образование в Акаде-
мии художеств (1856 г. – 1865 г.). Худож-
ник владел усадьбой в д. Выра (ныне
Гатчинский район).Умер скоропостижно в
Петербурге в 1898 г. , сидя за мольбер-
том,работая над новой картиной.
Слайд 45«Утро в сосновом бору» (1889 г.)
Слайд 46Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830 г. – 1897 г.)
Родился в
Москве, в семье
купца. Уже в ранней юности
у него обнаружились незаурядные
способности к живописи. Вопреки
желаниям отца, который хотел
приспособить сына к «коммер-
ческому делу»,мальчик поступил в
1844 г. в Московское училище живо-
писи, ваяния и зодчества, которое
окончил в 1854 г. В 1870 г. Савра-
сов тяжело заболевает (алкоголизм).
Он лечится в больнице. Но в 1897 г.
в Москве, в больнице для бедных
умирает.
Слайд 48Исаак Ильич Левитан
(1860 г. – 1900 г.)
Родился в местечке Кибарты
(Ковенская
губерния; ныне Литва)
в образованной, но бедной еврейс-
кой семье. В начале 1870 г. семья
переехала в Москву, и в 1873 г. Леви-
тан поступил в Московское Училище жи-
вописи, ваяния и зодчества. В 1891 г. Ле-
витан был принят в члены Товари-
щества Передвижных художественных
выставок. С 1898 г. Левитан препода-
вал в Училище живописи, ваяния и зод-
чества. Художник скончался в 1900 г.
в Москве. Он был с учениками на
этюдах, простудился и слег.
Слайд 49«Березовая роща» (1885 – 1889 г.)
Слайд 51Заключение.
В живописи 19 века произошла смена направлений. Она
стала подлинным искусством, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа. Также живопись откликалась на запросы жизни и активно вторгалась в нее. В искусстве окончательно утвердился реализм, суть которого заключалась, с одной стороны, в тяге к максимальной точности и объективности в отображении жизни, с другой – в стремлении ставить средствами искусства волновавшие современное общество вопросы. Т.о. главной чертой реализма была действительность. Основными жанрами стали: бытовой жанр, пейзаж, исторический и портретный. А такие художники как Е. И. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков и другие навсегда вошли в мировую культуру.
Слайд 52Библиография
Источники.
1. Нестеров М.В. Воспоминания. М., 1989.
2. Паустовский К.Г. Левитан. М., 1968.
3.
Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1982.
4. Чуковский К.И. Илья Репин. М., 1983.
Слайд 53Исследовательская (научно – популярная) литература.
5. Бенуа А.Н. История русской живописи в
19 веке. М., 1999.
6. История русской живописи 80-х г. 19 века. М., 2007.
7. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.
8. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.
9. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1959.
10. Михайлова К.В. Из истории реализма в русской живописи. М., 1982.
11. Русская живопись: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 2002.
12. Шумова М.Н. Русская живопись середины 19 века. М., 1984.
13. Яковлева Н.А. Реализм. Русская живопись. М., 2007.
Слайд 54Художественные реконструкции.
14. Венецианов А.Г. Репродукции: Альбом. М., 1976.
15. Венецианов А.Г.,
1780 – 1847: Альбом/ Авт.-сост. Г.К. Леонтьева. Л., 1980.
16. Ге Н.Н.: Альбом/ Авт.-сост. Т.Ф. Горина. М., 1977.
17. Крамской И.Н.: Альбом/ Авт.-сост. Т.И. Курочкина. М., 1963.
18. Левитан И.И.: Альбом/ Авт.-сост. Г.Н. Друженкова. М., 1968
19. Перов В.Г.: Альбом/ Авт.-сост. А.Н. Леонов. М., 1977.
20. Поленов В.Д.: Альбом/ Авт.-сост. Г.С. Чурак. М., 1978.
21. Репин И.Е.: Альбом/ Авт.-сост. Э.Б. Кузнецова. М., 1977.
22. Саврасов А.К.: Альбом/ Авт.-сост. Т.Ф. Горина. М., 1965.
23. Суриков В.И.: Альбом/ Авт.-сост. Д.С. Сарабьянов. М., 1970.
24. Федотов П.А.: Альбом/ Авт.-сост. Д.С. Сарабьянов. М., 1978.
25. Шишкин И.И.: Альбом/ Авт.-сост. О.В. Круглова. М., 1976.